г.Луга 10 марта 2021 года
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу № 2-578/2021
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Михайлова В.В.
при помощнике судьи Дубининой К.А.,
с участием прокурора Фисун А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области и муниципальному образовательному учреждению «Загорская начальная школа детский сад» об обязании обеспечить финансирование и установку ультрафиолетовых бактерицидных установок,
УСТАНОВИЛ:
Лужский городской прокурор обратился в Лужский городской суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области и муниципальному образовательному учреждению «Загорская начальная школа детский сад» (далее МОУ«Загорская начальная школе детский сад») в срок до 1.09.2021 г. обеспечить соблюдение режима обеззараживания и очистки воздуха путем установки ультрафиолетовых бактерицидных установок в помещениях пищеблока и столовой указанного учреждения по адресу: Ленинградская область, Лужский район, п.Приозерный ул.Центральная д.9а и обязании администрации Лужского муниципального района обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию в МОУ «Загорская начальная школа детский сад» режима обеззараживания и очистки воздуха в срок до 1.06.2021 г.
Указав при этом в обоснование, что Лужской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере здоровья несовершеннолетних, обучающихся в образовательных учреждениях Лужского муниципального района.
В ходе проверки установлено, что в помещениях пищеблока и столовой МОУ «Загорская начальная школа детский сад», расположенного по адресу: Ленинградская область, Лужский район, п.Приозерный ул.Центральная д.9а, не соблюден режим обеззараживания и очистки воздуха с применением бактерицидных облучателей, в указанных помещениях отсутствуют ультрафиолетовые бактерицидные установки.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п.15 ч.3 ст.28, п.п.8,10 ст.41 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.ст.28,51 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1 п.3 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.11.2013 г. № 63, Руководство "Р 3.5.1904-04. 3.5. Дезинфектология. Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.03.2004 г., СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" от 28.09.2020 г.
Указывает, что нарушения санитарного законодательства создают угрозу жизни и здоровью работников, несовершеннолетних обучающихся, их родителей и иных граждан, посещающих образовательную организацию.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Фисун А.С. поддерживает исковые требования по указанным основаниям.
Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, привлеченное к участию в деле согласно ст. 47 ГПК РФ, в письменном заключении полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению.
МОУ «Загорская начальная школа детский сад», явку представителя в судебное заседание не обеспечило, просит слушать дело в его отсутствие, представило письменный отзыв на иск, в котором возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, ссылается на письмо Роспотребнадзора от 21.10.2020 г. № 02/21655-2020-32, согласно которому альтернативной мерой, направленной на снижение уровня микробной обсемененности, является регулярное проветривание помещений с естественной вентиляцией. Право использовать тот или иной способ обеззараживания воздуха остается за хозяйствующими субъектами. Указывает, что все помещения ответчика оснащены вентиляцией и /или возможностью регулярного проветривания.
Администрация Лужского муниципального района явку представителя в судебное заседание не обеспечила, в письменном отзыве на иск возражает против удовлетворения заявленных требований, поддерживает доводы представителя учебного заведения. Указывает, что приобретение дорогостоящего дополнительного оборудования не является первичной необходимостью бюджетного учреждения в условиях дотационного бюджета Лужского муниципального района.
Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, находит требования Лужского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ст.4 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются: приоритет охраны здоровья детей (п.3); ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья (п.5).
Ст.7 указанного Закона устанавливает: дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (п.2). Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья п.3).
В соответствии со ст. 28 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Закона «Об образовании»), к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (ч.3 п.15).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации ( п.2 ч.6).
Ч.4 ст.41 Закона «Об образовании» устанавливает: организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий (п.2), соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (п.3).
Согласно ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федерального закона N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).
В соответствии со ст.11 Федерального закона № 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ст.28 Федерального закона № 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно ст.39 Федерального закона № 52-ФЗ, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.1).
В силу ч.2 ст.51 Федерального закона № 52-ФЗ главный государственный санитарный врач Российской Федерации наряду с правами и полномочиями, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей статьи, наделяется дополнительными полномочиями: принимать постановления, издавать распоряжения и указания, утверждать методические, инструктивные и другие документы по вопросам организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая методики расчета и оценки риска для здоровья человека.
В соответствии с п.7.8 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.11.2013 г. № 63, зарегистрированных в Минюсте России 04.04.2014 г. № 31831, в детских образовательных и оздоровительных организациях, организациях социального обеспечения обеспечивается соблюдение текущей дезинфекции химическими дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению, соблюдение масочного режима, гигиенической обработки рук, обеззараживания и очистки воздуха с применением технологий, прошедших оценку соответствия и разрешенных к применению, в том числе ультрафиолетовое облучение и проветривание помещений.
Согласно п.2.4.6.2 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28, помещения для приготовления и приема пищи, хранения пищевой продукции оборудуются технологическим, холодильным и моечным оборудованием, инвентарем в соответствии с гигиеническими нормативами, а также в целях соблюдения технологии приготовления блюд, режима обработки, условий хранения пищевой продукции.
Для обеззараживания воздуха в холодном цехе используется бактерицидная установка для обеззараживания воздуха.
При отсутствии холодного цеха приборы для обеззараживания воздуха устанавливают на участке (в зоне) приготовления холодных блюд, в мясорыбном, овощном цехах и в помещении для обработки яиц.
В пункте 2.14 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 г. N 32, установлено: для обеззараживания воздуха в помещениях, задействованных в приготовлении холодных блюд, мягкого мороженого, кондитерских цехах по приготовлению крема и отделки тортов и пирожных, цехах и (или) участках порционирования блюд, упаковки и формирования наборов готовых блюд должно использоваться бактерицидное оборудование в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
Т.о., согласно указанным нормам права, в помещениях для приготовления и приема пищи образовательного учреждения должно обеспечиваться наличие ультрафиолетовых бактерицидных установок.
При этом суд находит ссылки ответчиков на письмо Роспотребнадзора от 21.10.2020 г. № 02/21655-2020-32 "Об обеззараживании воздуха в помещениях" не могут быть приняты во внимание, поскольку данное письмо не является нормативным актом, принятым в установленном законом порядке.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Пунктом 3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений переданы органам местного самоуправления муниципальных районов.
В силу изложенного, обязанность по финансированию содержания здания образовательного учреждения, а также его надлежащему оборудованию возложена на органы местного самоуправления муниципального района.
В ходе рассмотрения дела установлено:
МОУ «Загорская начальная школа детский сад», расположено по адресу: Ленинградская область, Лужский район, п.Приозерный ул.Центральная д.9а, является самостоятельным юридическим лицом, целью деятельности которого является образовательная деятельность в области среднего общего образования.
Учредителем и собственником имущества данного учреждения является муниципальное образование Лужский муниципальный район Ленинградской области.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, в помещениях пищеблока и столовой МОУ «Загорская начальная школа детский сад», по адресу: Лужский район, п.Приозерный ул.Центральная д.9а, отсутствуют ультрафиолетовые бактерицидные установки.
В связи с изложенным, суд находит требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ подлежащими удовлетворению.
На МОУ «Загорская начальная школа детский сад», должна быть возложена обязанность оборудования в помещениях пищеблока и столовой ультрафиолетовых бактерицидных установок.
На администрацию Лужского муниципального района должна быть возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию в помещениях пищеблока и столовой «Загорская начальная школа детский сад», ультрафиолетовых бактерицидных установок.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд находит необходимым установить срок до 1.06.2021 г. для исполнения решения суда в части обеспечения финансирования мероприятий по оборудованию указанных установок и до 1.09.2021 г. по их установке в помещениях пищеблока.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лужского городского прокурора - удовлетворить.
Обязать МОУ «Загорская начальная школа детский сад» обеспечить соблюдение режима обеззараживания и очистки воздуха в образовательном учреждении, путем установки ультрафиолетовых бактерицидных установок в помещениях пищеблока и столовой МОУ «Загорская начальная школа детский сад» по адресу Лужский район, п.Приозерный ул.Центральная д.9 а, в срок до 1.09.2021 г.
Обязать администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области обеспечить финансирование мероприятий по установке ультрафиолетовых бактерицидных установок в МОУ «Загорская начальная школа детский сад» в срок до 1.06.2021 г.
Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
решение суда в окончательной форме изготовлено 17.03.2021 г.
47RS0012-01-2020-002858-60