Дело № 2-215/2022
УИД 33RS0005-01-2021-003864-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Александров «15» июля 2022 г.
Александровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Маленкиной И.В.,
при секретаре Генус В.А.,
с участием истца Лаврентьевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаврентьевой О.И. к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальная служба «Алдега» и обществу с ограниченной ответственностью «Региональная тепло-эксплуатационная компания» о возложении обязанностей и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Лаврентьева О.И. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальная служба «Алдега» (далее – ООО ЖКС «Алдега») и обществу с ограниченной ответственностью «Региональная тепло-эксплуатационная компания» (далее – ООО «РТЭК») с вышеуказанным иском, в котором с учетом уточнений просила: 1. обязать ООО ЖКС «Алдега» или ООО «РТЭК» привести технический паспорт многоквартирного дома <адрес> (далее – МКД) по форме и содержанию в соответствие с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 г. № 37, с указанием актуальных сведений об общих площадях жилых и нежилых помещений, мест общего пользования многоквартирного дома; 2. обязать ООО ЖКС «Алдега» выполнить перерасчет платы за электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, потребленные на общедомовые нужды, с учетом пересчитанной площади, указанной в техническом паспорте на указанный МКД в период управления домом; 3. взыскать с ООО ЖКС «Алдега», либо с ООО «РТЭК», либо солидарно с ООО ЖКС «Алдега» и ООО «РТЭК» компенсацию морального вреда в порядке ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в размере 70000 руб.
В обоснование исковых требований истец Лаврентьева О.И. указала, что является сособственником <адрес> На основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГг. ООО ЖКС «Алдега» осуществляло управление МКД. Инспекцией государственного жилищного надзора Владимирской области (далее – ГЖИ), в ходе проверки порядка начисления платы за содержание жилого помещения в МКД, было установлено, что ООО ЖКС «Алдега» производит такие начисления на основании недостоверной информации об общей площади жилых и нежилых помещении, о чем в адрес управляющей организации вносились предписания. В предписаниях ГЖИ, выданных ООО ЖКС «Алдега», указано на обязанности: принять меры по внесению в технический паспорт МКД сведений об общих площадях жилых и нежилых помещений, мест общего пользования; привести в соответствии с законодательством начисление платы за электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, потребленные на общедомовые нужды, жителям МКД с учетом актуальной площади, указанной в техническом паспорте; выполнить перерасчет платы за электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, потребленные на общедомовые нужды, с ДД.ММ.ГГГГг. жителям МКД с учетом площади, указанной в техническом паспорте. Законность предписания подтверждена решением Арбитражного суда Владимирской области от 25 мая 2021г. по делу № А11-2718/2020. ООО ЖКС «Алдега» при расчете суммы расходов коммунальных ресурсов электрической энергии, холодного и горячего водоснабжения, потребляемых при содержании общего имущества МКД, учтена площадь мест общего пользования в размере, которя не указана в техническом паспорте МКД и не подтверждена какими-либо документами. Актуализация технического паспорта относится к обязательным работам управляющей организации и не требует решения общего собрания собственников помещений МКД. Имеющийся технический паспорт на МКД по форме и содержанию не соответствует Инструкции о проведении учета жилищного фонда РФ, утвержденной приказом Минземстроя России от 4 августа 1998г. № 37. ООО ЖКС «Алдега» уклонилось от принятия мер по актуализации технического паспорта МКД, что является лицензионным требованием и его прямой обязанностью. В течении длительного времени ООО ЖКС «Алдега» производило начисление указанной платы без учета актуальной площади, указанной в техническом паспорте МКД, что привело к необоснованным убыткам у части собственников помещений дома. Вред, причиненный вследствие ненадлежащего исполнения услуг осуществляющим деятельность по управлению МКД, подлежит возмещению с учетом положений Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Первоначально иск Лаврентьевой О.И. был предъявлен к ООО ЖКС «Алдега». По ходатайству истца в качестве соответчика привлечено ООО «РТЭК», которое осуществляет управление МКД в настоящее время.
В судебном заседании истец Лаврентьева О.И. настаивала на удовлетворении иска по изложенным основаниям, дополнительно пояснила, что до настоящего времени актуализированный технический паспорт МКД управляющей организацией не оформлен, на её претензию об изготовлении технической документации ООО «РТЭК» не отреагировало, ООО ЖКС «Алдега» перерасчет платы за коммунальные ресурсы, потребленные в местах общего пользования МКД, не произвело.
Представитель ответчика ООО «РТЭК», надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах не явки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался. Ранее представить ООО «РТЭК» просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные возражения, в которых указал о несогласии с иском. поскольку ООО ЖКС «Алдега» должно привести техническую документацию МКД в соответствие, то есть внести актуальные сведения в технический паспорт МКД .
Представитель ответчика ООО ЖКС «Алдега», надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, с иском Лаврентьевой О.И. не согласился, представил письменные возражения на иск . Из возражений представителя ответчика следует, что договорные отношения между ООО ЖКС «Алдега» и собственниками помещений многоквартирного дома <адрес> в настоящее время отсутствуют, в связи с чем общество является ненадлежащим ответчиком по делу. Упомянутое истцом предписание ГЖИ не исполнено, было обжаловано в Арбитражном суде Владимирской области и отменено решением от 27 января 2022г. по делу № А11-6292/2021. В период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. ООО ЖКС «Алдега» не нарушало права истца Лаврентьевой О.И. ООО «ЖКС «Алдега» производило начисление платы за коммунальные ресурсы, потребленные в местах общего пользования МКД, по условиям договора от ДД.ММ.ГГГГг. из расчета тарифа 47 руб. 87 коп. с кв.м, утвержденного администрацией Александровского р-на. В период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. ООО ЖКС «Алдега» выполняло работы по содержанию и текущему ремо6нту МКД, начисляло плату на основании постановления администрации Александровского р-на от 27 декабря 2019г. № 2543. В последний период действовал тариф 22 руб. 57 коп., расходы на общедомовые нужды определялись по счетам-фактурам, предоставляемым ресурсоснабжающими организациями. ДД.ММ.ГГГГг. ООО ЖКС «Алдега» было принято решение о возврате начисленных Лаврентьевой О.И. 5586 руб. 76 коп., начисленных за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. Отсутствуют доказательства того, что в период управления ООО ЖКС «Алдега» были проведены реконструкция, модернизация, перепланировка, переоборудование помещений в МКД.
Представитель третьего лица администрации Александровского района, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица
Третье лицо Лаврентьев А.В., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах не явки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
В силу ч.1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с положениями ч.3 ст.156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч.1 ст. 161 ЖК РФ).
В силу ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно положениям части 5 статьи 161, пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ с управляющей компанией, назначенной по результатам проведенного конкурса, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления многоквартирным домом, в котором указывается стоимость платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Истец Лаврентьева О.И. и третье лицо Лаврентьев А.В. являются собственниками двух комнат общей площадью *** кв.м по адресу: <адрес> на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГг., в равных долях .
По обстоятельствам настоящего дела установлено, что ООО ЖКС «Алдега» органом местного самоуправления – администрацией Александровского района было назначено управляющей организацией многоквартирного дома <адрес> (МКД) по результатам проведенного конкурса, обязанность собственников помещений указанного дома заключить договор управления этим домом с управляющей организацией возникла в силу ч.5 ст. 161 ЖК РФ .
Договор управления многоквартирным домом был заключен ДД.ММ.ГГГГг., по условиям которого определено, что размер платы за коммунальные услуги, потребляемые в помещениях, оснащенных квартирными приборами учета, а также при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета в соответствии с объемами фактического потребления коммунальных услуг, определяемых в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации, а при отсутствии квартирных и (или) общедомовых приборов учета устанавливается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органом местного самоуправления, в порядке, установленным федеральным органом (п.4.4 договора).
В соответствии с п.4.3, разделом 4 приложения 4 договора управления, размер платы за помещение (я) устанавливается в зависимости от цены договора соразмерно доле собственника в праве общей собственности на общее имущество в размере 47 руб. 87 коп. в месяц за кв.м общей площади помещения собственника, из которых: плата за содержание и ремонт – 37 руб. 21 коп. за кв.м; расходы по услуге горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества (далее – ОДН) - 1 руб. 03 коп. за кв.м; расходы по услуге холодного водоснабжения ОДН – 00 руб. 11 коп. за кв.м; расходы по услуге электроснабжения ОДН – 9 руб. 52 коп. за кв.м.
Состав и состояние общего имущества многоквартирного дома отражены в приложениях № 1,2 к договору управления.
Решением инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области от 14 октября 2020г. № 783 многоквартирный дом <адрес> с ДД.ММ.ГГГГг. исключен из реестра лицензий ООО «ЖКС Алдега» в связи с истечением срока действия договора управления .
Поскольку на момент истечения срока действия договора от ДД.ММ.ГГГГг. управляющая организация в отношении МКД не была избрана, ООО «ЖКС Алдега» осуществляло аварийное обслуживание МКД в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. (ст.200 ЖК РФ). В указанный период ООО ЖКС «Алдега» производило начисление платы в соответствии с постановлением администрации Александровского района от 27 декабря 2019г. № 2543 .
В соответствии с ч.17 ст. 161 ЖК РФ, до выбора собственниками помещений МКД способа управления или до заключения договора управления МКД с управляющей организацией, на основании постановления администрации Александровского района от ДД.ММ.ГГГГг. № ООО «РТЭК» определено временной управляющей организацией МКД с ДД.ММ.ГГГГг. .. Указанным постановлением установлен размер платы за выполнение работ и услуг по управлению МКД и по содержанию и ремонту общего имущества в МКД в размере 23 руб. в месяц за кв.м общей площади жилого помещения в доме.
Сторонами по делу не оспаривалось, что при расчете платы за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды (ОДН) учитываются площади общего имущества дома (места общего пользования); в доме отсутствуют общедомовые приборы учета холодного и горячего водоснабжения, имеется общедомовой прибор учета электроэнергии.
Технический паспорт МКД оформлен по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. и в последующем не актуализировался - техническая инвентаризация многоквартирного дома не проводилась, площадь мест общего пользования не уточнялась .
По результатам проверок ГЖИ в адрес ООО ЖКС «Алдега» выносились предписания от ДД.ММ.ГГГГг. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГг. , от ДД.ММ.ГГГГг. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГг. . и от ДД.ММ.ГГГГг. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГг. . о принятии мер по внесению изменений в технический паспорт МКД, сведений об общих площадях жилых и нежилых помещений, мест общего пользования и приведению в соответствии с законодательством начисление платы за электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, потребляемые на общедомовые нужды (ОДН) с учетом актуальной площади, указанной в техническом паспорте МКД и производстве перерасчета платы за электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, потребляемые на ОДН.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 27 января 2022г. предписание ГЖИ от 9 апреля 2021г. отменено .
На основании постановления мирового судьи судебного участка № 1 г.Александрова и Александровского р-на от 28 февраля 2020г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч.24 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО ЖКС «Алдега» в связи с отсутствием состава административного правонарушения (п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ), по факту невыполнения предписания ГЖИ от 10 июля 2019г. .
В ходе проводимых ГЖИ проверок установлено и отражено в актах проверок от ДД.ММ.ГГГГг. , от ДД.ММ.ГГГГг. , что после приобретения общежитием по адресу: <адрес>, статуса многоквартирного, проживающими в МКД гражданами осуществлялась приватизация жилых помещений, в том числи доли вспомогательных помещений, в связи с чем информация об общих размерах площадей (общей, жилых и нежилых помещений и др.) расходится с данными, указанными в техническом паспорте МКД.
Решениями Александровского городского суда от 12 марта 2021г. по иску Лаврентьевой О.И. к Ш.. и ООО ЖКС «Алдега» и от 15 апреля 2021г. по иску Лаврентьевой О.И. к Е. и ООО ЖКС «Алдега» установлены факты передачи порядке приватизации в собственность Ш. и Е. жилых помещений вместе с вспомогательными помещениями внутри секций МКД – кухни, коридоры, санузлы и т.д., которые по данным технического паспорта по состоянию на 1982г. отнесены к местам общего пользования МКД.
После 1982г. техническая инвентаризация МКД не проводилась, площадь мест общего пользования не уточнялась.
Несмотря на отнесение указанных вспомогательных помещений к общей долевой собственности собственников жилых помещений, согласно устаревшей технической документации БТИ, они включены в общую площадь мест общего пользования дома.
В ч.1 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичный порядок определения платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
В соответствии с п.40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения № 2 к настоящим Правилам.
При расчете объемов и стоимости поставленного на общедомовые нужды коммунального ресурса одной из составляющих формулы № 12 приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг являются общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме и общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно п.48 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения № 2 к настоящим Правилам.
При расчете объемов и стоимости поставленного на общедомовые нужды коммунального ресурса одной из составляющих формулы № 15 приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг являются общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме и общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, для определения размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общедомового имущества в МКД, следует учитывать действующие тарифы, общую площадь жилого помещения, всех жилых (нежилых) помещений и помещений, относящихся к общему имуществу в МКД.
Указание на необходимость использования данных технического паспорта при расчете платы за ресурсы и услуги, поставляемые на общедомовые нужды, содержится в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22 ноября 2012г. № 29433-ВК/19.
Перечень документов, отнесенных к технической документации на многоквартирный дом, определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
В соответствии с п.п.24,27 указанных Правил сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя, в числе прочего, документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
В силу пп.а п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 416, управляющая организация принимает, хранит и передает техническую документацию на многоквартирный дом, а также ее актуализирует и восстанавливает (при необходимости).
Согласно пп.б п.6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013г. № 290, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны, в том числе, вести и хранить техническую документацию на многоквартирный дом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом (приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 г. № 37).
В соответствии с п.1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003г. № 170 (далее - Правил № 170), в состав технической документации длительного хранения входят, в том числе, паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок.
Техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п. (п.1.5.2 Правил №170).
Ответственным лицом по содержанию общего имущества и предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ является управляющая организация, которая в соответствии с п.1.6 Правил № 170 должна вносить изменения в технический паспорт многоквартирного дома.
Как следует из Правил предоставления коммунальных услуг управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг.
Денежные средства, поступающие от нанимателей и собственников помещений МКД, перечисляются на расчетный счет управляющей организации.
Расходы управляющей организации, связанные с изготовлением технического паспорта входят в плату за управление многоквартирным домом, и именно на управляющей организации лежит обязанность в случае изменений площади жилых и (или) нежилых помещений, изменения площади общего имущества многоквартирного дома, актуализировать технический паспорт.
Таким образом, на управляющую организацию должна быть возложена обязанность по приведению технического паспорта МКД по форме и содержанию в соответствие с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 г. № 37 (далее – Инструкция).
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (ч.1 ст. 192 ЖК РФ).
В соответствии с ч.6 ст. 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.
Договор управления МКД заключенный с ООО ЖКС «Алдега» прекратил свое действие.
Решением ГЖИ от 14 октября 2020г. № 783 в реестр лицензии ООО ЖКС «Алдега» внесены изменения в части исключения МКД с 31 октября 2020г.
В настоящее время управляющей организацией в отношении МКД является ООО «РТЭК».
При изложенных обстоятельствах, в силу указанного нормативного регулирования, на ООО «РТЭК» суд возлагает обязанность по приведению технического паспорта МКД в соответствии с требованиями Инструкции.
Рассматривая требования истца Лаврентьевой О.И. о возложении на ООО ЖКС «Алдега» обязанности выполнить перерасчет платы за электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, потребленные на общедомовые нужды, с учетом пересчитанной площади, указанной в техническом паспорте на указанный МКД в период управления домом, суд приходит к следующему.
На дату рассмотрения дела судом данные технического паспорта на МКД не актуализированы.
При расчете соответствующей платы за коммунальные ресурсы, потребленные на общедомовые нужды, ООО ЖКС «Алдега» в период управления исходило из сведений о площади жилых помещений, указанных в Едином государственном реестре недвижимости.
До подтверждения изменения площадей жилых (нежилых) помещений и помещений общего пользования в МКД в период управления ООО ЖКС «Алдега», основания для возложения на эту организацию обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные ресурсы, потребленные на общедомовые нужды, у суда отсутствуют.
Истец Лаврентьева О.В. в рамках рассмотренного Александровским городским судом гражданского дела № 2-857/2019 оспаривала договор управления от ДД.ММ.ГГГГг. в части формирования цены договора и нормативов по коммунальным услугам электроснабжения, горячего и холодного водоснабжения на ОДН, как противоречащей положениям ст. 36 ЖК РФ, а также в числе прочего просила о возложении на ООО «ЖКС Алдега» произвести перерасчет общих площадей жилых помещений в доме, цены договора управления и возместить убытки, понесенные в результате завышения нормативов на коммунальные услуги и завышенной ценой договора.
Решением суда от 14 июня 2019г., вступившим в законную силу 3 сентября 2019г., Лаврентьевой О.И. в указанном иске к администрации Александровского района и ООО «ЖКС Алдега» отказано .
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским дела Владимирского областного суда от 18 февраля 2022г. по делу № 33-65/2022 подтверждена обоснованность расчета ООО ЖКС «Алдега» соответствующей платы .
За период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. ООО ЖКС «Алдега» произвело перерасчет платы в отношении жилого помещения истца с возвратом последней 5586 руб. 76 коп. .
Таким образом, в удовлетворении требования истца Лаврентьевой О.И. к ООО ЖКС «Алдега» о перерасчете следует отказать.
Также не подлежит удовлетворению требование к ООО ЖКС «Алдега» о компенсации морального вреда, как производного от требований по внесению изменений в технический паспорт и о перерасчете платы.
Основания для солидарного взыскания с ООО ЖКС «Алдега» и ООО «РТЭК» компенсации морального вреда в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) отсутствуют.
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда (ст.15 Закона о защите прав потребитей).
В п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» содержится разъяснение о том, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
В данном случае истцом Лаврентьевой О.И. суду представлены доказательства её обращения с претензий в ООО «РТЭК» ДД.ММ.ГГГГг., в которой она просит привести технический паспорт МКД по форме содержанию в соответствии с Инструкцией ю
Ответ ООО «РТЭК» на претензию Лаврентьевой О.И. не последовал, на дату рассмотрения дела судом технический паспорт не актуализирован, сведения о начале соответствующих работ с привлечением специалистов суду не представлены, поэтому имеются основания для взыскания с этого ответчика компенсации морального вреда.
С учетом принципа разумности и справедливости, исходя из того, что нарушенное право носит имущественный характер, не связано с причинением истцу физических страданий, суд считает возможным взыскать с ООО «РТЭК» в пользу истца Лаврентьевой О.И. компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Поскольку вдобровольном порядке требования истца Лаврентьевой О.И. по актуализации технического паспорта не удовлетворены, суд полагает необходимым взыскать с ООО «РТЭК» штраф в размере 1500 руб. (3000 руб. :2).
На основании изложенного, исковые требования Лаврентьевой О.И. подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО «РТЭК» в пользу местного бюджета муниципального образования Александровский р-он <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Лаврентьевой О.И. удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Региональная тепло-эксплуатационная компания» привести технический паспорт многоквартирного дома <адрес> по форме и содержанию в соответствие с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 г. № 37, с указанием актуальных сведений об общих площадях жилых и нежилых помещений, мест общего пользования многоквартирного дома.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Региональная тепло-эксплуатационная компания» в пользу Лаврентьевой О.И. компенсацию морального вреда в размере 3000 руб. и штраф в размере 1500 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Региональная тепло-эксплуатационная компания» в пользу местного бюджета муниципального образования Александровский район Владимирской области государственную пошлину в размере 600 руб.
В удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальная служба «Алдега» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Маленкина И.В.