Дело №2-4602/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кызыл 29 сентября 2016 года
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сат А.Е., при секретаре Ондар А.К., с участием представителя истца ФИО2, представителей ответчиков ФИО3, ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Департамент городского хозяйства Мэрии г. Кызыла», Мэрии г. Кызыла, Муниципальному унитарному предприятию «Благоустройство», Агентству по жилищному и коммунальному хозяйству о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения бытовых отходов жизнедеятельности и строительного мусора путем вывоза на полигон твердых бытовых отходов г.Кызыла,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения бытовых отходов жизнедеятельности и строительного мусора путем вывоза на полигон твердых бытовых отходов г.Кызыла, указав на то, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва (далее Управление) в соответствии со статьей 44 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в рамках систематического наблюдения за исполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями санитарного законодательства, в части обращения с отходами производства и потребления, было проведено ДД.ММ.ГГГГ обследование территории г. Кызыла: <адрес>.
В ходе обследования установлено, что на территории г. Кызыла существуют места захламления и несанкционированного размещения твердых бытовых отходов.
В результате ненадлежащего исполнения федерального законодательствадолжностными лицами Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла, выразившееся в бездействии и повлекшееобразованиеповсеместных стихийных свалок, что нарушает права населения на благоприятнуюокружающую среду обитания, создаются препятствия к осуществлениюгражданами и муниципальным образованием права по использованию земли как основы жизнедеятельности, происходит загрязнение окружающей среды, что влияет на состояние здоровья граждан.
Просит суд обязать Департамент городского хозяйства Мэрии города Кызыла ликвидировать места несанкционированного размещения бытовых отходов жизнедеятельности и строительного мусора путем вывоза на полигон твердых бытовых отходов г.Кызыла из следующих адресных ориентиров: <адрес> (фотоматериалы прилагаются).
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчиков к участию в деле привлечены Мэрия г. Кызыла, Муниципальное унитарное предприятие «Благоустройство», Агентство по жилищному и коммунальному хозяйству.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседанииподдержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Муниципального казенного учреждения Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла ФИО4, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. Считает, что в связи с изменениями в законодательстве, полномочия по утилизации несанкционированных свалок переданы на органе исполнительной власти субъекта. Кроме того, собственники домов свою территорию должны убирать сами. Просит отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика Мэрии г. Кызыла ФИО3 по доверенности с иском не согласилась, указав, что с 1 января внесены изменения, органы местного самоуправления принимают участие в организации по уборке свалок.
Представитель ответчика Агентства по жилищному и коммунальному хозяйству РТ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика МУП «Благоустройство»в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. На основании ст.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствиис пунктом 2 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999г.N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,Главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Согласно ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правоотношения в области отходов производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии пунктами 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления городских округов на участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов также закреплены в статье 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов отнесена обязанность по ликвидации объектов несанкционированного размещения бытовых отходов.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ обследования территории г. Кызыла, вдоль <адрес> и по <адрес> обнаружены места несанкционированного размещения бытовых отходов жизнедеятельности и строительного мусора.
В материалы дела представлена фотографии с места размещения отходов потребления и производства, на которой видно, что на территории указанного земельного участка имеется несанкционированная свалка бытовых отходов. Наличие свалки на указанном участке представитель ответчика также не оспаривал.
Территории, занятые несанкционированными свалками, находятся в пределах границ муниципального образования город Кызыл.
Согласно Уставу городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» утвержденному решением Хурала представителей г.Кызыла от 05 мая 2005 года № 50, в обязанности Мэрии г.Кызыла входит организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п. 22).
Согласно п.п. 2.27, 2.28 Положения о Департаменте городского хозяйства Мэрии города Кызыла, утвержденного постановлением Мэра г.Кызыла от 14 декабря 2010 года № 3109, основными задачами Департамента городского хозяйства Мэрии г.Кызыла, являющегося отраслевым органом Мэрии г.Кызыла, является организация вывоза ТБО и ЖБО, организация сбора, вывоза, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, охрана окружающей среды.
Представитель Департамента городского хозяйства Мэрии города Кызыла заявила, что данное положение утратило силу, сейчас действует положение в другой редакции, однако на запрос суда Положения в новой редакции не представлено.
Таким образом, судом установлено, что в обязанности МКУ Департамента городского хозяйства Мэрии г.Кызыла входит организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории г. Кызыла.
Суду доказательств того, что ответчик предпринял меры, направленные на организацию сбора, вывоза, отходов производства и потребления на территории указанного земельного участка не представлено.
Ненадлежащее выполнение обязанностей ответчиком приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, тем самым негативно влияет на состояние окружающей среды, а бездействие Департамента городского хозяйства Мэрии г.Кызыла в обязанность которой входит принимать своевременные меры по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых бытовых отходов, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Доводы ответчиков о том, что с ДД.ММ.ГГГГ полномочия в области обращения с отходами переданы органам исполнительной власти субъектов, не состоятельны, так как полномочия в области обращения с отходами не переданы, а перераспределены. Изменения в законодательстве не освобождают органы местного самоуправления от участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Доводы представителя Мэрии г. Кызыла о том, что не имеется полигона для мусора, не имеют правового значения для настоящего дела, поскольку обязанность органа местного самоуправления участвовать в организации сбора, вывоза, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов предусмотрена законом и не зависит от наличия полигона.
Таким образом, суд считает требования истца кМуниципальному казенному учреждению«Департамент городского хозяйства Мэрии г. Кызыла» об обязании ликвидировать несанкционированное размещение бытовых отходов жизнедеятельности и строительного мусора путем вывоза на полигон твердых бытовых отходов г.Кызыла обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, а именнов течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку указанный срок является достаточным и разумным для его надлежащего исполнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Департамент городского хозяйства Мэрии г. Кызыла», Мэрии г. Кызыла, Муниципальному унитарному предприятию «Благоустройство», Агентству по жилищному и коммунальному хозяйству
о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения бытовых отходов жизнедеятельности и строительного мусора путем вывоза на полигон твердых бытовых отходов г.Кызыла – удовлетворить частично.
ОбязатьМуниципальное казенное учреждение«Департамент городского хозяйства Мэрии города Кызыла» ликвидировать места несанкционированного размещения бытовых отходов жизнедеятельности и строительного мусора путем вывоза на полигон твердых бытовых отходов г.Кызыла из следующих адресных ориентиров: <адрес> течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней).
Судья А.Е. Сат