Решение по делу № 33-105/2020 от 11.12.2019

Судья Вахрушева Е.В. Дело № 2-8423/2019    

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 января 2020 года № 33-105/2020

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Балаевой Т.Н.,

судей Кяргиевой Н.Н., Татарниковой Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Летучевой И.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кренделева К.К. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 17 октября 2019 года, которым исковые требования Кренделева К.К. к обществу с ограниченной ответственностью «Жилсервис» о возложении обязанности оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Кяргиевой Н.Н., объяснения Кренделева К.К., представителя общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис» Кот Л.В., судебная коллегия

установила:

Кренделев К.К. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилсервис» (далее – ООО «Жилсервис», управляющая компания) о возложении обязанности на управляющую компанию определить и затребовать переплату по тарифу за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов с перевозчика индивидуального предпринимателя Щапина А.Н. (далее – ИП Щапин А.Н.) и произвести расчеты с пользователями услуг.

Требования мотивировал тем, что решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 октября 2016 года по делу №..., оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 09 апреля 20198 года по делу №... установлено, что при определении тарифа на утилизацию твердых бытовых отходов (ТБО) для потребителей города Вологды на 2013 год необходимо руководствоваться тарифом без учета затрат на создание изолирующего слоя (рекультивацию) городской свалки с использованием в расчете показателя планируемого объема мусора в тоннах, рассчитанного на базе планируемого объема мусора в куб.м, при плотности 200 кг/куб.м, в размере 335 руб./тонну. На основании данного решения суда закрытое акционерное общество «...» (далее – ЗАО «...») осуществило возврат денежных средств ИП Щапину А.Н., который, полагает, в свою очередь должен произвести возврат излишне начисленной стоимости по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов (далее - ТБО) управляющей компании, а она – потребителям услуг. Письмом от 11 июля 2019 года №... в удовлетворении претензии Кренделева К.К. о перерасчете размеры платы за услуги по утилизации ТБО за 2013-2014 года ООО «Жилсервис» отказало.

Считая отказ неправомерным и ссылаясь на положения статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, Кренделев К.К. просил обязать ООО «Жилсервис» определить и истребовать у ИП Щапина А.Н. переплату по тарифу за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, образовавшуюся в период с 2013 года по 2014 год, произвести расчет с потребителями услуг и взыскать судебные расходы.

Определением суда от 19 августа 2019 года в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ИП Щапин А.Н. (л.д. 1).

В судебном заседании истец Кренделев К.К. исковые требования поддержал, просил в рамках данного дела возложить на ответчика обязанность произвести расчет только с ним как с потребителем услуг и взыскать неосновательное обогащение. Полагает, что на основании судебных решений в результате уменьшения тарифа на обращение с ТБО ИП Щапин А.Н. приобрел экономическую выгоду в размере 2 207 865 рублей, которую он получил неосновательно.

Представитель ответчика ООО «Жилсервис» по доверенности Кот Л.В. иск не признала, просила отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В отзыве указала, что содержание общего имущества включало в себя сбор и вывоз ТБО. В период с 01 февраля 2011 года по 31 декабря 2018 года тариф на содержание и ремонт общего имущества составлял 19,41 руб./кв.м согласно пункта 4.7 договора управления многоквартирным домом в редакции дополнительного соглашения от 01 июля 2011 года и постановления Администрации г. Вологды от 29 декабря 2010 года № 7296. В рамках данного тарифа собственникам предоставлялась услуга по сбору и вывозу ТБО в размере 1,72 руб./кв.м. Во исполнение своей обязанности по оказанию услуг по сбору и вывозу ТБО управляющей компанией с ИП Щапиным А.Н. заключен договор от 01 января 2013 года, согласно которому стоимость услуг по договору составила 1,72 руб./кв.м. Услуги ИП Щапиным А.Н. предоставлялись своевременно и в полном объеме, его отношения с третьими лицами никак не влияли на права и обязанности сторон по договору с управляющей компанией, следовательно, решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 октября 2016 года по делу №..., в рамках которого рассматривались отношения между ИП Щапиным А.Н. и ЗАО «...», на правоотношения и расчет между ООО «Жилсервис» и потребителем услуг также не влияло.

Третье лицо ИП Щапин А.Н., извещенное о времени, дате и месте судебного разбирательства, не явилось, а его представитель по доверенности Матвеева Е.Н. с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что с 01 января 2013 года стоимость оказываемых индивидуальным предпринимателем услуг для потребителей многоквартирного дома <адрес> не изменилась. Повышение тарифа ЗАО «<адрес>» не повлекло увеличение предпринимателем тарифов для потребителей. Отношения между Щапиным А.Н. и ООО «Жилсервис» основаны на договоре, в котором цена услуги определена. Неосновательное обогащение отсутствует.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе Кренделев К.К., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит о его отмене. В обоснование жалобы указывает, что надбавка к тарифу на утилизацию, обезвреживание и захоронение ТБО для потребителей, установленная решением Вологодской городской Думы от 29 ноября 2012 года № 1391, которое в дальнейшем решением Арбитражного суда Вологодской области от 23 января 2015 года №... признано несоответствующим законодательству Российской Федерации, должна быть исключена из расчета тарифа за сбор, вывоз и утилизацию ТБО. Полагает, что ИП Щапин А.Н., взыскав с ЗАО «...» денежные средства по решению Арбитражного суда Вологодской области от 28 октября 2016 года №..., необоснованно обогатился за счет потребителей, которые и производят оплату за вывоз и утилизацию ТБО.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель ООО «Жилсервис» по доверенности Кот Л.В. просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и отзыве на нее, не находит оснований для его отмены.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что тариф на содержание и ремонт общего имущества, включающий в себя плату за сбор и вывоз ТБО, определен в размере, установленном органом местного самоуправления, и в период с 01 февраля 2011 года по 31 декабря 2018 года не изменялся, а стоимость услуг ИП Щапина А.Н., осуществляющего вывоз и сдачу на утилизацию ТБО, по договору от 01 января 2013 года, заключенному между ним и ООО «Жилсервис», не превышает размер, предусмотренный договором управления многоквартирным домом с учетом дополнительного соглашения от 01 июля 2011 года, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку его выводы являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с частью 1 статьи 153 и частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги

Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника жилого помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Подпунктом «д» пункта 11 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, является составной частью содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Из толкования вышеуказанных норм материального права следует, что услуга по вывозу бытовых отходов относится не к коммунальной услуге, а к услуге по содержанию многоквартирного дома, при этом размер платы за сбор и вывоз бытовых отходов входит в состав платы на содержание дома и определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

В силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что Кренделев К.К. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 61).

Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «Жилсервис», с которым заключен договор управления многоквартирным домом (л.д. 37-39), по условиям которого размер платы за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома рассчитывается из расчета тарифа, принятого общим собранием собственников помещений (л.д. 38 оборотная сторона).

Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от 01 июля 2011 года утверждено дополнительное соглашения к договору управления многоквартирным домом (л.д. 43).

Дополнительным соглашением к договору управления многоквартирным домом от 01 июля 2011 года предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения подлежит изменению, в частности в случае неисполнения собственниками обязанности по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на общем собрании в указанный выше срок, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается управляющей компанией в размере, равном установленному уполномоченным органом местного самоуправления либо его должностным лицом размеру платы (за содержание и ремонт жилого помещения) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, в котором собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (л.д. 41).

Такой размер платы за содержание и ремонт жилого помещения установлен постановлением Администрации г. Вологды от 29 декабря 2010 года № 7296 «О внесении изменений в постановление Главы города Вологды от 10 апреля 2009 года N 1854», в соответствии с которым тариф для жилых домов со всеми удобствами, без лифта и мусоропровода с газовыми плитами составил 19 рублей 41 копейка за 1 кв.м, с учетом расходов на вывоз бытовых отходов.

Согласно калькуляции тарифа на содержание и ремонт общего имущества на 2013 года, представленной ООО «Жилсервис», расходы по вывозу и утилизации бытовых отходов составляли 1 рубль 72 копейки за 1 кв.м (л.д. 49).

В рамках установленного тарифа ООО «Жилсервис» 01 января 2013 года заключило с ИП Щапиным А.Н. договор на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритных бытовых отходов, по условиям которого стоимость услуги за вывоз и сдачу на утилизацию (захоронение) бытовых отходов составляет 1 рубль 72 копейки за 1 кв.м с общей жилой площади в месяц (л.д. 47).

Принимая во внимание, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, а расчет сумм подлежащих оплате на содержание и ремонт жилого помещения с учетом вывоза и утилизации твердых бытовых отходов произведен на основании тарифов, установленных постановлением Администрации г. Вологды от 29 декабря 2010 года № 7296, оснований полагать ошибочным вывод суда об отсутствии правовых оснований для возложения на ООО «Жилсервис» обязанности по определению и истребованию у ИП Щапина А.Н. переплаты по тарифу за вывоз и утилизацию ТБО и по перерасчету за 2013-2014 годы у судебной коллегии не имеется.

То обстоятельство, что решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 октября 2016 года №... с ЗАО «...» в пользу ИП Щапина А.Н. взыскано 298 669 рублей 24 копейки, денежные средства за период с января по сентябрь 2013 года, уплаченные ИП Щапиным А.Н. за утилизацию ТБО, исходя из тарифа, утвержденного приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области (далее - РЭК) от 29 ноября 2012 года № 1174, признанного в последующем решением Арбитражного суда Вологодской области от 01 июля 2014 года №... необоснованным ввиду неправильного определения величины плотности отходов, и как следствие неправомерного включения в него затрат на создание изолирующего слоя (рекультивацию) городской свалки, основанием для отмены обжалуемого судебного акта не является, поскольку договорные отношения между ИП Щапиным А.Н. и ЗАО «...» по оказанию последним услуги по утилизации (захоронению) отходов производства и потребления, равно как и по определению сторонами договора стоимости услуги исходя из тарифа, утвержденного РЭК, с учетом инвестиционной надбавки, утвержденной в установленном порядке, на правоотношения, возникшие между потребителем Кренделевым К.К., ООО «Жилсервис» и ИП Щапиным А.Н., не влияют.

Не может быть принята во внимание и ссылка в жалобе на признание решением Арбитражного суда Вологодской области от 23 января 2015 года №... не соответствующим Федеральному закону от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральному закону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и недействующим полностью решения Вологодской городской Думы от 29 ноября 2012 года № 1391 «Об утверждении инвестиционной программы ЗАО «...» по строительству и модернизации полигона твердых бытовых отходов в урочище Пасынково Вологодского муниципального района на 2013-2016 годы, поскольку как усматривается из договора на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых и крупногабаритных бытовых отходов от 01 января 2013 года, заключенного между ООО «Жилсервис» и ИП Щапиным А.Н., стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО последнего не превышает размер, определенный собственниками помещений многоквартирного дома <адрес> по договору управления многоквартирным домом с ООО «Жилсервис».

В свою очередь, согласно решению Арбитражного суда Вологодской области от 23 января 2015 года №... основанием для признания решения Вологодской городской Думы от 29 ноября 2012 года № 1391 не соответствующим федеральному законодательству являлась недоказанность экономической обоснованности утвержденного расчета финансовых потребностей ЗАО «...» для реализации мероприятий инвестиционной программы, объема оказываемых услуг и срока реализации инвестиционной программы, положенных в основу расчета надбавки к тарифу на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей.

На основании изложенного и исходя из представленных по настоящему делу доказательств, увеличение размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом расходов на вывоз бытовых отходов, за период 2013-2014 годы не происходило.

При установленных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 17 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кренделева К.К. - без удовлетворения.

Председательствующий    

Судьи:

33-105/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кренделев Константин Константинович
Ответчики
ООО "ЖилСервис"
Другие
Щапин Александр Николаевич
Суд
Вологодский областной суд
Судья
Кяргиева Наталья Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
12.12.2019Передача дела судье
15.01.2020Судебное заседание
23.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2020Передано в экспедицию
15.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее