Судья – Каплеев В.А. Дело № 33а-4708/2022 А-3.020
УИД 24RS0017-01-2021-004537-05
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 мая 2022 годаг. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи – Мирончик И.С.,
судей – Штея Н.А., Данцевой Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Варовой С.Л.
рассматривает в открытом судебном заседании по докладу судьи Штея Н.А.
административное дело по административному исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г.Красноярска в интересах Катаевой Людмилы Ивановны к администрации г. Красноярска об изменении срока расселения многоквартирного жилого дома,
по апелляционной жалобе прокурора Железнодорожного района г.Красноярска
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 23.11.2021 г., которым постановлено:
«В удовлетворении требований административного искового заявления прокурора Железнодорожного района г.Красноярска в интересах Катаевой Людмилы Ивановны к администрации г. Красноярска об изменении срока расселения многоквартирного жилого дома отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г. Красноярска обратился в суд в интересах Катаевой Л.И. с исковым заявлением к администрации г. Красноярска об изменении срока расселения многоквартирного жилого дома.
Требования искового заявления мотивированы тем, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Озёрная, д. 30/3, признан на основании заключения межведомственной комиссии от 02.08.2017 г. № 848 аварийным и подлежащим сносу. Основанием для признания дома аварийным послужили результаты обследования и определения технического состояния дома, изложенные в заключении АО «НТП» от 12.06.2017 г. Согласно техническому заключению по обследования строительных конструкций ООО «ГрадПроектСтрой» шифр 0015-20-ТЗ от 2020 физический износ здания составил 75%. Прокуратурой Железнодорожного района г. Красноярска проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства при определении срока расселения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Озёрная, д. 30/3. В ходе визуального осмотра дома № 30/3 по ул. Озёрная установлены многочисленные трещины, загнивание и прогиб балок, провалы отмостки. Распоряжением администрации г. Красноярска от 13.01.2016 г. № 4-арх определен срок отселения жителей многоквартирного дома на 2030 год. Административный истец полагает указанный срок расселения неразумным в силу его длительности, поскольку непринятие мер к сносу аварийного дома может повлечь его обрушение, создать угрозу жизни проживающем в нем граждан. Дальнейшая эксплуатация дома может привести к обрушению инженерных конструкций, повлечь тяжкие последствия в виде причинения вреда здоровью. Администрация г. Красноярска меры по переселению граждан из аварийного дома не принимает.
В связи с изложенным прокурор просил суд признать незаконным распоряжение администрации г. Красноярска от 13.01.2016 № 4-арх «Об определении сроков отселения жителей из аварийного жилищного фонда в г. Красноярске» в части установления срока расселения дома по адресу: г. Красноярск, ул. Озёрная, д. 30/3 на 2030 год; обязать администрацию г. Красноярска в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу изменить срок расселения жилого дома по указанному адресу на 2021 год.
Определением суда от 29.07.2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска, определением от 19.08.2021 г. - Департамент градостроительства администрации города Красноярска в качестве административного соответчика.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе заместитель прокурора Железнодорожного района г. Красноярска Щелкунова О.М. просит решение отменить, поскольку факт угрозы для жизни и здоровья людей доказан, и она сохраняется.
Представитель административного истца - прокурор Дозорцева М.В. поддержала жалобу, пояснила, что имеется угроза жизни и здоровью жителей, проживающих в доме, который может обрушиться. Срок 2030 год определен без учета реального состояния жилого дома, его износа.
Представитель административного истца - ст. помощник прокурора Железнодорожного района г. Красноярска Кнор А.И., проводившая проверку, поддержала жалобу. Просила изменить срок расселения жителей до конца 2022 год, учитывая дату рассмотрения дела. Срок обусловлен опасностью нахождения людей в этом доме, а также разумностью времени, необходимого администрации для их расселения. Дополнительно сообщила, что самое опасное в доме – это находиться на 2 этаже в моечной комнате. Пол там хотя и залит бетоном, но он на деревянных балках, которые прогнили и провисли. Они были на осмотре в 31 и 42 квартирах. В одной из них уже образовалось отверстие на потолке на чердак, в другой установлены подпорные балки, которые держат прогнувшийся вниз потолок. Поводом для прокурорской проверки явились обращения жильцов дома Доброродновой В.В., Катаевой Л.И. на то, что дом в опасном состоянии.
Представителями административных истцов судебной коллегии представлен акт дополнительного осмотра дома от 06.05.2022 г. и фотоматериалы к нему.
Представитель административного ответчика – администрации г. Красноярска Лукьянова Н.В. согласилась с решением суда первой инстанции. Пояснила, что ситуация в доме признана представляющей чрезвычайную ситуацию, но не чрезвычайной. Администрация принимает меры для её устранения, не бездействует. Из резервного фонда выделены денежные средства, организованы торги, которые первый раз не состоялись только по причине отсутствия заявок. В настоящее время проводятся повторные торги для заключения контракта на работы по капитальному ремонту дома, которые еще не завершены. По результатам проведенных проектно-изыскательских работ подготовлено заключение, согласно которому указанные в нём работы по ремонту дома позволят ему простоять до 2030 г. Заключение имеется в деле. Дом не включен в программу расселения до 2025 года, т.к. в неё включены дома, признанные аварийными до 01.01.2017 г. Спорный дом признан аварийным в апреле 2017 г. Маневренный фонд позволяет переселить жильцов этого дома, но они не хотят переезжать. Приобщила к делу письма департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска о том, что проведен аукцион на выполнение противоаварийных работ в доме в 2022 году. В конце 2021 г. аукцион не состоялся, так как не было подано ни одной заявки.
Представитель заинтересованного лица – Муниципального предприятия г. Красноярска «Муниципальная управляющая компания Красноярская» (далее - МП г. Красноярска «МУК Красноярская») Вильцина С.А. поддержала позицию прокурора. Просила отменить решение суда, изменить сроки расселения, так как дом находится в крайне аварийном состоянии. Балки в нём деревянные, они прогнили и до 2030 года дом не достоит. Их управляющая компания настаивает на изменении срока расселения, состояние дома угрожает жизни проживающих там людей. Запланированный ремонт не изменит ситуации. Она сомневается, что работы будут выполнены.
Представитель МП г. Красноярска «МУК Красноярская» Черней В.В. также заявил о несогласии с решением суда первой инстанции. В нем имеется ссылка на постановление Главы города Красноярска от 19.07.2021 г. № 533, которым состояние дома признано чрезвычайной ситуацией. В настоящий момент проведены торги на выполнение ремонтных работ по проблемному дому, но нет гарантий того, что работы будут выполнены.
Допрошенный в суде апелляционной инстанции как специалист главный инженер МП г. Красноярска «МУК Красноярская» Круглянин В.В., работающий в организации с 2019 года сообщил, что на тот момент дом уже был на контроле как аварийный. Управляющей компанией неоднократно приглашались специалисты, дом осматривался. Особую опасность на сегодняшний день представляет мойка на 2 этаже, в которой прогнили деревянные перекрытия, а бетонное основание провисло. Внизу тоже моечная. В 2020 г. администрация района потребовала её закрыть, но это невозможно, т.к. люди там моются. В квартире № 1 были факты обрушения пола. Трещина над парадным входом увеличивается постоянно, что приведет к обрушению. Не уверен, что до 2030 г. дом простоит без жертв. Он сам писал письма в администрацию о необходимости ускорения сроков расселения. По поводу согласования предполагаемых противоаварийных работ пояснил, что смета предлагалась больше, в ней закладывалась замена коммуникаций, инженерных сетей, перекрытий, а потом объем работ урезали. Не все работы, которые они предлагали провести, вошли в окончательный вариант. Оставили усиление перекрытий, предполагалось установить страховочные балки, но если их установят на 2 этаже, то увеличится нагрузка на перекрытие между 1 и 2 этажом. Кроме того после вскрытия можно точнее сказать, какое состояние там окажется. По его мнению, дом надо расселять. Особую опасность представляет моечная комната.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, определив возможность рассмотреть дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о судебном заседании, но не явившихся, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу части 4 статьи 15 ЖК РФ многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
В силу абзаца второго пункта 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из приведенных положений указанных правовых норм следует, что определение срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Вместе с тем сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу дома должны отвечать требованиям разумности.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, жилой дом №30/3 по ул. Озерная г.Красноярске, в котором проживает материальный истец Катаева Л.И., с 01.12.2016 г. находится в управлении МП «МУК Красноярская». В 2017 году техническое состояния его несущих строительных конструкций по обращению МП МУК «Красноярская» оценивалось АО «Научно-технический прогресс», по результатам чего подготовлено заключение № 307/1 от 12.06.2017 г., в соответствии с которым состояние дома определено как аварийное при физическом износе здания 70 %, он не пригоден для проживания и требовал уже на тот момент переселения жильцов.
С учётом приведённого заключения, а также заключения Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 17.04.2017 г. № 7 межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации г. Красноярска от 21.05.2010 г. № 210, подготовлено заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома №30/3 по ул. Озерная в г.Красноярске аварийным и подлежащим сносу (т. 1 л.д. 41-42). Вследствие этого распоряжением администрации г.Красноярска от 08.08.2017 г. №60-гх дом №30/3 по ул. Озерная в г.Красноярске признан аварийным и подлежащим сносу.
Сроки отселения жителей из аварийного жилищного фонда в городе Красноярске, устанавливаются в соответствии с Распоряжение администрации г. Красноярска от 13.01.2016 г. №4-арх.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации г. Красноярска Лукьянова Н.В. пояснила, что единственным критерием, определяющим очерёдность на расселение домов, является срок (дата) признания их аварийными.
Распоряжением администрации г.Красноярска от 07.09.2017 №4-арх внесено изменение в приложение к распоряжению от 13.01.2016 г. №4-арх, и в перечень жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, включен дом №30/3 по ул. Озерной со сроком расселения 2030 год. До настоящего времени этот срок не изменялся.
Уже после включения в приведенный перечень, спорный аварийный дом неоднократно дообследовался:
- 05.12.2019 г. - управляющей компанией МК «МУК Красноярская». При осмотре в квартире № 43 обнаружено обрушение пола по правой стороне от окна в месте устройства душевой кабины (произошло днем ранее);
- 09.12.2019 г. - специалистом отдела недвижимости земельных отношений администрации Железнодорожного района г.Красноярска (в рамках муниципального жилищного контроля). Установлено обрушение пола в квартире № 43; даны рекомендации провести необходимые противоаварийные мероприятия в квартирах № 12, 14 и 43, а также выполнить противоаварийные мероприятия;
- в январе 2020 г. - инспектором отдела жилищного надзора и лицензионного контроля первой территориальной зоны службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Бергом Ю.И., которым установлены нарушения: отслоившаяся от стен штукатурки на фасаде и на кирпичных колоннах, повреждения кирпичной кладки на цоколе, не защищенного от увлажнения; повреждения балконной плиты; неудовлетворительное состояния постирочных, расположенных на первом и втором этажах; трещины в цементно-песчаной стяжке на полу; значительное разрушения штукатурно-окрасочного слоя в местах общего пользования на втором этаже; отсутствие утеплителя в чердачном перекрытии; загнивание деревянных балок чердачного перекрытия;
- в феврале 2020 г. – ООО «ГрадПроектСтрой», которым составлено техническое заключение. Установлено наличие в грунте воды, трещин - в наружных стенах, столбах, что свидетельствует о проседании фундамента. Проведённым расчетами сделан вывод о том, что несущая способность фундаментов не обеспечена, коэффициент перегрузки составляет 1,85. Рекомендации по укреплению фундамента не выполнены, вследствие чего ширина раскрытия трещин в стенах здания продолжает увеличиваться, появились новые трещины. В ходе обследования стен, трещин и цоколя установлено, что ширина раскрытия трещин увеличилась с 0,5-30 мм до 3-55 мм, появились новые трещины, шириной раскрытия до 10 мм. Отмечено отсутствие подоконных сливов, из-за чего происходит разрушение отделки подоконников. По всему периметру здания отмечена деструкция кирпичной кладки цоколя. Сопротивление теплопередаче ограждающих конструкций не соответствуют требованиям закона об энергосбережении. Треть деревянного перекрытия имеет сверхнормативный прогиб, на отдельных участках под перекрытия подведены страховочные стойки. По чердачному перекрытию зафиксированы следы гниения, отдельные балки имеют сквозное гниение. Отмечен прогиб до 40 мм межэтажной площадки между первым и вторым этажом, а также значительная истертость ступеней лестниц. Выявлены дефекты и повреждения в заполнении проемов, перемычек, отмостков, инженерных сетей. Капитальная стоимость ремонта здания составила 101 % от восстановительной стоимости конструктивных элементов. С учетом физического (75 %) и морального износа (25 %), выполнение капитального ремонта экономически нецелесообразно;
- в апреле 2021 г. – повторно ООО «ГрадПроектСтрой. При сравнении технического состояния здания с предыдущими заключениями установлено увеличение сверхнормативных прогибов перекрытий здания; увеличение ширины раскрытия трещин в стенах здания; увеличение величины повреждений коррозии арматуры балконных плит, увеличение морального износа с 25 % до 29 %. Необходимые противоаварийные мероприятия с 2013 года не выполнены. Нахождение здания в аварийном состоянии с угрозой внезапного обрушения деревянных перекрытий и стен фронтона здания не обеспечивает его безопасную эксплуатацию. Ввиду реальной угрозы частичного или полного обрушения конструкций дома, наличия опасности для жизни и здоровья проживающих в нем граждан, эксплуатация жилого дома в настоящее время недопустима. Необходимо ограничить доступ граждан в аварийное здание. Экономически целесообразно здание демонтировать (т. 1 л.д. 175-201).
При описанном выше состоянии дома департаментом градостроительства администрации г. Красноярска по запросу прокуратуры Железнодорожного района г. Красноярска 02.04.2021 г. за исх. № 08/1058-дг даны письменные пояснения по вопросу изменения срока расселения граждан из аварийного жилого дома. О том, что расселение граждан будет осуществлено в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 г.г. Изменение срока расселения возможно только в случае признания комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г. Красноярска существования реальной угрозы возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера.
13.07.2021 г. на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и ПБ г. Красноярска (протокол №23/21) ситуация в доме №30/3 по ул. Озерная в г.Красноярске признана угрозой возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера. А 19.07.2021 г. Главой г.Красноярска издано постановление №533 о предупреждении угрозы возникновения чрезвычайной ситуации в жилом доме №30/3 по ул. Озерная в г.Красноярске: поручено организовать проведение противоаварийных работ, а в случае обращения жителей дома №30/3 по ул. Озерной - предоставить помещения маневренного фонда на время проведения противоаварийных работ. Администрации Железнодорожного района в г.Красноярске предписано довести до жителей дома №30/3 по ул. Озерная в г.Красноярске информацию о проведении противоаварийных работ, предложить им переехать в маневренный фонд на время проведения противоаварийных работ.
Представителями административного истца проведен и подготовлен акт дополнительного осмотра (от 06.05.2022 г.) дома №30/3 с участием представителей управляющей компании. Выявлено с правой стороны угла здания многочисленное отслоение штукатурно-окрасочного слоя фасада, значительное расхождение кирпичной кладки, в результате чего видны трещины на маячках. Со стороны бывшего парадного входа опорочные колонны усилены металлическими швеллерами, несмотря на наличие которых наблюдается значительное разрушение колонн, отслоение штукатурки. Имеются трещины на арочной части с множественными разрушениями штукатурки, кирпичной кладки, наблюдается просадка отмостки с торцевой части и парадного входа здания. Внутри дома выявлена просадка пола, разрушение бетона. При осмотре моечной комнаты на первом этаже выявлено поражение стен и потолка грибком по всему периметру, отслоение штукатурки. Перекрытия моечной комнаты выполнены из дерева, на которых находится бетонная заливка, перекрытия поражены гнилью, имеют провисы, изгибы. Металлические перекладины, которые держат деревянные лаги, поражены коррозией примерно на 70%. На первом этаже в жилом помещении обрушен пол. При осмотре приямка обнаружено наличие воды (подвальное помещение в доме отсутствует). В переходе между первым и вторым этажами имеется трещина штукатурки и кирпичной кладки в угловой части. Перекрытия чердачного помещения второго этажа здания имеют значительный прогиб, в результате чего установлены в двух местах страховочные балки. При давлении на страховочную балку потолочного перекрытия имеется визуальный прогиб горизонтальной балки. В квартире № 31 установлено наличие страховочной балки, тем не менее деформация потолка продолжается, имеется угроза его обрушения. На балконе квартиры № 42 имеется сквозное отверстие в чердачное помещение, наблюдается значительное разрушение перекрытия, отслоение штукатурной кладки. В коридорном помещении имеется разрушение перекрытия под окном, массовое отслоением бетона
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что действующее правовое регулирование не содержит определенных требований к установлению сроков отселения физических лиц из многоквартирного дома, которые императивно не ограничены. При этом суд также исходил из того, что установление срока сноса дома либо определение этого срока является исключительной компетенцией органа местного самоуправления, ссылаясь на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, отраженную в Обзоре законодательства и судебной практики за II квартал 2009 года.
Вместе с тем, согласно указанной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (вопрос № 3), в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. При этом следует учитывать, что такие решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке (пункт 52 Положения).
Следовательно, суд первой инстанции должен исходить не только исключительно из компетенции органа местного самоуправления по определению конкретного срока сноса многоквартирного дома и срока отселения, но и оценивать разумность такого срока, с учетом обстоятельств спора, чего по делу сделано не было.
Учитывая степень аварийности дома, конструктивные элементы которого находятся в фактически в разрушенном состоянии, а физический износ составляет 75% только по состоянию на февраль 2020 года (и оно имеет тенденцию к деградации), суд первой инстанции не дал оценку тому, что установленный срок расселения дома до 2030 года не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительным. При этом без внимания оставлено то, что при многочисленных обследованиях дома только в июле 2021 г. принято решение организовать проведение противоаварийных работ, которые до текущего момента не проведены. При наличии повторного феврале 2020 г. технического заключения ООО «ГрадПроектСтрой» о демонтаже дома и о нецелесообразности даже его капительного ремонта, а не противоаварийных работ, степень действенности принимаемых мер со стороны административного ответчика представляется сомнительной.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 310 КАС РФ, основаниями для отмены судебного решения в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
С учётом изложенного, такое несоответствие имеется, в связи с чем решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 23.11.2021 г. подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска с признанием незаконным распоряжение администрации г. Красноярска от 13.01.2016 г. № 4-арх «Об определении сроков отселения жителей из аварийного жилищного фонда в г. Красноярске» в части установления срока расселения дома по адресу: г. Красноярск, ул. Озёрная, д. 30/3 на 2030 год.
По мнению судебной коллегии, установление срока расселения граждан указанного дома до 31.12.2022 года отвечает требованиям разумности с учетом установленных обстоятельств по делу.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 23.11.2021 г. отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным распоряжение администрации г. Красноярска от 13.01.2016 г. № 4-арх «Об определении сроков отселения жителей из аварийного жилищного фонда в г. Красноярске» в части установления срока расселения дома по адресу: г. Красноярск, ул. Озёрная, д. 30/3 на 2030 год.
Возложить обязанность на администрацию г. Красноярска установить срок расселения жителей дома по адресу г. Красноярск, ул. Озерная, д. 30/3 до 31.12.2022 г.
Кассационная жалоба может быть подана через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 20.05.2022 г