Дело № 2-6230/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2015 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
судьи Щелканова М.В.
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Моряковой М.А. к администрации МО ГО Сыктывкар о признании незаконным отказа, обязании поставить на учет,
установил:
истец Морякова М.А. обратилась в суд с иском, указав на несогласие с отказом администрации МО ГО Сыктывкар в предоставлении ей земельного участка как лицу, имеющему трех и более детей в соответствии с Законом Республики Коми № 59-РЗ. Просит суд признать незаконным отказ, обязать ответчика поставить Морякову М.А. как многодетную семью на учет льготной категории граждан для получения земельного участка в собственность бесплатно.
В судебное заседание истец Морякова М.А. не явилась, о слушании извещена.
Представитель ответчика администрации МО ГО Сыктывкар по доверенности Шихова Д.Р. возражала против удовлетворения иска.
Третье лицо Моряков Н.А. не явился, о слушании извещался судом.
Судом установлено.
** ** ** в адрес администрации МО ГО Сыктывкар поступило заявление Моряковой М.А., в котором она просила выделить ей земельный участок на основании Закона Республики Коми № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» как многодетной семье, имеющих трех несовершеннолетних детей: Б.Н., А.Н., А.Н.
На данное заявление дан ответ от ** ** **, согласно которому истцу отказано в постановке на учет, поскольку семья истца не может быть признана нуждающейся в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях жилищного строительства со ссылкой на постановление администрации МО ГО Сыктывкар от ** ** ** №.... Семья истца занимает жилое помещение по адресу: ..., общей площадью ... кв.м., на состав семьи 5 человек, в связи с чем обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи превышает 10 кв.м..
Суд приводит нормы законодательства на период подачи заявления.
В силу пункта 2 статьи 28 ЗК РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" (далее Закон) Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность граждан бесплатно осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и законами Республики Коми, а также в случаях, определенных в частях 2 и 2-1 настоящей статьи. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно следующим категориям граждан, в том числе гражданам, имеющим трех и более детей - родителям (одиноким родителям), опекунам, попечителям, приемным родителям, имеющим трех и более детей, зарегистрированным по одному месту жительства с детьми.
Согласно ч. 3 Закона Земельные участки предоставляются гражданам из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи, принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", или признанным в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющим земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненно наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством, или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.
Согласно ч. 3-1 Закона (часть 3-1 введена Законом РК от 24.06.2013 N 59-РЗ) нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту жительства гражданина.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным федеральным законодательством.
Изменения, внесенные Законом РК от 24.06.2013 N 59-РЗ, вступили в силу по истечении 10 дней после официального опубликования (опубликован на Официальном Интернет-портале Республики Коми ... 25.06.2013).
Таким образом, данные изменения действуют с 06.07.2013.
На момент подачи заявления действовала редакция Закона, предусматривающая необходимость признания в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий.
Согласно выписке из ЕГРП квартира по адресу: ..., находится в собственности Моряковой М.А., имеет общую площадь ... кв.м.
Состав семьи истца составляет 5 человек (Морякова М.А., супруг Моряков Н.А., дети Б.Н., А.Н., А.Н.).
Таким образом, на каждого члена семьи приходится по ... кв.м. общей площади.
В соответствии с Постановлением главы МО "Город Воркута" от 04.05.2005 N 560 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения" учетная норма на территории МО ГО Воркута составляет 10 кв.м.
В связи с превышением учетной нормы истец не является нуждающимся в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий, в связи с чем отказ администрации МО ГО Сыктывкар является правомерным.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»:
Принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
При этом необходимо учитывать, что помимо указанного в части 1 статьи 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения с заявлением в суд действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия (например, частью 2 статьи 441 ГПК РФ…)
… Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Принятие на учет граждан на учет для последующего предоставления земельных участков осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
Исходя из положений статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статья 247 ГПК РФ содержит общие положения, которые распространяются на все дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе и при оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, и предусматривает, что при наличии спора о праве поданное гражданином заявление должно рассматриваться в порядке искового производства, а не по правилам главы 25 ГПК РФ.
На стадии постановки граждан на учет отсутствует спор о праве на земельный участок, поскольку земельные правоотношения еще не возникли, следовательно, данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления.
Исходя из изложенного решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет на получение земельного участка могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Аналогичная позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года по схожему спору.
Точная дата получения отказа администрации МО ГО Сыктывкар от ** ** ** отсутствует, при этом имеется обращение заявителя от ** ** ** о возврате пакета документов.
Таким образом, на ** ** **, истец знал о нарушении его прав.
С настоящим иском Морякова М.А. обратилась ** ** **, что значительно превышает срок обжалования.
Учитывая изложенное, пропуск срока обращения в суд является вторым самостоятельным основанием для отказа в иске.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Моряковой М.А. к администрации МО ГО Сыктывкар о признании незаконным отказа, обязании поставить на учет оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.В. Щелканов