№ 2а-129/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.г.т. Анна «26» апреля 2018 года
Воронежская область
Аннинский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи Сафонова В.В.,
с участием помощника прокурора Аннинского района Воронежской области Краснолуцкого В.А.,
ответчика Аксенова В.В.,
представителя третьего лица БУЗ ВО «Аннинская районная больница» - Сиротина Г.А.,
специалиста – врача нарколога БУЗ ВО «Аннинская районная больница» М.Н.В.,
при секретаре судебного заседания Володиной Е.А.,
рассмотрев административное исковое заявление прокурора Аннинского района Воронежской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Аксенову Виктору Васильевичу о прекращении действия права на управление транспортным средством,
установил:
Прокурор Аннинского района Воронежской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Аксенову В.В. о прекращении действия права на управление транспортным средством, указывая, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения законодательства в сфере медицинского обеспечения безопасности дорожного движения в части соблюдения ограничения к водительской деятельности установлено, что Аксенов В.В. состоит в БУЗ ВО «Аннинская районная больница» на диспансерном учете с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ Аксенову В.В. выдано водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории «<данные изъяты>», которое действительно до ДД.ММ.ГГГГ. Статьей 55 Конституции РФ предусмотрено ограничение права гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, права и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 (ред. от 26.07.2017) № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. В соответствии со ст. 3 Закона, одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением (ч. 4 ст. 25 Закона). В силу ч. 1 ст. 28 указанного Закона одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик. Согласно ст. 23.1 Закона, медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Их перечень устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно перечню медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами», лица, страдающие психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (код заболевания F10.2 «Международной классификации болезней МКБ-10») не имеют права осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Аксенов В.В., страдающий заболеванием «<данные изъяты>», в нарушение требований закона, обладает правом на управление транспортным средством источником повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное движение по дорогам РФ. Согласно медицинской справке, предоставленной врачом- наркологом-психиатром БУЗ ВО «Аннинская районная больница», Аксенов В.В. состоит на учете с диагнозом «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ, стойкой ремиссии нет. Указанный диагноз является противопоказанием на право управления транспортными средствами. Из представленных и.о. начальника МРЭО ГИБДД № 4 ГУ МВД России по Воронежской области сведений Аксенов В.В. имеет удостоверение на право управления транспортными средствами категории «<данные изъяты>» № №, выданное ДД.ММ.ГГГГ. Управление автотранспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, лицом, страдающим «<данные изъяты>», создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровью граждан либо причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены права и законные интересы граждан (участников дорожного движения) - неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Аннинского района Воронежской области Краснолуцкий В.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил прекратить право Аксенова В.В. на управление транспортными средствами, обязать ответчика сдать водительское удостоверение в МРЭО ГИБДД № 4 ГУ МВД России по Воронежской области.
Административный ответчик Аксенов В.В. в судебном заседании не признал исковые требования, пояснив, что не страдает <данные изъяты>, у него не имеется <данные изъяты>. Он не знал, что состоит на учете в Аннинской районной больнице с диагнозом <данные изъяты>, его никто не уведомлял об этом. В удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Представитель заинтересованного лица БУЗ ВО «Аннинская районная больница» Сиротин Г.А. согласился с заявленными исковыми требованиями.
Представитель заинтересованного лица - МРЭО ГИБДД № 4 ГУ МВД России по Воронежской области, уведомленный надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания в судебное заседание не явился, согласно предоставленному заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд полагает, что приняты надлежащие меры по извещению сторон о месте и времени судебного заседания.
Участвующий в деле в качестве специалиста врач-нарколог БУЗ ВО «Аннинская районная больница» М.Н.В. пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ Аксенов В.В. состоит на учете в БУЗ ВО «Аннинская районная больница» с диагнозом «<данные изъяты>». Согласно медицинской документации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Аксенов В.В. находился на стационарном лечении по поводу <данные изъяты> в Бобровской ЦРБ Воронежской области с диагнозом «<данные изъяты>». После окончания лечения Аксенова В.В. в Аннинскую районную больницу поступила выписка из истории болезни Аксенова В.В. на основании которой он был поставлен на учет с диагнозом «<данные изъяты>». На неоднократные вызовы на прием к врачу наркологу Аксенов В.В не являлся. Для снятия с учета Аксенов В.В. обязан был обратиться в Аннинскую районную больницу, оформить согласие на медицинское вмешательство и после этого по истечении трех лет и при наличии оснований врачебной комиссии о наличии у него стойкой ремиссии, он мог снятся с учета как страдающий «<данные изъяты>». После постановки на учет на приеме у врача нарколога Аксенов В.В. ни разу не был. В заключении комиссии экспертов №12 от 04 апреля 2018 года указано, что Аксенов В.В. страдает <данные изъяты>, на момент осмотра у него имеется ремиссия, однако снять с учета как страдающего «<данные изъяты>» возможно только по истечении трех лет и при наличии оснований врачебной комиссии о наличии у Аксенова В.В. стойкой ремиссии. В настоящее время Аксенов В.В. страдающий <данные изъяты> имеет ограничения, по состоянию здоровья к управлению транспортными средствами.
Выслушав прокурора, административного ответчика, представителя заинтересованного лица БУЗ ВО «Аннинская районная больница», специалиста, суд считает заявление прокурора Аннинского района Воронежской области обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года (далее - Закон) безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения.
В соответствии со ст. 23 указанного Закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Право на управление транспортными средствами в соответствии с требованиями ст. 27 Закона подтверждается соответствующим удостоверением.
На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Статьей 28 указанного Закона определено, что ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением, является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Таким образом, Федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» для лиц, больных <данные изъяты>, установлены ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Согласно перечню медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами», лица, страдающие психическими расстройствами и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (код заболевания F12 «Международной классификации болезней МКБ-10») не имеют права осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности.
В соответствии со ст.ст. 23, 23.1, 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» кандидаты в водители е обязательном порядке должны проходить медицинское освидетельствование с целью определения медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности и могут быть допущены к управлению транспортными средствами в случае отсутствия ограничений. Ст. 28 указанного закона в качестве одного из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами предусматривает выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Прокуратурой Аннинского района Воронежской области выявлены обстоятельства, при которых несоответствующее установленным нормам состояние здоровья отдельных граждан, наделенных правом управления транспортными средствами, может привести к нарушению прав иных участников дорожного движения, в том числе и административного ответчика.
В судебном заседании установлено, что Аксенов В.В., ДД.ММ.ГГГГ, состоит на учете у врача-нарколога БУЗ ВО «Аннинская районная больница» с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: «<данные изъяты>». Аксеновым В.В. не было дано добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, а которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи. Для снятия с диспансерного учета, гражданин обязан обратиться к врачу в БУЗ ВО «Аннинская районная больница», оформить согласие на медицинское вмешательство, после чего, по истечении трех лет и при наличии оснований врачебной комиссии о наличии у наблюдаемого стойкой ремиссии, он может сняться с диспансерного учета. Аксенов В.В. не дал такое согласие, поэтому на данный момент установить наличие ремиссии у данного гражданина невозможно, так как не прошел установленный срок. Кроме того, Аксенов В.В. лечебное учреждение не посещал, каких-либо действий, направленных на прохождение у врача-нарколога наблюдения, не предпринимал. До истечения установленного законом периода, врачебная комиссия не может дать однозначный ответ о наличии у наблюдаемого стойкой ремиссии.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой БУЗ ВО «Аннинская районная больница» (л.д. 8), письменными объяснениями врача-психиатра-нарколога БУЗ ВО «Аннинская районная больница М.Н.В. (л.д. 10-11).
Согласно заключения комиссии экспертов №12 от 04 апреля 2018 года (л.д.46-47) Аксенов В.В. страдает <данные изъяты>), о чем свидетельствуют данные анамнеза, настоящего осмотра и данные медицинской карты БУЗ ВО «Аннинская РБ», (<данные изъяты>).
Так, в ходе проведенной прокуратурой Аннинского района Воронежской области проверки установлено, что Аксенов В.В. имеет право управления транспортным средством и ему выдано ДД.ММ.ГГГГ водительское удостоверение серия и номер № на право управления транспортным средством категории «<данные изъяты>» (л.д. 9).
Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года имеются основания для прекращения действия права Аксенова В.В. на управление транспортными средствами.
Автомобиль, мотоцикл и иные транспортные средства, как источники повышенной опасности создают повышенную вероятность причинения вреда окружающим. Управление мотто и автотранспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания к указанному виду деятельности, способно усугубить эту вероятность, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
Суд находит несостоятельными доводы административного ответчика, указанные в ходатайстве (л.д. 27-28), о прекращении в отношении Аксенова В.В. производство по делу об административном правонарушении на основании п.2 ч.1 ст. 24.4 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Согласно части 5 статьи 1 КАС РФ положения этого Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях.
Настоящее административное исковое заявление прокурора Аннинского района Воронежской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Аксенову В.В. о прекращении действия права на управление транспортным средством подлежит разрешению в порядке, установленном КАС РФ.
В силу ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Как следует из частей 1, 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также правовой позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.
С учетом установленных обстоятельств по делу суд считает необходимым исковые требования прокурора Аннинского района Воронежской области удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 2, 23, 23.1, 25, 27 и 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст. 45 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Аннинского района Воронежской области удовлетворить.
Прекратить действия права на управление транспортными средствами Аксенова Виктора Васильевича, <данные изъяты>
Прекратить действие водительского удостоверения серия и номер № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное на имя Аксенова Виктора Васильевича.
Обязать Аксенова Виктора Васильевича, <данные изъяты>, сдать в МРЭО ГИБДД № 4 ГУ МВД России по Воронежской области водительское удостоверение серия и номер № от ДД.ММ.ГГГГ, не позднее десяти дней с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья В.В. Сафонов
Решение изготовлено в окончательной форме 28.04.2018