Решение по делу № 5-334/2016 от 09.08.2016

Дело № 5-334/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31 августа 2016 года                      п. Добринка Липецкой области

Судья Добринского районного суда Липецкой области Варнавская Э.А., рассмотрев материалы административного дела в отношении юридического лица: ООО «Добрыня», ..., об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области (Россельхознадзора по Липецкой области) ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол в отношении ООО «Добрыня» по ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 10 минут получены результаты испытаний почвенных образцов, отобранных ДД.ММ.ГГГГ в ходе административного расследования, с земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером (данный земельный участок входит в состав земельного участка с КН ), расположенного по адресу: <адрес>, сельское поселение Хворостянский сельсовет (бывший колхоз «Советская Россия») находящегося в пользовании ООО «Добрыня». Согласно результатам испытаний, пробы почвы, отобранные с вышеперечисленного земельного участка, не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03 по микробиологическим показателям (индекс БГКП и индекс энтероккоков), и относятся к категории загрязнения почв "Умеренно опасная" - "Опасная", т.к. на части исследуемого земельного участка на глубине до 20 см предельно допустимые показатели превышены в 10 раз (в пробах значение индексов находится в диапазоне от 10 - 100 до 100 - 1000 КОЕ/г, а норма 1 - 10 КОЕ/г), что подтверждает загрязнение земельного участка сельскохозяйственного назначения (протоколы испытаний ФГБУ "Тульская МВЛ" № от ДД.ММ.ГГГГ).

Проведенные исследования отобранных почвенных проб на микробиологические показатели выявили загрязнение земель, что является доказательством порчи земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления 5 класса опасности - жом свекловичный (код отхода - 111 302 00 01 99 5).

ООО «Добрыня», осуществляя выращивание сельскохозяйственных культур с применением в качестве органического удобрения отходов производства - жома свекловичного и внесения непосредственно в почву, нарушило правила обращения с отходами производства. Для предупреждения загрязнения почвы в целях охраны окружающей среды удобрение органическое на основе - жома свекловичного должно соответствовать требованиям СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов», согласно которому применение пестицидов и агрохимикатов в сельскохозяйственном производстве проводится только после предварительного обследования сельскохозяйственных угодий. В рамках административного расследования ООО «Добрыня» предоставило рекомендации ФГБУ «ЦАС «Липецкий» на 2013 год по применению жома свежего свекловичного как органического удобрения, а расчет доз внесения органического удобрения в 2016 году на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 48:04:1760101:86 с учетом потребностей почвы отсутствует, анализ качества органического удобрения (п.92 ГОСТ Р 53042-2008 «Удобрение органическое. Термины и определения») на санитарно-эпидемиологическое состояние не проводился (п.61 ГОСТ Р 53042-2008 «Удобрение органическое. Термины и определения»), отсутствуют гигиенические характеристики. Внесение органического удобрения - жома свежего свекловичного в почву без соответствующего анализа представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель.

Представители Управления Россельхознадзора по Липецкой области по доверенностям ФИО7, ФИО8 настаивали на привлечении ООО «Добрыня» к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении. Объяснила, что к категории «Чистая» относится земля с индексом от 1 до 10 КОЕ/г. В пробах почвы, отобранных с указанного земельного участка, индекс превышает предельно допустимую норму в 10 раз.

Представитель ООО «Добрыня» по доверенности ФИО9 в судебном заседании вину юридического лица признала в полном объеме. Подтвердила, что указанный земельный участок находится в аренде ООО «Добрыня» по договору от ДД.ММ.ГГГГ, входит в состав земельного массива площадью 2151,1411 га, не состоящего на кадастровом учете (в его состав входят земли районного фонда и невостребованные земельные доли).

Выслушав представителей Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области, ООО «Добрыня», изучив письменные доказательства, судья считает, что вина юридического лица установлена и доказана в полном объеме.

В соответствии со ст.ст. 4, 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы. К вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу п.10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Из положений ст.42 ЗК РФ следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Из ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ следует, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как установлено судьей ДД.ММ.ГГГГ Руководителю Управления Россельхознадзора по Липецкой области по подведомственности было направлено обращение гражданина ФИО10 по вопросам негативного воздействия на компоненты окружающей среды ООО «Добрыня».

ДД.ММ.ГГГГ составлены акт и протокол осмотра территорий, согласно которым произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>. На данном земельном участке складываются отходы свекловичного производства вперемешку с плодородным слое почвы, высота насыпи не менее 1 метра, площадь перекрытия плодородного слоя почвы около 40 см.кв. Видны следы работы техники по внесению жома в почву.

ДД.ММ.ГГГГ управлением Россельхознадзора по Липецкой области было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 в отношении ООО «Добрыня» по факту перекрытия плодородного слоя почвы отходами свекловичного производства.

Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ администрация сельского поселения Хворостянский сельсовет предоставила в аренду ООО «Добрыня» земельный участок с/х назначения общей площадью 2151,1411 га. Срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ управлением Россельхознадзора по Липецкой области произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером (входящий в земельный участок с кадастровым номером ). На данном земельном участке сельскохозяйственного назначения, находящегося в пользовании ООО «Добрыня», работает сельхозтехника по внесению, распределению удобрений. Участок вспахан, видны вымочки (заболачивания) и впадины, которые не используются для с/х производства. Отобраны почвенные пробы на микробиологические показатели, химикотоксикологические показатели, агрохимические показатели, другие исследования, о чем имеется протокол отбора проб почв от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно протоколам испытаний ТВ от ДД.ММ.ГГГГ, ТВ от ДД.ММ.ГГГГ, ТВ от ДД.ММ.ГГГГ, ТВ от ДД.ММ.ГГГГ, ТВ от ДД.ММ.ГГГГ, ТВ от ДД.ММ.ГГГГ пробы почв, отобранные с земельного участка с кадастровым номером 48:04:1760101:86 содержат 100 КОЕ/г – индекс БГКП и 100 КОЕ/г – индекс интерококков, при нормативе 1-10 КОЕ/г.

Объективную сторону правонарушения по ч.2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении образуют действие или бездействие, то есть несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, последствие, то есть уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель и причинная связь; субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Судьей установлено достаточно, что на земельном участке с кадастровым номером находящемся в пользовании ООО «Добрыня» произошло загрязнение земель.

В нарушение положений требований земельного законодательства РФ, ООО «Добрыня», являясь пользователем земельного участка из земель с/х назначения, допустило не целевое использование земельного участка, приведшее к порче земли.

Согласно приложению к инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное его разрушение в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами. Порча земель характеризуется утратой плодородного слоя почвы или ухудшением его физических и биологических свойств, а также снижением природно-хозяйственной ценности земель.

У ООО «Добрыня» имелась возможность осуществить свою деятельность в отношении земельного участка в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства путем использования земельного участка исключительно по целевому назначению и осуществления охраны земли посредством недопущения загрязнения, захламления отходами производства и потребления, а также путем проведения мероприятия по сохранению плодородия почвы.

Судья квалифицирует действия ООО «Добрыня» по ч.2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

В силу ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Данные обстоятельства установлены полно, всесторонне и достаточны для признания вины ООО «Добрыня» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а в случаях предусмотренных указанной статьей по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

При назначении наказания судья учитывает, что основным непосредственным объектом рассматриваемого административного правонарушения является охрана окружающей среды, земельного участка, благоприятная среда обитания, здоровье человека.

Смягчающим наказание обстоятельством является признание вины юридическим лицом.

Отягчающих наказание обстоятельств по делу не имеется.

С учетом наличия смягчающего наказания обстоятельства, привлечения ООО «Добрыня» к административной ответственности впервые, судья полагает возможным назначить наказание, предусмотренное санкцией ч.2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде минимального размера административного штрафа, что является разумным и справедливым.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «Добрыня», ..., юридический адрес: <адрес>, жд.<адрес> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорока тысяч) руб.

В соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки по следующим реквизитам: Получатель платежа: ИНН 4825069681 КПП 482501001 УФК по Липецкой области Управление Россельхознадзора по Липецкой области расчетный счет 401 0181 02 000000 10 006, л/с 04461А54910, БИК 044 206 001, КПП 482501001, ИНН 48250696681, ОКАТО 424 01 000000 в ГРКЦ ГУ Банка России по Липецкой области, код дохода 081 116 250 60 01 0000 140 (штраф за нарушения в области земельного законодательства).

Разъяснить, что в случае неуплаты штрафа в указанные сроки возможно привлечение к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Постановление может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 суток через Добринский районный суд Липецкой области.

Судья                          Э.А. Варнавская

5-334/2016

Категория:
Административные
Другие
ООО Добрыня
Суд
Добринский районный суд Липецкой области
Судья
Варнавская Эльвира Александровна
Статьи

8.6

Дело на сайте суда
dobrinsud.lpk.sudrf.ru
09.08.2016Передача дела судье
10.08.2016Подготовка дела к рассмотрению
31.08.2016Рассмотрение дела по существу
31.08.2016Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
01.09.2016Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
13.09.2016Вступление постановления (определения) в законную силу
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее