Дело № 2-4260/2019
39RS0001-01-2019-005135-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2019 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Седовой Е.А.,
при секретаре Кидрон-Лисовской М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Саржевской Т.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) о включении периода работы и нестраховых периодов в страховой стаж, перерасчете страховой пенсии по старости, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Саржевская Т.А. обратилась в суд с вышеназванными исковыми требованиями к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное), в обоснование которых указала на то, что она находится на пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком при назначении пенсии в стаж не был включен период ее трудовой деятельности с 24.08.1977 по 30.11.1977 в ....., а также произведен перерасчет пенсии в связи с уходом за лицами, достигшими возраста 80 лет, М.А.А. и М.Т.М., только после обращения в прокуратуру с ДД.ММ.ГГГГ, а не с момента назначения пенсии. Однако с таким решением пенсионного органа она не согласна, с учетом дополнения требований просила включить указанный период работы в страховой стаж, произвести перерасчет страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, а также с учетом нестраховых периодов произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскав невыплаченную пенсию, а также компенсацию морального вреда в размере .... руб.
Истец Саржевская Т.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске и дополнении к нему. Настаивала на доводах о том, что при назначении пенсии нестраховые периоды по уходу за лицами, достигшими возраста 80 лет, не были включены. Перерасчет пенсии был произведен не по ее заявлению, а по результатам прокурорской проверки, соответственно, пенсия должна быть пересчитана с момента ее назначения.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) Левенкова В.Т., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила в иске отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1).
Согласно ст. 11 данного Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа определены статьей 14 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях».
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с положениями ч. 7 ст. 21 Закона о страховых пенсиях необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Согласно ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Из приведенных нормативных положений следует, что перерасчет страховой пенсии по старости в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии.
Аналогичные положения предусмотрены и Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В судебном заседании установлено и подтверждается письменными материалами дела, что Саржевская Т.А. является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В страховой стаж при установлении пенсии не был включен период ее трудовой деятельности с 24.08.1977 по 30.11.1977 в ... так как запись в трудовую книжку занесена с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года № 162, а именно запись об увольнении с работы заверена печатью организации, которая не читается, основания приема и увольнения содержат неполные сведения.
Ответ на запрос пенсионного органа об оказании содействия в предоставлении подтверждающей справки о страховом стаже за период с 24.08.1977 по 30.11.1977 в установленный срок от компетентного учреждения не был получен.
Вместе с тем в ходе рассмотрения настоящего дела страховой стаж истца в указанный период нашел свое подтверждение.
Так, на запрос суда ... на основании личного дела Саржевской Т.А. подтвердил работу последней в период с 24.08.1977 по 30.11.1977 в указанной организации в должности штамповщика 1 разряда в прессовом цехе №...........
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что работа в данной организации в спорный период отражена в трудовой книжке истца, учитывая, что в спорный период система обязательного пенсионного страхования не была введена, при этом внесение работодателем записей в трудовую книжку с нарушением Инструкции, не может лишать работника права на социальное обеспечение, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в данной части и включении указанного периода в страховой стаж истца.
Учитывая, что правовых оснований для исключения спорного периода работы из страхового стажа истца при назначении трудовой пенсии по старости не имелось, то перерасчет назначенной Саржевской Т.А. пенсии должен быть произведен пенсионным органом с даты назначения пенсии – ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку перерасчет пенсии влечет ее увеличение и выплату недополученной части пенсии, то дополнительное указание на взыскание с ответчика недополученной суммы пенсии не требуется.
Кроме того, истец выражает несогласие с решением пенсионного органа в части расчета размера пенсии с учетом нестраховых периодов: ухода за М.А.А., М.Г.М., достигших возраста 80 лет.
Однако, проверив расчет пенсионного органа, оснований не согласиться с ним суд не усматривает в силу следующего.
Саржевской Т. А. с ДД.ММ.ГГГГ назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в размере ... руб. ... коп.
Расчетный размер пенсии рассчитан по п. 4 ст. 30 Закона № 173-Ф3 (как наиболее выгодный вариант) исходя из общего трудового стажа, который на 01 января 2002 года составил 26 лет 9 месяцев 3 дня и осовремененного среднего заработка ... руб. ... коп. за периоды работы с 01.01.2000 по 31.12.2001.
При назначении пенсии в расчетный пенсионный капитал учтена сумма страховых взносов — ... руб. ... коп., начисленных за периоды работы с 01.01.2002 по 31.05.2008, сумма валоризации расчетного пенсионного капитала в размере – ... руб. ... коп. за трудовой стаж до 1991 года - 15 лет 10 месяцев 27 дней, сумма возмещения ... руб. ... коп. нестраховых периодов: ухода за М.А.А., М.Г.М., достигших возраста 80 лет, продолжительностью 1 год 11 месяцев 22 дня.
По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчет размера пенсии в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона № 173-Ф3 с учетом повышения фиксированного базового размера на иждивенца, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, размер пенсии составил с 01 ноября 2014 года - ... руб. ... коп.
Изменение размера пенсии в январе 2015 года произошло в связи с вступлением в силу нового Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», статьей 16 которого введено понятие «фиксированная выплата к страховой пенсии» и установлен размер данной выплаты - 3935 руб. в месяц.
В ранее действовавшем Законе № 173-Ф3 имелось аналогичное понятие «фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии» и его размер на 31 декабря 2014 года составлял ... руб. ... коп.
Расчет пенсии с 01 января 2015 года для граждан, являющихся пенсионерами, не изменился.
В связи с переходом на новое пенсионное законодательство исчисление размера пенсии происходит исходя из индивидуального пенсионного коэффициента (далее — ИПК).
Размер пенсии с 01 января 2015 года составил ... руб. ... коп., ИПК составил — ....
В дальнейшем размер пенсии увеличивался в связи с индексацией на основании федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации.
По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии без учета повышения на иждивенца Саржевского И.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, так как он продолжил учебу на заочном отделении в АНО ПО «...».
Размер пенсии с учетом индексации на 4% (Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 385-Ф3) с 01 февраля 2016 года составил 7052 руб. 10 коп.
С 01 февраля 2017 года размер пенсии составил 7432 руб. 89 коп. с учетом увеличения пенсии на коэффициент 1,054 и стоимости одного пенсионного коэффициента до 78 руб. 28 коп. на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2017 года № 35, 36.
С 01 апреля 2017 года размер пенсии составил 7442 руб. 96 коп. с учетом увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента до 78 руб. 58 коп. (статья 8 Федерального закона от 19 декабря 2016 года № 416-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»).
С 01 января 2018 года размер пенсии составил 7718 руб. 44 коп. с учетом увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента до 81 руб. 49 коп. (Федеральный закон от 28 декабря 2017 года №420-ФЗ).
На основании Федерального Закона от 03 октября 2018 года № 350-Ф3 с 01 января 2019 года произведена индексация пенсии на коэффициент 1,0705, размер пенсии составил - 8262 руб. 75 коп.
По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Саржевской Т.А. произведен перерасчет размера пенсии в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Закона № 400-ФЗ с учетом ИПК - 3,57, определенного за нестраховые периоды ухода за М.А.А., М.Г.М., достигших возраста 80 лет, продолжительностью 1 год 11 месяцев 22 дня и ИПК -2,7, определенный за нестраховой период ухода за ребенком С.И.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им возраста полутора лет, при этом периоды работы были заменены периодами ухода за ребенком.
Размер пенсии с ДД.ММ.ГГГГ составил ... руб. ... коп., который выплачивается по настоящее время.
Таким образом, вопреки доводам истца, перерасчет размера пенсии с 01 мая 2019 года пенсионным органом произведен на основании действующего законодательства исходя из размера ИПК со следующего месяца за месяцем обращения с заявлением о таком перерасчете. При этом оснований для возложения обязанности произвести перерасчет размера пенсии с момента ее назначения с учетом нестраховых периодов не имеется, поскольку из представленных документов-оснований назначения пенсии, о ее перерасчете, следует, что нестраховые периоды по уходу за лицами, достигшими возраста 80 лет, были учеты пенсионным органом при назначении пенсии с учетом действовавшего законодательства, не предусматривающего ИПК.
Кроме того, с 13 апреля 2014 года к пенсии установлена федеральная социальная доплата на основании статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее -Закон № 178-ФЗ) в размере 291 руб. 86 коп. до величины прожиточного минимума пенсионера в Калининградской области на 2014 год - 6354 руб. Общая сумма пенсии и федеральной социальной доплаты к ней составила 6354 руб.
Социальные доплаты к пенсии устанавливаются только неработающим пенсионерам, если общая сумма их материального обеспечения ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в конкретном регионе по месту их жительства (ч. 1 ст. 12.1 Закона № 178-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального Закона от 24 октября 1997 года № 134 - ФЗ величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте РФ в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Законом № 178-ФЗ, устанавливается ежегодно законом субъекта РФ.
Законом Калининградской области от 19 ноября 2018 года № 224 установлена величина прожиточного минимума пенсионера на 2019 года - 8846 руб.
Размер федеральной социальной доплаты с учетом Федерального закона от 01 апреля 2019 года № 49-ФЗ в настоящее время составляет 857 руб. 26 коп.
Общий размер пенсии и федеральной социальной доплаты в настоящее время составляют - 9409 руб. 38 коп.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 15, 23 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исковые требования Саржевской Т.А. в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с 13 апреля 2014 года по 01 мая 2019 года с учетом нестраховых периодов и взыскания невыплаченной пенсии подлежат оставлению без удовлетворения.
В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, то требования истца о компенсации морального вреда, исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Данные разъяснения содержатся в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 24.08.1977 ░░ 30.11.1977 ░ .....
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░