Дело № 2-317/2023
УИД 23RS0001-01-2023-000087-98
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2023 г. г. Абинск
Абинский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего – судьи Сотникова Е.Д.,
протокол судебного заседания ведет секретарь Колесник С.П.,
с участием: истца Коваленко В.А.,
ее представителя – адвоката Болтышевой Н.И.,
представителя ответчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования России по Краснодарскому краю Макаренко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваленко В.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования России по Краснодарскому краю о включении в трудовой стаж периодов трудовой деятельности и об установлении пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
истец обратилась в суд с иском к ответчику, в котором просит обязать ответчика включить в ее трудовой стаж периоды трудовой деятельности с 01 августа 1982 г. по 24 октября 1983 г. и с 11 января 1984 г. по 21 февраля 1985 г. в Грозненском универмаге и с 18 мая 1989 г. по 09 сентября 1991 г. в Производственном управлении по ремонту, содержанию дорог, санитарной очистки и благоустройству г. Грозный, исходя из среднемесячного заработка за период работы в этих предприятиях, указанного в ее комсомольском билете, выданном 24 сентября 1979 г. Ленинским райкомом ВЛКСМ г. Грозный ЧИ АССР и ее партийном билете, выданном 14 сентября 1987 г. Ленинским райкомом КПСС г. Грозный Чечено-Ингушской АССР, с учётом этого установить ей пенсию по старости, начиная с 20 декабря 2021 г.
В обоснование указывает, что ее стаж работы на предприятиях и в качестве индивидуального предпринимателя составляет 30 лет 8 месяцев 3 дня. 20 декабря 2021 г. она достигла необходимого для установления пенсии возраста и у нее возникло право на назначение страховой пенсии по старости, в связи с чем 06 декабря 2021 г. она подала ответчику заявление о её назначении. Ей был дан ответ, что ее страховой стаж, исчисленный на основании документов, имеющихся в распоряжении специалистов ПФР, составляет 22 года 5 месяцев 7 дней, величина суммарного индивидуального пенсионного коэффициента составила 20,157, решением от 16 декабря 2021 г. отказано в установлении пенсии в виду отсутствия величины суммарного индивидуального пенсионного коэффициента равного 21,0. Письмом от 05 июля 2022 г. ответчик сообщил, что к ним поступили сведения из Чеченской Республики о ее стаже и заработной плате за период работы с 11 марта 1985 г. по 04 ноября 1988 г. на Грозненской городской телефонной станции, но даже с учётом этих сведений сумма заработка не влияет на увеличение ИПК до необходимой величины 21,0, пенсия назначена быть не может. Также сообщено, что поступила справка, выданная ГУП «Грозненский универмаг», согласно сведениям которой архив этого предприятия не сохранился в связи с военными действиями на территории ЧР в 1994-2000 г.г., а также что ПФР в ЧР направлен запрос сведений о ее стаже и заработной плате за период работы в СПУ по ремонту и благоустройству дорог в г. Грозный и ответ ещё не получен. 19 октября 2022 г. из ЧР в адрес ответчика поступил акт от 05.06.2000 г., из которого усматривается, что никаких документов за период ее работы в специализированном управлении по ремонту дорог не сохранилось в связи с военными действиями в г. Грозный в 1994-2000 г.г. Следовательно, в связи с военными действиями в г. Грозный 1994-2000 г.г., первичные документы о ее заработке утрачены, в связи с чем она лишена права на назначение пенсии. У нее сохранились комсомольский и партийный билеты с указанием заработной платы. Истец подала ответчику заявление о назначении пенсии с учётом этих документов, косвенно подтверждающими ее фактический заработок на двух вышеназванных предприятиях. Письмом ответчика от 14 декабря 2022 г. ей также отказано в назначении пенсии на основании отсутствия суммарного индивидуального пенсионного коэффициента 21,0, а также наличия у них справки о ее заработке в ЧР на предприятии связи. В ее комсомольском и партийном билетах содержатся сведения о ежемесячной заработной плате, на основании которых рассчитывалась сумма членских взносов за периоды работы с 19 августа 1982 г. по 24 октября 1983 г. и с 11 января 1984 г. по 21 февраля 1985 г. в Грозненском универмаге и с 18 мая 1989 г. по 09 сентября 1991 г. в Производственном управлении по ремонту, содержанию дорог, санитарной очистки и благоустройству г. Грозный, также, то что она действительно работала в этих предприятиях подтверждается записями в трудовой книжке, но ответчик необоснованно отказывается включить эти сведения и назначить с учётом этих документов ей пенсию по старости, что вынуждает обратиться в суд с данным иском. Она обратилась за назначением пенсии 06 декабря 2021 г., но право на её назначение возникло только 20 декабря 2021 г., следовательно, пенсия должна быть назначена именно с этой даты.
В судебном заседании истец и ее представитель поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика исковые требования просил отклонить и пояснил, что периоды работы истца с 19 августа 1982 г. по 24 октября 1983 г., с 11 января 1984 г. по 21 февраля 1985 г., с 18 мая 1989 г. по 09 сентября 1991 г. засчитаны в ее страховой стаж. Также нельзя принимать к расчёту профсоюзные документы, поскольку первичные документы о зарплате были утрачены не в результате стихийных бедствий. Поскольку в распоряжении отдела имеется справка о заработной плате Коваленко А.В. за период работы с 11 марта 1985 г. по 04 ноября 1988 г. по 04 ноября 1988 г., то основания для установления страховой пенсии по старости с учетом сумм заработка, указанных в партийном билете Коваленко А.В., отсутствуют.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
С 01 января 2015 г. пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в размере не менее 30, согласно ч.ч. 2, 3 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 35 данного Закона, с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Таким образом, право на установление истцу страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 части 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ возникло бы с 20 декабря 2021 г. при условии наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 21,0.
Из материалов дела и объяснений представителя ответчика следует, что территориальным органом ПФР установлена величина суммарного индивидуального пенсионного коэффициента Коваленко А.В., равная 20,157. При указанных обстоятельствах право на установление страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ у нее отсутствует.
В соответствии с частью 3 статьи 36 указанного Закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установлен ном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного Закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).
Из чего следует, что размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Таким образом, действующим пенсионным законодательством предоставлена возможность застрахованному лицу выбрать вариант определения и подтверждения своего среднемесячного заработка для оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года. В первом случае среднемесячный заработок за два года, а именно за 2000-2001 годы, подтверждается сведениями, содержащимися в информационной базе ПФР, то есть данными индивидуального (персонифицированного) учета, во втором случае – при выборе заработка за любые пять лет подряд до 1 января 2002 г., при этом во внимание принимаются документы, выданные работодателями или государственными органами.
При ликвидации работодателя либо государственного органа или прекращении их деятельности по другим причинам документы выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Исчисление размера страховой пенсии производится на основании документов, содержащих сведения о фактическом среднемесячном заработке гражданина, то есть именно о его личном заработке.
Соответствующие справки выдаются на основании первичных документов, содержащих сведения о фактическом среднемесячном заработке (лицевых счетов, платежных ведомостей и других первичных документов по оплате труда).
Поскольку одним из базовых принципов страхового пенсионного обеспечения является установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина исходя из его страхового (трудового) стажа и заработной платы, подтверждение индивидуального характера заработка является обязательным во всех случаях.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда России, содержащимся в постановлении от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» документами, подтверждающими среднемесячный заработок, могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Таким образом, пенсионным законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые принимаются территориальным органом ПФР, за определенные периоды, в целях подтверждения среднемесячного заработка заявителя и оценки его пенсионных прав.
Письмом Минтруда России № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 г. работникам органа ПФР рекомендовано при утрате первичных документов о заработке работников принимать документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Такие документы могут быть приняты органами ПФР только в случае утраты работодателем первичных документов в результате стихийных бедствий, в частности наводнений, землетрясений, ураганов.
В иных случаях ущерб, причиненный работнику в связи с утратой первичных документов о его заработке, подлежит возмещению должностным лицом работодателя, которое должно отвечать по обязательствам, возникающем вследствие причинения вреда.
На основании приведенных требований пенсионного законодательства, документы, подтверждающие сведения о непосредственном размере начисленной и полученной Коваленко А.В. заработной платы, либо, подтверждающие факт отсутствия сведений о ее заработке и утраты первичных документов в результате стихийных бедствий, в распоряжение территориального органа ПФР представлены не были.
При этом специалистами отдела ПФР оказано содействие в истребовании сведений о заработной плате Коваленко А.В. с 19 августа 1982 г. по 24 октября 1983 г. и с 11 января 1984 г. по 21 февраля 1985 г. в Грозненском универмаге, с 18 мая 1989 г. по 09 сентября 1991 г. в специализированном производственном управлении по ремонту и благоустройству дорог г. Грозного.
Из данного Коваленко В.А. ответа специалиста Отделения ПФР России по Краснодарскому краю от 14 декабря 2022 г. следует, что согласно справке № 33 от 22 апреля 2010 г., выданной МУП «Грозненский универмаг», архив ГУП «Грозненский универмаг» не сохранился в связи с военными действиями на территории Чеченской Республики в 1994-2000 годы.
Таким образом, сведения о заработной плате Коваленко В.А. за периоды работы на данном предприятии с 19 августа 1982 г. по 24 октября 1983 г., с 11 января 1984 г. по 21 февраля 1985 г. не могу быть истребованы.
В результате военных действий в 1994-1999 годах на территории Чеченское Республики, где было расположено специализированное производственное управление по ремонту и благоустройству дорог в г. Грозный, документы о заработной плате за период с 1989 по 1991 год не сохранились, что подтверждается ответом МУП «Сурсад», являющегося правопреемником специализированной производственного управления по ремонту и благоустройству дорог в г. Грозный.
Таким образом, сведения о заработной плате Коваленко В.А. за периоды работы на данном предприятии с 18 мая 1989 г. по 09 сентября 1991 г. также не могут быть истребованы.
Рассматривая возможность подтверждения среднемесячного заработка косвенными документами за конкретный период, необходимо установить факт отсутствия возможности установленного заработка на основании первичных бухгалтерских документов за иные периоды деятельности.
Если заработок за иные периоды подтверждается, то оснований для назначения и перерасчета пенсии из заработка, подтвержденного косвенными документами – не имеется. Поскольку в распоряжении отдела ПФР имеется справка о заработной плате Коваленко А.В. за период работы с 11 марта 1985 г. по 04 ноября 1988 г., то основания для установления страховой пенсии по старости с учетом сумм заработка, указанных в партийном билете Коваленко А.В. – отсутствуют.
Таким образом, пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.
Удовлетворение требований истца по настоящему делу возможно лишь при условии, что представленные документы бесспорно и однозначно подтверждают конкретный фактический заработок работника на конкретном предприятии в спорный период, что вытекает из основного принципа пенсионного обеспечения, предполагающего установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его индивидуального трудового стажа и заработка.
Какие-либо усредненные показатели – средние данные о заработке по предприятию, региону, отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах – не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка, поскольку это противоречит принципу об обязательном подтверждении индивидуального характера заработка.
Документы, подтверждающие сведения о непосредственном размере начисленной и полученной истцом заработной платы с 01.08.1982 г. по 24.10.1983 г., с 11.01.1984 г. по 21.02.1985 г., с 18.05.1989 г. по 09.09.1991 г., либо подтверждающие факт отсутствия сведения о заработке конкретного работника и утраты первичных документов в результате стихийных бедствий – в распоряжение территориального органа ПФР, суду представлены не были.
Доказательства того, что первичные документы о заработке истца были утрачены в результате чрезвычайного события, стихийных бедствий, истцом, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, суду также не представлены.
В силу ст.60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
С учетом указанных положений пенсионного законодательства России и установленных по делу обстоятельств не могут быть приняты судом представленные истцом комсомольский и партийный билеты, как прямо не подтверждающие ее заработок за периоды трудовой деятельности с 01 августа 1982 г. по 24 октября 1983 г. и с 11 января 1984 г. по 21 февраля 1985 г. в Грозненском универмаге и с 18 мая 1989 г. по 09 сентября 1991 г. в Производственном управлении по ремонту, содержанию дорог, санитарной очистки и благоустройству г. Грозный.
Кроме того, в партийном билете Коваленко В.А. за период с июля по сентября 1991 г. отсутствует указание о ее заработке, вместе с тем она просит учесть среднемесячный заработок в том числе и за эти периоды, а именно с 18 мая 1989 г. по 09 сентября 1991 г.
Также, истец просит включить в ее трудовой стаж периоды трудовой деятельности с 01 августа 1982 г. по 24 октября 1983 г., с 11 января 1984 г. по 21 февраля 1985 г. и с 18 мая 1989 г. по 09 сентября 1991 г., вместе с тем, из представленной представителем ответчика справке (таблица о трудовой деятельности) от 14 декабря 2021 г. № 1406038/2 следует, что данные периоды засчитаны в трудовой стаж Коваленко В.А.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Коваленко В.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении исковых требований Коваленко В.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о включении в трудовой стаж периодов трудовой деятельности и об установлении пенсии по старости – отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Абинский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 16 февраля 2023 г.
Председательствующий Е.Д. Сотников