Дело №12-165/2022
РЕШЕНИЕ
27 мая 2022 года | г. Севастополь |
Судья Ленинского районного суда города Севастополя Степанова Ю.С., рассмотрев жалобу заместителя генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф.Б. на постановление старшего государственного инспектора, начальника отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного Межрегионального управления Роспотребнадзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от 26.08.2021г., вынесенное в отношении заместителя генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф.Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора, начальником отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного Межрегионального управления Росприроднадзора Порфирьева Е.А. № от 26.08.2021 заместитель генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Никонов Ф.Б. обратился в Ленинский районный суд г. Севастополя с жалобой, полагая указанное постановление незаконным, прекращении производства по делу, указывая на отсутствие вины должностного лица во вменяемом ему правонарушении; при вынесении оспариваемого постановления должностным лицом не учтены положения ст. 4.1.1 КоАП, а также положения ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заявителя Ловкачев А.А. с правонарушением согласился, вину признал, просил заменить назначенное наказание на предупреждение.
Заявитель Никонов Ф.Б. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебное заседание представитель Южного Межрегионального управления Росприроднадзора не явился, о дате и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствии.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя заявителя, изучив жалобу, исследовав материалы дела, жалобу, суд приходит к следующему выводу.
Частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения заместителя генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф.Б. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили приведенные в постановлении должностного лица Южного межрегионального управления Росприроднадзора обстоятельства того, что в период с 30.07.2021 по 12.08.2021 в ходе проведения выездной проверки объекта I категории – Полигона ТКО «Первомайская балка», эксплуатируемого ООО «Благоустройство города «Севастополь» было выявлено осуществление обществом хозяйственной деятельности на указанном объекте в отсутствие мониторинга подземных вод на объекте размещения отходов в период 2019-2020 г.г.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении данной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, помимо прочего, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок проведения мониторинга определен Приказом Минприроды России от 08.12.2020 №1030
Пунктом 7 Порядка установлено, что программа мониторинга разрабатывается на основании имеющихся данных о состоянии и загрязнения окружающей среды на территориях объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
В соответствии с п. 14 Порядка в разделе "Обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" приводятся:
а) данные о состоянии и загрязнении атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного мира (при необходимости), а также находящихся под охраной природных объектов в районе расположения объекта размещения отходов, подготовленные на основе материалов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка;
б) данные, характеризующие непосредственное воздействие объектов размещения отходов на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, растительный и животный мир (при необходимости), а также отдельные экологические системы и природные ландшафты в районе расположения объекта размещения отходов.
Согласно пункта 20 Порядка отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утвержденной программе мониторинга и включать в себя, в том числе, сведения об объекте размещения отходов; сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 24 Порядка в разделе "Обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" приводятся:
а) данные наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды;
б) результаты сравнительной оценки изменений качества окружающей среды под воздействием объекта размещения отходов (по сравнению с фоновыми данными о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов);
в) сведения об информировании органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов.
Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора.
Отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утвержденной программе мониторинга.
Из положений пунктов 4.2, 4.3, 4.5 и 4.6.4 ГОСТ Р 56060-2014 "Производственный экологический мониторинг. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов" следует, что мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов проводят владельцы объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, на основании утвержденной ими программы за счет собственных средств и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством. Мониторинг проводят на протяжении всего периода эксплуатации объекта размещения отходов и в течение установленного срока после его закрытия для обеспечения принятия своевременных и адекватных мер по обеспечению их экологической безопасности.
Мониторинг включает, в себя мониторинг состояния и загрязнения грунтовых вод; мониторинг состояния и загрязнения поверхностных вод; мониторинг состояния и загрязнения атмосферного воздуха; мониторинг состояния и загрязнения почвенного покрова; мониторинг состояния и загрязнения растительного покрова.
В отобранных пробах грунтовых вод обычно определяют содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, хлоридов, сульфатов, цианидов, кальция, железа, лития, магния, кадмия, хрома, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, органического углерода, ХПК, БПК, pH, сухого остатка и другие показатели в соответствии с составом отходов.
Как следует из представленных материалов дела, полигон ТКО «Первомайская балка», эксплуатируемый ООО «БГС» является объектом I категории (свидетельство № от 25.05.2018, код объекта №), на котором размещаются отходы.
Учитывая вышеприведенные положения действующего законодательства, у предприятия ООО «БГС» возникает обязанность по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
Вместе с тем, представленный ООО «БГС» отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды по объекту полигон ТКО «Первомайская балка» за 2019 и 2020 годы, не содержат результатов мониторинга в части, касающейся подземных вод.
Таким образом, мониторинг подземных вод на объекте размещения отходов ООО «БГС» не ведется.
Указанные обстоятельства представителем заявителя не оспаривались.
В соответствии с Приказом генерального директора ООО «БГС» № от 07.10.2020, ответственным за деятельность полигона «Первомайская балка» назначен заместитель генерального директора ООО «БГС» Никонов Ф.Б. (приказ о приеме на работу № от 24.08.2020).
Согласно должностной инструкции заместителя генерального директора ООО «БГС» последний осуществляет руководство и обеспечивает контроль за структурными подразделениями предприятия, закрепленными согласно приказа генерального директора.
С учетом вышеизложенного, заместителем генерального директора ООО «БГС» Никоновым Ф.Б. допущено неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Оценив все доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу о наличии в действиях заместителя генерального директора ООО «БГС» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении должностного лица ООО «БГС» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления судом не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих изменение или отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено.
При назначении административного наказания должностным лицом в полной мере учтены характер совершенного правонарушения, данные о виновном лице, а также общественная опасность совершенного им деяния, что объектом данного административного правонарушения, являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела не установлено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей, что имело место в данном случае.
При этом доказательств наличия иной причины неисполнения соответствующей обязанности, в том числе ввиду отсутствия уровня воды, необходимого для взятия проб, в материалах дела отсутствуют и письменными доказательствами не подтверждены.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется. Кроме того, применение в данном случае ст. 4.1.1 КоАП РФ не представляется возможным, поскольку ООО «БГС» не является некоммерческим предприятием, а также не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора, начальника отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного Межрегионального управления Росприроднадзора Порфирьева Е.А. № от 26.08.2021, вынесенное в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф.Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ - оставить без изменения.
Жалобу заместителя генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города Севастополь» Никонова Ф.Б. - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Ю.С. Степанова