Дело № 2а-70/2020г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2020 года <адрес>
Конышевский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Филипцева Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Конышевского района Курской области в порядке ст.ст. 39, 218 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия администрации Платавского сельсовета Конышевского района Курской области, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки и о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Конышевского района Курской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Платавского сельсовета Конышевского района Курской области об оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки и о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку. В обосновании иска указано, что прокуратурой Конышевского района Курской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления на территории МО «Платавский сельсовет» Конышевского района Курской области. В границах МО «Платавский сельсовет» Конышевского района Курской области образована несанкционированная свалка, расположенная в 50 м к востоку от газораспределительного прибора, расположенного на территории бывшей пекарни <адрес>, размерами 38х3 м. Складирование коммунальных отходов и другого мусора осуществляется на земельном участке без твердого покрытия (асфальта, бетона и т.д.), то есть допускается сброс отходов производства и потребления на землю, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду. Данная территория относится к землям МО «Платавский сельсовет» Конышевского района Курской области, при этом для складирования отходов не предназначена, находится вблизи жилых домов. Наличие несанкционированной свалки на территории населенного пункта вблизи жилых домов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, увеличивается вероятность возникновения пожаров.
Статьей 291 КАС РФ определены основания рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства, к которым в силу п. 2, в том числе относятся случаи, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержаться и в п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
На основании ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Размещение отходов производится на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
В силу ст. 12 указанного выше Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов и организация благоустройства территории поселения.
На основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пп. «б» п. 9 ст. 4 Закона Курской области от 21.10.2004 года №48-ЗКО «О муниципальных образованиях Курской области», Платавский сельсовет, территория которого входит в состав Конышевского района Курской области, наделен статусом сельского поселения.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона 89-ФЗ и принятым в его развитие Федерального закона 131-ФЗ, Законом Курской области № 57-ЗКО от 23.08.2016 «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения» за сельскими поселениями Курской области с 01.01.2017 года закреплены полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 17 ст. 3 Устава Платавского сельсовета Конышевского района Курской области, к вопросам местного значения Платавского сельсовета относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (л.д. №).
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к важнейшим принципам хозяйственной и иной деятельности органов местного самоуправления, оказывающей воздействие на окружающую среду, относит соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, а также ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии со ст. 51 указанного выше Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В ходе проверки прокуратурой Конышевского района Курской области установлено, что в границах МО «Платавский сельсовет» Конышевского района Курской области образована несанкционированная свалка на участке местности, расположенном в 50 м к востоку от газораспределительного прибора, расположенного на территории бывшей пекарни <адрес>, размерами 38х3 м.
Земельный участок для складирования отходов не предназначен, находится в границах муниципального образования МО «Платавский сельсовет» Конышевского района Курской области, свалка функционирует без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов. Данная несанкционированная свалка не соответствует п. 3.2. Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПин 2.1.7.1322-03» от 30.04.2003г. и п. 1.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест».
Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра от 13.03.2020 года и фототаблицей к нему (л.д. №) объяснением главы администрации от <дата> (л.д. №), сообщением администрации Платавского сельсовета Конышевского района Курской области от <дата> (л.д. №), выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на <дата> (л.д. №).
Согласно межгосударственному стандарту п.4.13 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращения с отходами. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 года №607-ст несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
В нарушение п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на выявленной свалке допускается складирование коммунальных отходов и другого мусора на почву, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду.
С учетом изложенного, администрация Платавского сельсовета Конышевского района Курской области при выявлении несанкционированной свалки обязана организовать сбор и вывоз отходов с данного участка. О наличии несанкционированных свалок администрация органа местного самоуправления осведомлена (л.д. №).
Несанкционированное размещение свалки бытовых отходов в МО «Платавский сельсовет» Конышевского района Курской области свидетельствует о том, что администрация указанного муниципального образования не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством и Уставом муниципального образования. В результате бездействия органов местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что непринятие администрацией МО «Платавский сельсовет» Конышевского района Курской области мер по ликвидации несанкционированных свалок является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку данного муниципального образования, что ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В порядке ст.39 КАС РФ административное исковое заявление прокурором района подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – населения муниципального образования – городского поселения. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию данного органа.
Из содержания и смысла ч.1 ст.226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого бездействия возлагается на орган или должностное лицо, которые совершили оспариваемое бездействие.
Вместе с тем представителем администрации МО «Платавский сельсовет» Конышевского района Курской области доказательств, уважительной причины бездействия администрации данного муниципального образования по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов суду не представлено.
Таким образом, исходя из совокупности доказательств по делу и с учетом всех фактических обстоятельств дела, суд полагает, что требование прокурора Конышевского района Курской области о признании незаконным бездействия администрации МО «Платавский сельсовет» Конышевского района Курской области, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в <адрес> и возложении обязанности к ликвидации несанкционированной свалки, обосновано и подлежит удовлетворению.
Учитывая объем свалки, площадь земельного участка, занятого под ней, суд полагает необходимым установить месячный срок для исполнения решения суда, поскольку такой срок является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ главу администрации МО «Платавский сельсовет» Конышевского района Курской области следует обязать в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу сообщить об исполнении решения в суд и в прокуратуру Конышевского района Курской области.
На основании изложенного, руководствуясь гл. 15, ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Конышевского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Платавский сельсовет» Конышевского района Курской области, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Платавский сельсовет» Конышевского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки на участке местности, расположенном в 50 м к востоку от газораспределительного прибора, расположенного на территории бывшей пекарни <адрес>, размерами 38х3 м.
Обязать администрацию МО «Платавский сельсовет» Конышевского района Курской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к ликвидации несанкционированной свалки на участке местности, расположенном в 50 м к востоку от газораспределительного прибора, расположенного на территории бывшей пекарни <адрес>, размерами 38х3 м.
Обязать главу администрации МО «Платавский сельсовет» Конышевского района Курской области в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу сообщить об исполнении решения в суд и в прокуратуру Конышевского района Курской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, через Конышевский районный суд Курской области.
Судья /председательствующий/: Н.В. Филипцев