66а-559/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Сочи 18 мая 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Катанаевой А.С.,
судей Котченко Д.В., Сиротиной Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-313/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Прохлада» об оспаривании нормативных правовых актов в части,
по апелляционной жалобе ООО «Прохлада» на решение Краснодарского краевого суда от 25 января 2021 г., которым отказано в удовлетворении административного иска.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С., объяснения представителя административного истца Зафирова С.В., представителя административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края Сергеева Р.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н., судебная коллегия
установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 г. № 2745 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2017 год).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 г. № 3008 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2018 год).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. № 3043 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2019 год).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. № 2837 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год).
ООО «Прохлада», как собственник здания с кадастровым номером <данные изъяты>, обратилось в суд с административным иском о признании недействующими пункта 45071 Перечня на 2017 г., пункта 41268 Перечня на 2018 г., пункта 49035 Перечня на 2019 г. и пункта 48787 Перечня на 2020 г., полагая, что они не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Краснодарского краевого суда от 25 января 2021 г. административный иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе, дополнениях к ней административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвовавшим в деле прокурором представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, возражений на нее, заслушав участников процесса, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Решение суда в указанной части не обжалуется.
Из материалов дела следует, что ООО «Прохлада» является собственником нежилого здания, кадастровый номер <данные изъяты>, площадью 1633,1 кв.м, наименование «кафе с малой гостиницей», расположенного по адресу: <адрес>
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
В соответствии пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ) торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
По смыслу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ) торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
Каких – либо особенностей определения налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества Закон Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. № 620-КЗ «О налоге на имущество организаций» не устанавливает.
Из поступившего в суд апелляционной инстанции ответа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю от 13 апреля 2021 г. следует, что в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о здании с кадастровым номером <данные изъяты> не выявлено информации о его расположении в пределах каких-либо земельных участков.
Таким образом, для включения здания административного истца в оспариваемые перечни необходимо установить его предназначение для использования или фактическое использование в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из технического паспорта, подготовленного филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по г. Сочи по состоянию на 24 сентября 2009 г., объект недвижимости, общей площадью 1 633,1 кв.м, 4 этажа с цоколем, имеет назначение «Кафе с малой гостиницей».
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из данных вышеназванного технического паспорта по состоянию на 24 сентября 2009 г., посчитав, что помещения, расположенные на первом этаже здания с номерами по плану 7-29, общей площадью 348, 9 кв.м, что составляет 21, 4% от общей площади объекта, а также наименование и назначение здания «Кафе с малой гостиницей», позволяют отнести здание к объекту общественного питания.
С такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с экспликацией к поэтажному плану цокольного, второго, третьего и четвертого этажей, помещения в здании не предусматривают размещение помещений, предназначенных для перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объектов.
Указание на назначение «Торговые» содержится в графе экспликации первого этажа «Площадь». Графа экспликации «Назначение частей помещений» указание на отнесение помещений с номерами по плану 7-29 к группе «Торговые» не содержит.
На первом этаже здания также находятся помещения: умывальная (№ 6 экспликации), подсобное (№ 137 экспликации).
Основания отнести часть помещений первого этажа, включающих вспомогательные помещения, в том числе туалеты, душевые, коридоры, только на основании указания слова «Торговые» как предназначенные для использования в качестве объекта общественного питания, судебная коллегия не усматривает.
Указание в Едином государственном реестре недвижимости наименования здания «Кафе с малой гостиницей» для отнесения его к категории торгового центра (комплекса) недостаточно.
Площадь помещений с назначением холодный цех (13,6 кв.м), мясной цех (14,6 кв.м), овощной цех (7,6 кв.м), загрузочная (13,2 кв.м), цех (3,6 кв.м), кладовая муки (8,4 кв.м), мучной цех (14,1 кв.м), мойка (11,2 кв.м), кухня (41,8 кв.м), обеденный зал (147,5 кв.м) составляет менее 20% общей площади здания, что не позволяет отнести здание к объектам в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При данных обстоятельствах, в отсутствие сведений о виде разрешенного использования земельного участка, неоднозначности данных технической документации (наименования и назначения объекта), возможность включения здания в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества должна выясняться с учетом его фактического использования.
Однако доказательства, свидетельствующие о том, что проводились мероприятия по обследованию здания и помещений в нем с целью определения вида фактического использования на момент включения здания в оспариваемые Перечни, в материалах административного дела отсутствуют.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения названного объекта в Перечни, административным ответчиком не представлено.
При таких данных вывод суда о правомерности включения принадлежащего административному истцу здания в Перечни является неверным, как вынесенное с неправильным применением норм материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения об удовлетворении административного иска.
В обоснование своей позиции о наличии оснований для исключения здания из Перечней представителем административного истца в суд апелляционной инстанции был представлен технический план здания, выполненный по состоянию на 15 июля 2016 г., где в экспликации первого этажа к поэтажному плану здания (строения) отсутствует указание на назначение помещений «торговые». Кроме того, помещение «зал», площадью 147, 5 кв.м, указано без назначения «обеденный».
Согласно положениям пункта 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В силу частей 1 и 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности вступивших в законную силу судебных актов, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения в частности, о здании, сооружении, помещении, необходимые для государственного кадастрового учета такого сооружения либо новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1 статьи 24 Закона № 218-ФЗ).
В техническом плане указываются в том числе новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 24 Закона № 218-ФЗ).
Как следует из пунктов 2 и 3 части 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно по общим правилам в связи с образованием объекта недвижимости и прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного истца, изготовленный 15 июля 2016 г. технический план в дальнейшем на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию изменений не подавался, был изготовлен для нужд общества.
При таких обстоятельствах правового значения для рассмотрения настоящего дела представленный технический план не имеет, на выводы судебной коллегии по существу спора не влияет.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, судебная коллегия, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и учитывая, что административный истец является плательщиком налогов, и признание оспариваемых норм с момента вынесения настоящего апелляционного определения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов общества, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечней не действующими со дня их принятия.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 25 января 2021 г. отменить, принять по административному делу новое решение, которым административный иск общества с ограниченной ответственностью «Прохлада» удовлетворить.
Признать не действующими со дня принятия:
- пункт № 45071 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 г. № 2745;
- пункт № 41268 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 г. № 3008;
- пункт № 49035 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. № 3043;
- пункт № 48787 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. № 2837.
Сообщение о принятии настоящего определения в течение одного месяца со дня его принятия подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы Краснодарского края, а также размещению на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 1 июня 2021 г.
Председательствующий
Судьи