дело № 12-266/2017
РЕШЕНИЕ
07 ноября 2017 года | г. Севастополь |
Судья Ленинского районного суда города Севастополя Прохорчук О.В., с участием защитника - Скворцовой Е.В., представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю – Захарова А.С., рассмотрев в зале суда по адресу: г. Севастополь, ул. Ленина, д. 31, дело по жалобе защитника Скворцовой Евгении Владимировны на постановление о назначении административного наказания по делу № 156АД-17 об административном правонарушении о привлечении заместителя директора ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» Казаковой Наталии Анатольевны к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.2 КоАП РФ, вынесенное 05.07.2017 заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Токаревым В.С.,
установил:
20.07.2017 защитник Скворцова Е.В. подала жалобу на постановление о назначении административного наказания по делу № 156АД-17 об административном правонарушении о привлечении заместителя директора ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» Казаковой Наталии Анатольевны к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.2 КоАП РФ, вынесенное 05.07.2017 заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Токаревым В.С.
Жалоба мотивирована тем, что уведомление о поступлении жалобы и предоставлении в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю документов поступило в ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» после 12 час. 00 мин. 19.04.2017, в связи с чем ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» не имело возможности направить запрашиваемые документы в установленный срок. Указанные в уведомлении документы были предоставлены на заседание Комиссии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Таким образом, в действиях заместителя директора ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» Казаковой Наталии Анатольевны отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.2 КоАП РФ.
В связи с указанными обстоятельствами защитник просит признать обжалуемое постановление незаконным и отменить его, а производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В ходе рассмотрения жалобы защитник поддержала доводы жалобы, просила ее удовлетворить по изложенным в ней основаниям.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю возражал против удовлетворения жалобы, настаивал на том, что оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Заслушав объяснения защитника, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
05.07.2017 заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Токаревым В.С. вынесено постановление о назначении административного наказания по делу № 156АД-17. Указанным постановлением заместитель директора ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» Казакова Наталия Анатольевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.2 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Из постановления усматривается, что 13.04.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю поступила жалоба Регионального отделения общероссийского движения «Народный фронт «За Россию» в городе Севастополе на действия Государственного бюджетного учреждения города Севастополь «Парки и скверы» при проведении запроса котировок на оказание услуг по санитарному содержанию территории города Севастополя, извещение № 0374500000517000022.
17.04.2017 за исх. № 8/1580с Управление направило ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов, согласно которому, ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» надлежало до 12 часов 00 минут 19.04.2017 представить ряд документов.
Кроме того, уведомление и жалоба 17.04.2017 были направлены на официальный электронный адрес ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» gbu-parki@mail.ru, указанный в извещении о проведении аукциона, а также опубликованный на официальном сайте Крымского УФАС России в сети «Интернет» www.krym.fas.gov.ru.
Затребованные уведомлением документы в срок до 12 часов 00 минут 19.04.2017 ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» представлены не были, в связи с чем, Комиссия по смотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров была лишена возможности исполнения возложенных на нее обязанностей по рассмотрению жалобы Регионального отделения общероссийского движения «Народный фронт «За Россию» в городе Севастополе, так как необходимые документы ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» представило лишь 20.04.2017, после рассмотрения жалобы Регионального отделения общероссийского движения «Народный фронт «За Россию» в городе Севастополе.
В соответствии с частью 5 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированная организация, комиссия по осуществлению закупок, ее члены, должностные лица контрактной службы, контрактный управляющий, оператор электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке.
В соответствии с частью 1 стати 19.7.2 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо представление заведомо недостоверных информации и документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 106 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» после подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению контрольный орган в сфере закупок в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы размещает в единой информационной системе информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также направляет участнику закупки, подавшему жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупки, действия (бездействие) которых обжалуются, уведомления о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы.
Порядок направления уведомления о месте и времени рассмотрении жалоб установлен «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 19.11.2014 № 727/14 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 3.17 Административного регламента после подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки контрольный орган в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещает в единой информационной системе в сфере закупок информацию о поступлении жалобы и текст жалобы, а также сообщает заявителю и заказчику, оператору электронной площадки, уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупки, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте, дате и времени рассмотрения такой жалобы.
Согласно пункту 3.18 Административного регламента уведомление о рассмотрении жалобы направляется телеграммой либо другим способом, позволяющим подтвердить надлежащее уведомление.
Из анализа содержания указанной нормы права следует, что уведомление о рассмотрении жалобы в любом случае направляется способом, который позволяет установить меры по вручению такого уведомления в установленном порядке. В случае направления телеграммы бремя ее вручения и оформления документов, свидетельствующих о причинах невозможности вручения, исходя из которых, можно сделать вывод о надлежащем либо ненадлежащем уведомлении адресата, возложено на почтовую службу. В ином случае административный орган не ограничен в способе уведомления, однако, указанный способ должен безусловно свидетельствовать о получении уведомления адресатом, либо не получении его по вине последнего. В данном случае административный орган должен обосновать наличие у Учреждения обязанности получения уведомления от Крымского УФАС России в электронном виде по указанному административным органом адресу электронной почты, его раскрытия и прочтения заявителем в определенные сроки с момента направления.
Из материалов дела следует, что Управлением 17.04.2017 в 16:02 в адрес заявителя на электронный адрес gbu-parki@mail.ru было направлено в электронном виде сообщение, тема: «Уведомление о принятии жалобы к рассмотрению» с приложениями файлов «жалоба pdf 3 МВ» и «Уведомление о принятии жалобы 8,1580с.pdf 2 МВ». Доказательств получения указанных документов в электронном виде, их прочтения адресатом административным органом, не представлено. Также, уведомление и жалоба были опубликованы на официальном сайте Крымского УФАС России в сети «Интернет» www.krym.gov.ru. Каким-либо иным способом, в том числе телеграммой, телефонограммой, уведомление и жалоба в адрес заявителя не направлялись, при этом административный орган полагает, что избранный им способ является законным и достаточным для того, чтобы расценивать извещение ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» о сроке предоставления документов по жалобе - извещение № 0374500000517000022 надлежащим.
Так, административный орган утверждает, что указанное извещение было направлено заявителю посредством электронной почты на электронный адрес, указанный самим заявителем в извещении 0374500000517000022 об осуществлении закупки в порядке части 1 статьи 42 Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Однако направление извещения посредством электронной почты нельзя признать надлежащим доказательством, подтверждающим, что Управление приняло необходимые и достаточные меры для извещения ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» о принятии жалобы к рассмотрению, поскольку административный орган документально не подтвердил, кому передано данное сообщение, кто его принял, а также отсутствует информация о содержании указанного сообщения. Отчета о доставке электронного сообщения, либо уведомления о его прочтении получателем административный орган в материалы дела не представил.
Доказательств того, что электронный адрес, по которому административный орган извещал ГБУ города Севастополя «Парки и скверы», о принятии жалобы к рассмотрению, является его официальным электронным адресом в материалы дела не представлено.
Таким образом, административным органом представлены доказательства лишь направления в электронном виде уведомления по адресу электронной почты заявителя, самостоятельно выявленному административным органом и не являющемуся официальным. Отчета о доставке электронного сообщения, либо уведомления о его прочтении получателем, административным органом не представлено. О наличии таких сведений у административного органа на день составления протокола и вынесения оспариваемого постановления в обжалуемом акте также не указано. Имеется лишь ссылка на направление уведомления по электронной почте. Содержание указанного уведомления, исходя из предоставленной распечатки отправки с электронного адреса административного органа, установить невозможно.
Доводы заявителя о получении указанного уведомления после 12 час. 00 мин. 19.04.2017, т.е. после установленного Управлением срока предоставления истребуемых документов, Управлением не опровергнуты.
Меры к осуществлению информирования ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» о поступлении жалобы телеграммой либо иным способом, позволяющим достоверно установить надлежащее уведомление адресата, как то предусмотрено пунктом 3.18 Административного регламента, административным органом не принимались.
В силу части 2, 3 ст. 1.5 КоАП РФ, презумпция невиновности возлагает обязанность доказывать виновность лица, привлеченного к административной ответственности, в установленном Кодексом порядке на лиц, уполномоченных возбуждать производство по делам об административных правонарушениях.
В силу пункта 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.
Поскольку наличие вины является обязательным условием привлечения к административной ответственности, то в материалах дела должны находиться соответствующие доказательства. Однако, из материалов дела не усматривается доказательств наличия вины в бездействии заместителя директора ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» Казаковой Н.А., поскольку уведомление о поступлении жалобы – извещение № 0374500000517000022 ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» получено после истечения срока для предоставления истребованных административным органом документов, поэтому заместитель директора ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» Казакова Н.А. не имела объективной возможности предоставить указанные документы.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу об отсутствии в действиях заместителя директора ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» Казаковой Н.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.2 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах жалоба подлежит удовлетворению, постановление о назначении административного наказания от 05.07.2017 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Токарева В.С. – отмене, а производство по делу об административном правонарушении о привлечении Казаковой Н.А. к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.2 КоАП РФ прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 24.5, 29.10, 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
жалобу защитника Скворцовой Евгении Владимировны удовлетворить.
Постановление о назначении административного наказания от 05.07.2017 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Токарева В.С. по делу об административном правонарушении о привлечении Казаковой Наталии Анатольевны к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.2 КоАП РФ отменить.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении о привлечении Казаковой Наталии Анатольевны к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.2 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья