УИД 66RS0002-01-2024-000075-89
РЕШЕНИЕпо жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Екатеринбург 27 февраля 2024 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Евдокимова Т.А.,
с участием защитника Еременко С.А.,
рассмотрев жалобу защитника ООО «Союз Автодор» Ерёменко С.А.
на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области А. № 66/6-273-23-ИЗ/12-55266-И/30-л от 10.10.2023
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Союз Автодор»,
установил:постановлением № 66/6-273-23-ИЗ/12-55266-И/30-л от 10.10.2023 государственного инспектора Государственной инспекции труда в Свердловской области А. вынесенным в отношении ООО «Союз Автодор» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ООО «Союз Автодор» России по Свердловской области назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
В жалобе защитник ООО «Союз Автодор» Еременко С.А. просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, кроме того ссылается на ненадлежащее извещение законного представителя как о дате и времени составления протокола по делу об административном правонарушении, так и на рассмотрение дела.
Будучи надлежащим образом извещенными законный представитель ООО «Союз Автодор», государственный инспектор Государственной инспекции труда в Свердловской области А. в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. При таких обстоятельствах судья полагает возможным рассмотреть жалобу на постановление в отсутствие данных лиц.
В судебном заседании защитник ООО «Союз Автодор» Ерёменко С.А. доводы жалобы поддержала, просила постановление отменить по доводам жалобы.
Заслушав защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 4 названной статьи законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 названной статьи).
На основании частей 1, 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя (часть 3).
По смыслу приведенных правовых положений должностное лицо ГИТ СО при составлении протокола по делу об административном правонарушении обязано заблаговременно известить (уведомить) законного представителя юридического лица о дате, времени и месте совершения соответствующего процессуального действия в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьями 25.1, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, сведений о надлежащем извещении законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении материалы дела не содержат.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <...> следует, что извещение от 15.09.2023 №66/10-3220-23-И о явке для составления протокола по делу об административном правонарушении на 27.09.2023 направлено в адрес ООО «Союз Автодор» 18.09.2023 и вручено адресату лишь 03.10.2023.
Доказательств получения направленного в адрес юридического лица уведомления по электронной почте также не имеется, что также следует из истребованного журнала регистрации входящей корреспонденции.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу п. п. 2, 4 ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, государственным инспектором Государственной инспекции труда в Свердловской области А. рассмотрено дело об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица.
Между тем, сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ООО «Союз Автодор» материалы дела не содержат.
Так, определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении 10.10.2023 в 10:00 направлено в адрес юридического лица 28.09.2023 и согласно отчету отправления с почтовым идентификатором <...> извещение о явке для рассмотрения дела об административном правонарушении вручено адресату лишь 10.10.2023 в 11:23, то есть позднее времени рассмотрения дела, что не может быть признано надлежащим.
Таким образом, при составлении протокола по делу об административном правонарушении, а также при рассмотрении дела должностным лицом ГИТ СО не были созданы необходимые условия для реализации права юридического лица, привлекаемого к административной ответственности на защиту, и допущено существенное нарушение требований закона.
Возвращение материалов дела в Государственную инспекцию труда в Свердловской области для устранения недостатков протокола по делу об административном правонарушении после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенных нарушений на стадии рассмотрения дела и жалобы невозможно, что соответствует также позиции, выраженной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5, согласно которой возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков возможно только на стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала разрешения дела по существу.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление должностного лица подлежит отмене, а производство - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области А. № 66/6-273-23-ИЗ/12-55266-И/30-л от 10.10.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Союз Автодор» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток с момента получения его копии.
Судья Т.А. Евдокимова