Решение по делу № 33-3-4763/2024 от 13.05.2024

Судья Курбанова Ю.В. Дело № 33-3-4763/2024

№ 2-12/2024

УИД: 26RS0010-01-2023-003877-10

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 04.06.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе

председательствующего судьи Савина А.Н.,

судей Быстрова О.В., Евтуховой Т.С.,

при секретаре судебного заседания Хашировой К.О.,

с участием прокурора отдела прокуратуры СК Дремовой М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика ТУ Росимущества в Ставропольском крае в лице представителя В.А.Киви,

на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 30.01.2024,

по гражданскому делу по иску Георгиевского межрайонного прокурора Ставропольского края к Территориальному управлению Росимущества в Ставропольском крае о возложении обязанности по обеспечению надлежащего состояния и готовности противорадиационного укрытия,

заслушав доклад судьи Быстрова О.В.,

установила:

Георгиевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском (впоследствии уточненным) к ГБУЗ Ставропольского края «Георгиевская районная больница», Министерству здравоохранения Ставропольского края, в котором просит возложить обязанность на ТУ Росимущества в Ставропольском крае в течение 12 месяцев с даты вступления в силу решения суда обеспечить надлежащее состояние и готовность противорадиационного укрытия к приёму укрываемых, расположенного по адресу: г. Георгиевск, ул. Филатова, 3, в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница», а именно установить вентиляцию с механическим побуждением в соответствии с требованиями пункта 3.3.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 15.12.2002 № 583, за счёт казны Российской Федерации.

В обосновании иска ссылается на то, что в ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой в марте 2022 года, выявлены нарушения требований федерального законодательства, предъявляемым к противорадиационным укрытиям. 11.03.2022 в адрес главного врача ГБУЗ СК «ГРБ» межрайонной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства в сфере гражданской обороны. Из ответа ГБУЗ СК «ГРБ» от 20.04.2022 № 993 на представление межрайонной прокуратуры следует, что нарушения Правил № 583 не устранены ввиду отсутствия денежных средств, и что учреждением направлена заявка на выделение субсидий из средств краевого бюджета в Министерство здравоохранения Ставропольского края. Межрайонной прокуратурой на основании задания прокуратуры края совместно со старшим инспектором ОНД и ПР по Георгиевскому городскому округу УНД и ПРГУ МЧС России по Ставропольскому краю и специалистом МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Георгиевска» проведена проверка указанных ЗС ГО на предмет исполнения обязанностей по содержанию объектов гражданской обороны. Установлено, что нарушения федерального законодательства, отраженные в представлении межрайонной прокуратуры от 11.03.2022, внесенном в адрес главного врача ГБУЗ СК «ГРБ», не устранены. В ПРУ, расположенном по адресу: <адрес>, в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «ГРБ» отсутствует обозначение защитного сооружения гражданской обороны и маршруты движения укрываемых к ним, чем нарушен пункт 6.2 Правил № 583; не произведен ремонт инженерно-технического оборудования (вентиляции), чем нарушен п. 1.8 Правил № 583. В ПРУ, расположенном по адресу: <адрес>, в подвальном помещении главного корпуса ГБУЗ СК «ГРБ» не организовано выполнение мероприятий гражданской обороны по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (не обеспечена достаточность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов), чем нарушены пункты 1.7,1.8,3.2 Правил № 583; отсутствует обозначение защитного сооружения гражданской обороны маршруты движения укрываемых к ним, чем нарушен Правил № 583; помещения ЗС ГО должны быть сухими, чем нарушен п. 3.2.7 Правил № 583. В ПРУ, расположенном по адресу: <адрес>, в подвальном помещении пищеблока ГБУЗ СК «ГРБ» не организовано выполнение мероприятий гражданской обороны по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно- технического оборудования (не обеспечена достаточность защитных свойств как сооружения в целом, так ж отельных его элементов, чем нарушены пункты 1.7,1.8,3.2 Правил № 583; помещения ЗС ГО должны быть сухими, чем нарушен п. 3.2.7 Правил № 583; отсутствует обозначение защитного сооружения гражданской обороны ж маршруты движения укрываемых к ним, чем нарушен пункт 6.2 Правил № 583.

Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 30.01.2024 исковое заявление Георгиевского межрайонного прокурора Ставропольского края к Территориальному управлению Росимущества в Ставропольском крае о возложении обязанности по обеспечению надлежащего состояния и готовности противорадиационного укрытия удовлетворено.

На ТУ Росимущества в Ставропольском крае возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда обеспечить надлежащее состояние и готовность противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: <адрес>, в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница», к приему укрываемых, а именно: установить вентиляцию с механическим побуждением в соответствии с требованиями пункта 3.3.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 15.12.2002 № 583, за счет средств бюджета ТУ Росимущества в Ставропольском крае.

Настоящее решение суда подлежит исполнению за счет средств федерального бюджета, выделяемых Территориальному управлению Росимущества в Ставропольском крае на реализацию своих полномочий, в порядке статьи 242.3 БК РФ.

В апелляционной жалобе ответчик ТУ Росимущества в Ставропольском крае в лице представителя КВА просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на необоснованность выводов суда, поскольку спорное нежилое помещение соответствуют признакам имущества, указанного в п.1 Приложения 3 к Постановлению № 3020-1 и по этим признакам должно быть включено в реестр собственности г. Ставрополя. Указывает, что имущество подлежало первоначальному отнесению к собственности муниципального образования. Кроме того в обязанности Росимущества не входят мероприятия по гражданской обороне и укрытию населения, вследствие чего расходование денежных средств будет являться нецелевым.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник межрайонного прокурора Ли Е.А. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Ответчик территориальное управление Росимущества в Ставропольском крае в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.

Согласно пункта 40 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" в случае неявки в суд апелляционной инстанции лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционных жалобы, представления, вопрос о возможности проведения судебного разбирательства в отсутствие таких лиц решается судом апелляционной инстанции с учетом положений статьи 167 ГПК РФ.

Суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, если в нарушение части 1 статьи 167 ГПК РФ такими лицами не представлены сведения о причинах неявки и доказательства уважительности этих причин или если суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела в суде апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в марте 2022 года Георгиевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере гражданской обороны при эксплуатации и содержании защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Георгиевского городского округа.

На территории ГБУЗ СК «ГРБ» по адресу: <адрес>, Георгиевский городской округ, Ставропольский край, в подвальных помещениях расположены защитные сооружения гражданской обороны - противорадиационные укрытия с инвентарными номерами 165-27,166-27,167-27 в следующих зданиях: административный корпус с кадастровым номером с инвентарным номером 166-27; пищеблок с кадастровым номером с инвентарным номером 165-27, главный корпус с кадастровым номером с инвентарным номером 167-27.

Вышеуказанные здания переданы ГБУЗ СК «ГРБ» Министерством имущественных отношений Ставропольского края 24.11.2017 на праве оперативного управления ГБУЗ СК «Георгиевская района больница» в соответствии с передаточным актом от 24.11.2017.

В соответствии со сведениями, представленными ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, в сводной ведомости защитных сооружений гражданской обороны, составленной по результатам инвентаризации, проведенной на основании распоряжения Губернатора Ставропольского края от 09.07.2018 № 324-р «О проведении в 2018 году инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Ставропольском крае», комиссиями, в состав которых входили представители от администраций городских и муниципальных округов Ставропольского края, а также собственники объектов, на территориях которых расположены ЗС ГО, по адресу: <адрес>, числятся следующие объекты гражданской обороны:

- защитное сооружение типа: противорадиационное укрытие площадью 856 кв.м., класса П-4, вместимостью 150 человек, инвентарный , в реестре МЧС России ;

- защитное сооружение типа: противорадиационное укрытие площадью 1477 кв.м., класса П-4, вместимостью 420 человек, инвентарный , в реестре МЧС России ;

- защитное сооружение типа: противорадиационное укрытие площадью 1477 кв.м., класса П-4, вместимостью 320 человек, инвентарный , в реестре МЧС России .

Согласно представленным в материалы дела паспортам убежища (противорадиационного укрытия):

- ПРУ № 1 (главный корпус) принято в эксплуатацию 28.09.1962, общая площадь 1721 кв.м., вместимость 320 человек, время приведения в готовность 32 часа, класс убежища (группа укрытия) П-4, 3 входа, вентиляционная система приточная;

- ПРУ № 2 (административный корпус) принято в эксплуатацию 28.08.1996, площадь 1477 кв.м., вместимость 420 человек, время приведения в готовность 24 часа, класс убежища (группа укрытия) П-4, 1 вход, 1 вход аварийный, вентиляционная система приточная;

- ПРУ № 3 (пищеблок) принято в эксплуатацию 22.08.1996, площадь 856 кв.м., вместимость 150 человек, время приведения в готовность 24 часа, класс убежища (группа укрытия) П-4, 1 входа 2, вход аварийный 1, вентиляционная система приточная.

В соответствии с актами проверки содержания и использования защитного сооружения ГО от 28.05.2018, в каждом защитном сооружении отсутствует система вентиляции.

Как следует из материалов проверки, проведенной Георгиевской межрайонной прокуратурой Ставропольского края совместно с сотрудниками ОНД и ПР по Георгиевскому городскому округу УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, в период с 13 по 15 марта 2023 г. при выезде по месту нахождения защитных сооружений (ПРУ), расположенном в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» по адресу: <адрес>, выявлено, что в указанном ПРУ не произведен ремонт инженерно-технического оборудования (вентиляции), чем нарушен пункт 1.8 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».

В соответствии с информацией ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 05.12.2023, то есть в ходе рассмотрения дела судом, при обследовании защитного сооружения (ПРУ), расположенного в подвальных помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» по адресу: <адрес>, выявлено, что в указанном ПРУ, в нарушение п. 1.8, п. 3.2.11 приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», отсутствует инженерно-техническое оборудование (вентиляция).

Из акта осмотра, проведенного первым заместителем Георгиевского межрайонного прокурора <адрес> ШВВ, совместно с главным врачом ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» МТМ, инспектором ОНД и ПР по Георгиевскому городскому округу УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> ЩДВ следует, что в ПРУ, расположенном в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «<адрес> больница» по адресу: <адрес> в нарушение п. 3.3.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны № 583 от 15.12.2002, отсутствует вентиляция с механическим побуждением, а само укрытие находится в ненадлежащем состоянии и не готово к приему укрываемых.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, ФЗ "О гражданской обороне", Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", имеются основания для удовлетворения иска прокурора с учетом минимального перечня мероприятий, необходимых для обеспечения готовности к использованию по назначению ЗС ГО - противорадиационного укрытия, расположенного в подвальном помещении административного корпуса ГЬУЗ СК «Георгиевская районная больница и данных о состоянии защитного сооружения по результатам инвентаризации, проведенной на основании распоряжения Губернатора Ставропольского края от 09 июля 2018 г. № 324-р «О проведении в 2018 году инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Ставропольском крае», сведений ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 05.12.2023.

С указанными выводами суд апелляционной инстанции соглашается.

В соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Согласно п. 2 р. III (объекты оборонного производства) приложения 1 к постановлению № 3020-1 защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

В силу п. 1 приложения № 3 к постановлению № 3020-1 такие объекты государственной собственности, как жилой и нежилой фонд, находящийся в ведении соответствующих советов народных депутатов, отнесены к муниципальной собственности, собственности Москвы и Санкт-Петербурга.

Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях №№ 1-3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

В соответствии с п. 4 Положения Федерального агентства по управлению Ставропольском крае, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом «Об утверждении положений о территориальных органах Федерального агентства по управлению государственным имуществом», территориальный орган осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных, государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, за исключением случаев, установленных п.п. 5.32 и 5.33 п. 5 настоящего положения, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствий с настоящим положением.

Таким образом, ТУ Росимущество Ставропольского края является органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности, расположенного на территории Ставропольского края.

Так, в марте 2022 года межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере гражданской обороны при эксплуатации и содержании защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Георгиевского городского округа.

Установлено, что на территории ГБУЗ СК «ГРБ», расположенного по адресу: <адрес>, Георгиевский городской округ, <адрес>, в подвальных помещениях расположены защитные сооружения гражданской обороны - противорадиационные укрытия с инвентарными номерами 165-27, 166-27, 167-27 в следующих зданиях: административный корпус с кадастровым номером с инвентарным номером 166-27: пищеблок с кадастровым номером с инвентарным номером 165-27, главный корпус с кадастровым номером с инвентарным номером 167-27.

Вышеуказанные здания переданы ГБУЗ СК «ГРБ» Министерством имущественных отношений Ставропольского края 24.11.2017 на праве оперативного управления ГБУЗ СК «Георгиевская района больница» в соответствии с передаточными актом от 24.11.2017.

Проведенной проверкой межрайонной прокуратурой совместно с сотрудниками ОНД и ПР по Георгиевскому городскому округу УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю в период с 13 по 15.03.2023 при выезде по месту нахождения защитных сооружений, расположенных в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» выявлено, что в указанном ПРУ не произведен ремонт инженерно-технического оборудования (вентиляция) чем нарушен пункт 1.8 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».

В соответствии с информацией ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 05.12.2023, то есть в ходе рассмотрения дела судом, при обследовании защитного, сооружения (ПРУ), расположенного в подвальных помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» выявлено, что в указанном ПРУ, в нарушение п. 1.8, п. 3.2.11 приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений - гражданской обороны», отсутствует инженерно-техническое оборудование (вентиляция).

Из акта осмотра, проведенного межрайонной прокуратурой Ставропольского края совместно с должностными лицами ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» Медовой Т.М. и ОНД и ПР по Георгиевскому городскому округу УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю следует, что в ПРУ, расположенном в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» по адресу: <адрес>, в нарушение п. 3.3.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны № 583 от 15.12.2002, отсутствует вентиляция с механическим побуждением, а само укрытие находится в ненадлежащем состоянии и не готово к приему укрываемых.

Между тем, как верно установлено судом первой инстанции, вышеуказанные противорадиационные укрытия, расположенные в подвальных помещениях указанных зданий, ни на каком праве, и ни по какому-либо документу, в том числе по передаточному акту, ГБУЗ СК «Георгиевская района больница» не передавались.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территорий Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной защиты и коллективной защиты. Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны.

В силу п.п. 1.8, 3.2.11 приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 утверждено Положение б гражданской обороне в Российской Федерации, которое определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях.

Согласно п.1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583, требования данных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, прщ угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, противорадиационных укрытий (ПРУ) и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 16.4 вышеназванного Положения № 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: сохранение, поддержание в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций.

Таким образом, должна быть обеспечена безопасность жизни и здоровья граждан и имущества физических лиц на территории Ставропольского края при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Отсутствие пригодного для эксплуатации ЗС ГО создает угрозу жизни и здоровья граждан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, надлежащим ответчиком по данному спору является ТУ Росимущества Ставропольского края в соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности, а уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, и вышеуказанные ЗС ГО из состава федеральной собственности не выбывало, обязанность по приведении их в надлежащее минимально требуемое состояние возложена на ТУ Росимущества Ставропольского края.

Не приведение защитного сооружения гражданской обороны в надлежащее состояние нарушает права неопределенного круга на обеспечение возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайной, техногенной ситуации.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст.ст. 294, 296 ГК РФ). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

В соответствии с п. 3 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.

Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

По смыслу указанной нормы субъектом материально-правовых отношений, основанных на праве собственности, является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти. |

Согласно п. 5.3 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее - Положение № 432), в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляет Росимущество.

На основании п. 4 Положения № 432 Росимущество - осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Из изложенного следует, что полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации возложены на Росимущество и его территориальные органы.

Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее - Постановление Пленума ВС РФ № 13), положения главы 24.1 БК РФ разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.

На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской федерации, финансовый орган муниципального образования возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.

Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовое органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации ил за счет средств местного бюджета (статья 242.2 БК РФ).

По общему правилу за счёт казны соответствующего публично-правового образования, исполняются судебные акты о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц.

В п. 14 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 13 разъяснено, что при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном ст. 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает о взыскании вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации (ст. 6, подп. 1 п. 3 ст. 158 БК РФ).

Иной механизм исполнения судебных актов установлен положениями ст. ст. 242.3 - 242.6 БК РФ. Органы Федерального казначейства осуществляют организацию исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, в порядке, определенном ст.ст. 242.3 - 242.6 БК РФ. Исполнение судебного акта проводится самим должником - соответствующим казенным учреждением.

К числу денежных обязательств казенных учреждений по смыслу понятий, закрепленных в ст. 6 БК РФ, относятся, в том числе; их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.

В связи с этим в указанном порядке, в частности, как отмечено в п.19 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 13, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона.

Правила, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно п. 11 ст. 161 БК РФ, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия (указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.

Поскольку от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 ГК РФ), то возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому, переданы полномочия по управлению этим имуществом.

Так как финансовое обеспечение деятельности федеральных казенных учреждений, казенных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных казенных учреждений осуществляется исключительно за счет средств соответствующего бюджета (ст. 6, п. 2 ст. 161 БК РФ), а сами они, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами, то применительно к рассматриваемому случаю, взыскание производится непосредственно с соответствующего органа.

В силу содержания Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления Имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), его территориальные управления.

Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 23.06.2023 № 131 утверждено положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - Положение).

В соответствии с Положением ТУ Росимущества осуществляет полномочия собственника, в том числе в отношении федерального имущества, расположенного на территории Ставропольского края.

Из п. 4 упомянутого Положения следует, что территориальный орган осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федераций, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, за исключением случаев, установленных п.п. 5.32 и 5.33 п. 5 настоящего положения, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим положением.

Таким, образом, полномочия собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации и расположенного на территории Ставропольского края осуществляет ТУ Росимущества Ставропольского края.

Соответственно, финансирование исполнения судебного акта, в таком случае, следует производить за счет средств бюджета ТУ Росимущества в Ставропольском крае, а не за счёт средств казны Российской Федерации.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о возложении обязанности на ТУ Росимущества в Ставропольском крае обеспечить надлежащее состояние и готовность противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: <адрес>, в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница», к приему укрываемых, а именно: установить вентиляцию с механическим побуждением в соответствии с требованиями п. 3.3.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 15.12.2002 № 583, за счёт средств бюджета ТУ Росимущества в Ставропольском крае.

Руководствуясь 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 30.01.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ТУ Росимущества в Ставропольском крае в лице представителя КВА – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 04.06.2024.

Судья Курбанова Ю.В. Дело № 33-3-4763/2024

№ 2-12/2024

УИД: 26RS0010-01-2023-003877-10

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 04.06.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе

председательствующего судьи Савина А.Н.,

судей Быстрова О.В., Евтуховой Т.С.,

при секретаре судебного заседания Хашировой К.О.,

с участием прокурора отдела прокуратуры СК Дремовой М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика ТУ Росимущества в Ставропольском крае в лице представителя В.А.Киви,

на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 30.01.2024,

по гражданскому делу по иску Георгиевского межрайонного прокурора Ставропольского края к Территориальному управлению Росимущества в Ставропольском крае о возложении обязанности по обеспечению надлежащего состояния и готовности противорадиационного укрытия,

заслушав доклад судьи Быстрова О.В.,

установила:

Георгиевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском (впоследствии уточненным) к ГБУЗ Ставропольского края «Георгиевская районная больница», Министерству здравоохранения Ставропольского края, в котором просит возложить обязанность на ТУ Росимущества в Ставропольском крае в течение 12 месяцев с даты вступления в силу решения суда обеспечить надлежащее состояние и готовность противорадиационного укрытия к приёму укрываемых, расположенного по адресу: г. Георгиевск, ул. Филатова, 3, в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница», а именно установить вентиляцию с механическим побуждением в соответствии с требованиями пункта 3.3.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 15.12.2002 № 583, за счёт казны Российской Федерации.

В обосновании иска ссылается на то, что в ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой в марте 2022 года, выявлены нарушения требований федерального законодательства, предъявляемым к противорадиационным укрытиям. 11.03.2022 в адрес главного врача ГБУЗ СК «ГРБ» межрайонной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства в сфере гражданской обороны. Из ответа ГБУЗ СК «ГРБ» от 20.04.2022 № 993 на представление межрайонной прокуратуры следует, что нарушения Правил № 583 не устранены ввиду отсутствия денежных средств, и что учреждением направлена заявка на выделение субсидий из средств краевого бюджета в Министерство здравоохранения Ставропольского края. Межрайонной прокуратурой на основании задания прокуратуры края совместно со старшим инспектором ОНД и ПР по Георгиевскому городскому округу УНД и ПРГУ МЧС России по Ставропольскому краю и специалистом МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Георгиевска» проведена проверка указанных ЗС ГО на предмет исполнения обязанностей по содержанию объектов гражданской обороны. Установлено, что нарушения федерального законодательства, отраженные в представлении межрайонной прокуратуры от 11.03.2022, внесенном в адрес главного врача ГБУЗ СК «ГРБ», не устранены. В ПРУ, расположенном по адресу: <адрес>, в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «ГРБ» отсутствует обозначение защитного сооружения гражданской обороны и маршруты движения укрываемых к ним, чем нарушен пункт 6.2 Правил № 583; не произведен ремонт инженерно-технического оборудования (вентиляции), чем нарушен п. 1.8 Правил № 583. В ПРУ, расположенном по адресу: <адрес>, в подвальном помещении главного корпуса ГБУЗ СК «ГРБ» не организовано выполнение мероприятий гражданской обороны по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (не обеспечена достаточность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов), чем нарушены пункты 1.7,1.8,3.2 Правил № 583; отсутствует обозначение защитного сооружения гражданской обороны маршруты движения укрываемых к ним, чем нарушен Правил № 583; помещения ЗС ГО должны быть сухими, чем нарушен п. 3.2.7 Правил № 583. В ПРУ, расположенном по адресу: <адрес>, в подвальном помещении пищеблока ГБУЗ СК «ГРБ» не организовано выполнение мероприятий гражданской обороны по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно- технического оборудования (не обеспечена достаточность защитных свойств как сооружения в целом, так ж отельных его элементов, чем нарушены пункты 1.7,1.8,3.2 Правил № 583; помещения ЗС ГО должны быть сухими, чем нарушен п. 3.2.7 Правил № 583; отсутствует обозначение защитного сооружения гражданской обороны ж маршруты движения укрываемых к ним, чем нарушен пункт 6.2 Правил № 583.

Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 30.01.2024 исковое заявление Георгиевского межрайонного прокурора Ставропольского края к Территориальному управлению Росимущества в Ставропольском крае о возложении обязанности по обеспечению надлежащего состояния и готовности противорадиационного укрытия удовлетворено.

На ТУ Росимущества в Ставропольском крае возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда обеспечить надлежащее состояние и готовность противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: <адрес>, в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница», к приему укрываемых, а именно: установить вентиляцию с механическим побуждением в соответствии с требованиями пункта 3.3.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 15.12.2002 № 583, за счет средств бюджета ТУ Росимущества в Ставропольском крае.

Настоящее решение суда подлежит исполнению за счет средств федерального бюджета, выделяемых Территориальному управлению Росимущества в Ставропольском крае на реализацию своих полномочий, в порядке статьи 242.3 БК РФ.

В апелляционной жалобе ответчик ТУ Росимущества в Ставропольском крае в лице представителя КВА просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на необоснованность выводов суда, поскольку спорное нежилое помещение соответствуют признакам имущества, указанного в п.1 Приложения 3 к Постановлению № 3020-1 и по этим признакам должно быть включено в реестр собственности г. Ставрополя. Указывает, что имущество подлежало первоначальному отнесению к собственности муниципального образования. Кроме того в обязанности Росимущества не входят мероприятия по гражданской обороне и укрытию населения, вследствие чего расходование денежных средств будет являться нецелевым.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник межрайонного прокурора Ли Е.А. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Ответчик территориальное управление Росимущества в Ставропольском крае в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.

Согласно пункта 40 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" в случае неявки в суд апелляционной инстанции лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционных жалобы, представления, вопрос о возможности проведения судебного разбирательства в отсутствие таких лиц решается судом апелляционной инстанции с учетом положений статьи 167 ГПК РФ.

Суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, если в нарушение части 1 статьи 167 ГПК РФ такими лицами не представлены сведения о причинах неявки и доказательства уважительности этих причин или если суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела в суде апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в марте 2022 года Георгиевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере гражданской обороны при эксплуатации и содержании защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Георгиевского городского округа.

На территории ГБУЗ СК «ГРБ» по адресу: <адрес>, Георгиевский городской округ, Ставропольский край, в подвальных помещениях расположены защитные сооружения гражданской обороны - противорадиационные укрытия с инвентарными номерами 165-27,166-27,167-27 в следующих зданиях: административный корпус с кадастровым номером с инвентарным номером 166-27; пищеблок с кадастровым номером с инвентарным номером 165-27, главный корпус с кадастровым номером с инвентарным номером 167-27.

Вышеуказанные здания переданы ГБУЗ СК «ГРБ» Министерством имущественных отношений Ставропольского края 24.11.2017 на праве оперативного управления ГБУЗ СК «Георгиевская района больница» в соответствии с передаточным актом от 24.11.2017.

В соответствии со сведениями, представленными ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, в сводной ведомости защитных сооружений гражданской обороны, составленной по результатам инвентаризации, проведенной на основании распоряжения Губернатора Ставропольского края от 09.07.2018 № 324-р «О проведении в 2018 году инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Ставропольском крае», комиссиями, в состав которых входили представители от администраций городских и муниципальных округов Ставропольского края, а также собственники объектов, на территориях которых расположены ЗС ГО, по адресу: <адрес>, числятся следующие объекты гражданской обороны:

- защитное сооружение типа: противорадиационное укрытие площадью 856 кв.м., класса П-4, вместимостью 150 человек, инвентарный , в реестре МЧС России ;

- защитное сооружение типа: противорадиационное укрытие площадью 1477 кв.м., класса П-4, вместимостью 420 человек, инвентарный , в реестре МЧС России ;

- защитное сооружение типа: противорадиационное укрытие площадью 1477 кв.м., класса П-4, вместимостью 320 человек, инвентарный , в реестре МЧС России .

Согласно представленным в материалы дела паспортам убежища (противорадиационного укрытия):

- ПРУ № 1 (главный корпус) принято в эксплуатацию 28.09.1962, общая площадь 1721 кв.м., вместимость 320 человек, время приведения в готовность 32 часа, класс убежища (группа укрытия) П-4, 3 входа, вентиляционная система приточная;

- ПРУ № 2 (административный корпус) принято в эксплуатацию 28.08.1996, площадь 1477 кв.м., вместимость 420 человек, время приведения в готовность 24 часа, класс убежища (группа укрытия) П-4, 1 вход, 1 вход аварийный, вентиляционная система приточная;

- ПРУ № 3 (пищеблок) принято в эксплуатацию 22.08.1996, площадь 856 кв.м., вместимость 150 человек, время приведения в готовность 24 часа, класс убежища (группа укрытия) П-4, 1 входа 2, вход аварийный 1, вентиляционная система приточная.

В соответствии с актами проверки содержания и использования защитного сооружения ГО от 28.05.2018, в каждом защитном сооружении отсутствует система вентиляции.

Как следует из материалов проверки, проведенной Георгиевской межрайонной прокуратурой Ставропольского края совместно с сотрудниками ОНД и ПР по Георгиевскому городскому округу УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, в период с 13 по 15 марта 2023 г. при выезде по месту нахождения защитных сооружений (ПРУ), расположенном в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» по адресу: <адрес>, выявлено, что в указанном ПРУ не произведен ремонт инженерно-технического оборудования (вентиляции), чем нарушен пункт 1.8 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».

В соответствии с информацией ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 05.12.2023, то есть в ходе рассмотрения дела судом, при обследовании защитного сооружения (ПРУ), расположенного в подвальных помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» по адресу: <адрес>, выявлено, что в указанном ПРУ, в нарушение п. 1.8, п. 3.2.11 приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», отсутствует инженерно-техническое оборудование (вентиляция).

Из акта осмотра, проведенного первым заместителем Георгиевского межрайонного прокурора <адрес> ШВВ, совместно с главным врачом ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» МТМ, инспектором ОНД и ПР по Георгиевскому городскому округу УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> ЩДВ следует, что в ПРУ, расположенном в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «<адрес> больница» по адресу: <адрес> в нарушение п. 3.3.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны № 583 от 15.12.2002, отсутствует вентиляция с механическим побуждением, а само укрытие находится в ненадлежащем состоянии и не готово к приему укрываемых.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, ФЗ "О гражданской обороне", Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", имеются основания для удовлетворения иска прокурора с учетом минимального перечня мероприятий, необходимых для обеспечения готовности к использованию по назначению ЗС ГО - противорадиационного укрытия, расположенного в подвальном помещении административного корпуса ГЬУЗ СК «Георгиевская районная больница и данных о состоянии защитного сооружения по результатам инвентаризации, проведенной на основании распоряжения Губернатора Ставропольского края от 09 июля 2018 г. № 324-р «О проведении в 2018 году инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Ставропольском крае», сведений ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 05.12.2023.

С указанными выводами суд апелляционной инстанции соглашается.

В соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Согласно п. 2 р. III (объекты оборонного производства) приложения 1 к постановлению № 3020-1 защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

В силу п. 1 приложения № 3 к постановлению № 3020-1 такие объекты государственной собственности, как жилой и нежилой фонд, находящийся в ведении соответствующих советов народных депутатов, отнесены к муниципальной собственности, собственности Москвы и Санкт-Петербурга.

Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях №№ 1-3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

В соответствии с п. 4 Положения Федерального агентства по управлению Ставропольском крае, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом «Об утверждении положений о территориальных органах Федерального агентства по управлению государственным имуществом», территориальный орган осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных, государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, за исключением случаев, установленных п.п. 5.32 и 5.33 п. 5 настоящего положения, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствий с настоящим положением.

Таким образом, ТУ Росимущество Ставропольского края является органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности, расположенного на территории Ставропольского края.

Так, в марте 2022 года межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере гражданской обороны при эксплуатации и содержании защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Георгиевского городского округа.

Установлено, что на территории ГБУЗ СК «ГРБ», расположенного по адресу: <адрес>, Георгиевский городской округ, <адрес>, в подвальных помещениях расположены защитные сооружения гражданской обороны - противорадиационные укрытия с инвентарными номерами 165-27, 166-27, 167-27 в следующих зданиях: административный корпус с кадастровым номером с инвентарным номером 166-27: пищеблок с кадастровым номером с инвентарным номером 165-27, главный корпус с кадастровым номером с инвентарным номером 167-27.

Вышеуказанные здания переданы ГБУЗ СК «ГРБ» Министерством имущественных отношений Ставропольского края 24.11.2017 на праве оперативного управления ГБУЗ СК «Георгиевская района больница» в соответствии с передаточными актом от 24.11.2017.

Проведенной проверкой межрайонной прокуратурой совместно с сотрудниками ОНД и ПР по Георгиевскому городскому округу УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю в период с 13 по 15.03.2023 при выезде по месту нахождения защитных сооружений, расположенных в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» выявлено, что в указанном ПРУ не произведен ремонт инженерно-технического оборудования (вентиляция) чем нарушен пункт 1.8 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».

В соответствии с информацией ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 05.12.2023, то есть в ходе рассмотрения дела судом, при обследовании защитного, сооружения (ПРУ), расположенного в подвальных помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» выявлено, что в указанном ПРУ, в нарушение п. 1.8, п. 3.2.11 приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений - гражданской обороны», отсутствует инженерно-техническое оборудование (вентиляция).

Из акта осмотра, проведенного межрайонной прокуратурой Ставропольского края совместно с должностными лицами ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» Медовой Т.М. и ОНД и ПР по Георгиевскому городскому округу УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю следует, что в ПРУ, расположенном в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» по адресу: <адрес>, в нарушение п. 3.3.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны № 583 от 15.12.2002, отсутствует вентиляция с механическим побуждением, а само укрытие находится в ненадлежащем состоянии и не готово к приему укрываемых.

Между тем, как верно установлено судом первой инстанции, вышеуказанные противорадиационные укрытия, расположенные в подвальных помещениях указанных зданий, ни на каком праве, и ни по какому-либо документу, в том числе по передаточному акту, ГБУЗ СК «Георгиевская района больница» не передавались.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территорий Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной защиты и коллективной защиты. Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны.

В силу п.п. 1.8, 3.2.11 приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 утверждено Положение б гражданской обороне в Российской Федерации, которое определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях.

Согласно п.1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583, требования данных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, прщ угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, противорадиационных укрытий (ПРУ) и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 16.4 вышеназванного Положения № 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: сохранение, поддержание в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций.

Таким образом, должна быть обеспечена безопасность жизни и здоровья граждан и имущества физических лиц на территории Ставропольского края при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Отсутствие пригодного для эксплуатации ЗС ГО создает угрозу жизни и здоровья граждан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, надлежащим ответчиком по данному спору является ТУ Росимущества Ставропольского края в соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности, а уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, и вышеуказанные ЗС ГО из состава федеральной собственности не выбывало, обязанность по приведении их в надлежащее минимально требуемое состояние возложена на ТУ Росимущества Ставропольского края.

Не приведение защитного сооружения гражданской обороны в надлежащее состояние нарушает права неопределенного круга на обеспечение возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайной, техногенной ситуации.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст.ст. 294, 296 ГК РФ). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

В соответствии с п. 3 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.

Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

По смыслу указанной нормы субъектом материально-правовых отношений, основанных на праве собственности, является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти. |

Согласно п. 5.3 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее - Положение № 432), в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляет Росимущество.

На основании п. 4 Положения № 432 Росимущество - осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Из изложенного следует, что полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации возложены на Росимущество и его территориальные органы.

Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее - Постановление Пленума ВС РФ № 13), положения главы 24.1 БК РФ разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.

На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской федерации, финансовый орган муниципального образования возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.

Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовое органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации ил за счет средств местного бюджета (статья 242.2 БК РФ).

По общему правилу за счёт казны соответствующего публично-правового образования, исполняются судебные акты о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц.

В п. 14 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 13 разъяснено, что при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном ст. 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает о взыскании вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации (ст. 6, подп. 1 п. 3 ст. 158 БК РФ).

Иной механизм исполнения судебных актов установлен положениями ст. ст. 242.3 - 242.6 БК РФ. Органы Федерального казначейства осуществляют организацию исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, в порядке, определенном ст.ст. 242.3 - 242.6 БК РФ. Исполнение судебного акта проводится самим должником - соответствующим казенным учреждением.

К числу денежных обязательств казенных учреждений по смыслу понятий, закрепленных в ст. 6 БК РФ, относятся, в том числе; их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.

В связи с этим в указанном порядке, в частности, как отмечено в п.19 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 13, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона.

Правила, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно п. 11 ст. 161 БК РФ, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия (указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.

Поскольку от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 ГК РФ), то возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому, переданы полномочия по управлению этим имуществом.

Так как финансовое обеспечение деятельности федеральных казенных учреждений, казенных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных казенных учреждений осуществляется исключительно за счет средств соответствующего бюджета (ст. 6, п. 2 ст. 161 БК РФ), а сами они, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами, то применительно к рассматриваемому случаю, взыскание производится непосредственно с соответствующего органа.

В силу содержания Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления Имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), его территориальные управления.

Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 23.06.2023 № 131 утверждено положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - Положение).

В соответствии с Положением ТУ Росимущества осуществляет полномочия собственника, в том числе в отношении федерального имущества, расположенного на территории Ставропольского края.

Из п. 4 упомянутого Положения следует, что территориальный орган осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федераций, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, за исключением случаев, установленных п.п. 5.32 и 5.33 п. 5 настоящего положения, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим положением.

Таким, образом, полномочия собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации и расположенного на территории Ставропольского края осуществляет ТУ Росимущества Ставропольского края.

Соответственно, финансирование исполнения судебного акта, в таком случае, следует производить за счет средств бюджета ТУ Росимущества в Ставропольском крае, а не за счёт средств казны Российской Федерации.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о возложении обязанности на ТУ Росимущества в Ставропольском крае обеспечить надлежащее состояние и готовность противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: <адрес>, в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница», к приему укрываемых, а именно: установить вентиляцию с механическим побуждением в соответствии с требованиями п. 3.3.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 15.12.2002 № 583, за счёт средств бюджета ТУ Росимущества в Ставропольском крае.

Руководствуясь 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 30.01.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ТУ Росимущества в Ставропольском крае в лице представителя КВА – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 04.06.2024.

33-3-4763/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Георгиевский межрайонный прокурор
Ответчики
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае
Другие
ОНД и ПР по Георгиевскому городскому округу УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю
Администрация Георгиевского городского округа
МКУ ГМО СК "Управление ГОЧС"
ООО "ТАИС"
Министерство имущественных отношений Ставропольского края
Министерство Финансов России
ГУ МЧС Ставропольского края
министерство здравоохранения Ставропольского края
ГБУЗ Ставропольского края «Георгиевская районная больница»
Суд
Ставропольский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
13.05.2024Передача дела судье
04.06.2024Судебное заседание
11.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2024Передано в экспедицию
04.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее