№ Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2021 года г. Воскресенск Московской области
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Осокиной П.О.,
с участием прокурора Кисловой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воскресенского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Поляковой Марии Валерьевне, Баротовой Дилафруз о признании недействительной поставки на миграционный учет по месту пребывания иностранного гражданина, об обязании снять иностранного гражданина с миграционного учета по месту пребывания,
УСТАНОВИЛ:
Воскресенский городской прокурор обратился в Воскресенский городской суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Поляковой Марии Валерьевне, Баротовой Дилафруз о признании недействительной поставки на миграционный учет по месту пребывания вышеуказанных иностранной гражданки Баротовой Д., об обязании снять ее с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных исковых требований ссылается на то, что Воскресенской городской прокуратурой проведена проверка исполнения миграционного законодательства при постановке иностранных граждан на миграционный учет по месту временного пребывания.
В ходе проверки установлено, что Полякова Мария Валерьевна неоднократно осуществляла незаконную постановку иностранных граждан на миграционный учет по адресу фактического проживания в квартире, принадлежащей ей на праве собственности по адресу: <адрес>, г.о. Воскресенск, <адрес>.
Так, постановлением Воскресенского городского суда <адрес> от <дата> Полякова Мария Валерьевна освобождена от уголовной ответственности за преступление, предусмотренное <данные изъяты>
Приговором Воскресенского городского суда от <дата> по уголовному делу № Полякова Мария Валерьевна осуждена по <данные изъяты> за совершение <дата> фиктивной постановки на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, г.о. Воскресенск, <адрес>, гражданина <адрес> ФИО15 и гражданина <адрес> ФИО16, а <дата> - граждан <адрес> ФИО17, ФИО18 и ФИО19
Вступившим в законную силу приговором Воскресенского городского суда по уголовному делу № установлено, что постановка на миграционный учет иностранных граждан производилась Поляковой М.В. с целью личного обогащения и легализации нахождения иностранцев на территории Российской Федерации. При этом принимающая сторона не имела намерений предоставить жилое помещение для проживания, а иностранный гражданин не имел намерений вселяться и проживать в жилом помещении по адресу: <адрес>.
В период рассмотрения уголовного дела № Полякова Мария Валерьевна вновь совершила преступление, предусмотренное <данные изъяты> <дата> фиктивно зарегистрировала по месту пребывания по адресу: <адрес>, гражданку Таджикистана Баротову Дилафруз.
<дата> по указанному выше факту органами предварительного расследования в отношении Поляковой Марии Валерьевны возбуждено очередное уголовное дело № <данные изъяты> - совершение фиктивной постановки на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении Российской Федерации.
Незаконная постановка на миграционный учет по месту пребывания ответчика Баротовой Дилафруз подтверждается осмотром квартиры по адресу <адрес>, г.о. Воскресенск, <адрес>, произведенным в рамках возбужденного уголовного дела № и.о. дознавателя УМВД России по г.о. Воскресенск старшим лейтенантом полиции ФИО20
В ходе посещения и осмотра сотрудниками полиции жилого помещения по адресу <адрес>, г.о. Воскресенск, <адрес>, установлено, что в квартире зарегистрированы и проживают Полякова Мария Валерьевна, <дата> года рождения, и её несовершеннолетние дети: ФИО4, <дата> года рождения, ФИО5, <дата> года рождения. Ответчик Баротова Дилафруз в квартиру не вселялась и не проживала.
В ходе расследования уголовного дела № Полякова Мария Валерьевна виновной себя признала полностью, пояснила, что на протяжении длительного времени осуществляет фиктивную постановку иностранных граждан на миграционный учет по месту своего жительства, за оказанные услуги получает от иностранных граждан денежное вознаграждение.
Постановку иностранных граждан на миграционный учет Полякова Мария Валерьевна производит через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также орган миграционного учета.
В настоящее время имеется информация о том, что Полякова Мария Валерьевна продолжает свои преступные действия по фиктивной постановке иностранных граждан на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, <адрес>.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Полякова М.В., извещенная о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, о причине своей неявки суду не сообщила, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала, в связи с чем, суд рассмотрел дело в ее отсутствие.
Ответчик Баротова Д., извещенная о дате и времени судебного разбирательства, не явилась, о причине своей неявки суду не сообщила, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала, в связи с чем, суд рассмотрел дело в ее отсутствие.
Представитель третьего лица УМВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом. В адрес суда от начальника ОВМ УМВД России по <адрес> ФИО21 поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица Муниципальное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа <адрес>» ФИО22 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме.
Заслушав истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, дав оценку установленным обстоятельствам и доказательствам в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор обращается в суд с рассматриваемым исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, поскольку указанный иск направлен на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и безопасности неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 4 п.1 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», «Миграционный учет осуществляется в целях: создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей; выработки и реализации государственной политики в сфере миграции; формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; планирования развития территорий Российской Федерации; управления в кризисных ситуациях; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям; систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан; решения других социально-экономических и общественно-политических задач».
В соответствии с п/п 7 п.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», «Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).»
Таким образом, принимающей стороной, в рамках рассматриваемых правоотношений, может являться не любое лицо, а только лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность.
Исходя из положений ст.22 указанного Федерального закона, «Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания: 2) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона:
а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи;
б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.»
Согласно п.20 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», «Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания».
В соответствии с п/п 2 п.3 ст.20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», «Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином: не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации» Ст.4 п.2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предусматривает, что миграционный учет имеет уведомительный характер, и форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (форма бланка уведомления) установлена Приказом Федеральной миграционной службы от 23.09.2010 года № 287 «Об утверждении формы заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, формы уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания», которым предусмотрено, что на каждого иностранного гражданина заполняется отдельная форма уведомления, в котором принимающая сторона должна также указать адрес места пребывания иностранного гражданина.
Понятие места пребывания иностранного гражданина установлено в п/п 4 ст.2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», согласно которому, место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что ответчик Баротова Д., является иностранным гражданином, и, согласно уведомлению о прибытии иностранного гражданина, копия которого имеется на л.д. 12-14, пребывает на территории Российской Федерации. Отделом по вопросам миграции УМВД России по городскому округу Воскресенск принято указанное уведомление о ее прибытии в место пребывания, и Баротова Д. поставлена на учет до <дата> по месту пребывания по адресу: <адрес>. При этом, в качестве принимающей стороны в уведомлении о прибытии иностранного гражданина указана Полякова М.В.
Однако, как следует из объяснений Поляковой М.В., данных ей <дата> (л.д.18-19), она осуществляет постановку иностранных граждан на миграционный учет в спорной квартире, при этом не предоставляя спорную квартиру для проживания в ней иностранных граждан. Эти данные не опровергнуты представленными суду доказательствами. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что регистрация ответчика Баротовой Д. в спорном жилом помещении носит формальный фиктивный характер, поскольку не соответствует действительному месту пребывания ответчика. Таким образом, произведенная в уведомительном порядке постановка ответчика на миграционный учет по месту пребывания по указанному адресу, как произведенная без учета ее места пребывания на территории РФ, противоречит указанным положениям Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания, исходя из вышеназванных положений ст.20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» носит уведомительный характер, однако, само по себе действие по принятию на учет по месту пребывания иностранного гражданина, как совершенное сотрудником Отдела по вопросам миграции УМВД, является действием должностного лица государственного органа, осуществленным в рамках полномочий, которыми это должностное лицо наделено в соответствии с требованиями закона, а ст.12 ГК РФ, среди способов защиты гражданским прав указывает признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Поскольку постановка на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес> ответчика Баротовой Д., являющейся иностранным гражданином, произведена на основании несоответствующих действительности данных, указанная постановка на миграционный учет по месту пребывания является недействительной, и суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме и необходимости в связи с недействительностью постановки указанного иностранного гражданина, являющегося ответчиком по данному делу, на миграционный учет по месту пребывания снять ее с миграционного учета по месту пребывания по указанному адресу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Воскресенского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Поляковой Марие Валерьевне, Баротовой Дилафруз о признании недействительной поставки на миграционный учет по месту пребывания иностранного гражданина, об обязании снять иностранного гражданина с миграционного учета по месту пребывания удовлетворить.
Признать недействительной постановку на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, городской округ Воскресенск, <адрес> иностранной гражданки Боротовой Дилафруз, <дата> года рождения.
Снять иностранную гражданку Баротову Дилафруз с учета по месту пребывания по адресу: <адрес>, городской округ Воскресенск, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Решение изготовлено <дата>.
Судья: подпись Е.В.Севастьянова
Копия верна.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Подлинник решения находится в гражданском деле № на л.д.___________.