Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2022 г. г. Кирс
Верхнекамский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Неволиной С.П., при секретаре судебных заседаний Катаргиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верхнекамского районного суда г. Кирс Кировской области гражданское дело №2-90/2022 (43RS0011-01-2021-001236-51) по иску С.Е.Г. к КОГКУ «Управление социальной защиты населения <адрес>» о возложении обязанности назначении мер социальной поддержки «Компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты,
у с т а н о в и л:
С.Е.Г. обратилась в Верхнекамский районный суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование иска указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в КОГКУ «Управление социальной защиты населения <адрес>» с заявлением о выплате компенсации расходов по электроснабжению и вносов за ТКО, однако ответчиком в удовлетворении данного заявления было отказано. С ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности воспитателя детского сада, с ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей МКДОУ «<адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ уволилась в связи с выходом на пенсию. Просит суд обязать КОГКУ «Управление социальной защиты населения <адрес>» назначить меры социальной поддержки «Компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты» с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец С.Е.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия, на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика КОГКУ «Управление социальной защиты населения <адрес>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без участия своего представителя, в предыдущем судебном заседании представитель ответчика С. возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, суду пояснила стаж работы истца, дающий право на выплату составил № года № месяцев № дня, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть работа в областных образовательных учреждениях. Трудовая деятельность в должности воспитателя в Учреждении № в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может учитываться в стаж педагогической деятельности, поскольку указанные учреждения не относились к областным либо муниципальным образовательным организациям. Считает, что заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, МКДОУ «Золотой ключик» <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, УФСИН России по Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Управление образования администрации Верхнекамского муниципального округа Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, представили в суд письменный отзыв, согласно которому просят исковые требования истца удовлетворить, рассмотреть дело без участия своего представителя.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 15 Закона Кировской области от 14.10.2013 №320-ЗО «Об образовании в Кировской области» (далее Закон №320-ЗО) руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений, их заместителям, педагогическим работникам и иным специалистам (за исключением совместителей) областных государственных, муниципальных образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах (поселках городского типа), предоставляется в виде ежемесячной денежной выплаты компенсация в размере 100 процентов расходов на оплату за наем и (или) за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, на оплату электрической энергии, тепловой энергии, стоимости твердого топлива при наличии печного отопления и транспортных услуг для доставки этого топлива, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 15 Закона №320-ЗО предусмотрено, что руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам (за исключением совместителей) образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в указанных организациях, или получающим страховую пенсию, или достигшим возраста 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин), которые непосредственно до наступления любого из вышеуказанных обстоятельств проработали не менее 10 лет в образовательных организациях, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, и пользовались (имели право пользоваться) бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением (электроснабжением), в том числе путем компенсации 100 процентов расходов в виде ежемесячной денежной выплаты, или компенсацией в размере 100 процентов расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты, и проживающим в указанных населенных пунктах, предоставляется в виде ежемесячной денежной выплаты компенсация в размере 100 процентов расходов на оплату за наем и (или) за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, на оплату электрической энергии, тепловой энергии, стоимости твердого топлива при наличии печного отопления и транспортных услуг для доставки этого топлива, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Механизм предоставления меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в виде денежной выплаты (далее - компенсация расходов по оплате ЖКУ) определён Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в виде денежной выплаты, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 11.09.2015 N2 59/560 (далее - Порядок).
Подпунктом 1.2 Порядка определены лица, имеющие право на компенсацию расходов по оплате ЖКУ в соответствии с законодательством Кировской области, в том числе работники системы образования Кировской области, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в образовательных организациях, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или получающие страховую пенсию, или достигшие возраста 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин), проживающие в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (далее - педагоги-пенсионеры).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что компенсация расходов на оплату ЖКУ предоставляется кировскими областными государственными казенными учреждениями социальной защиты населения в муниципальных образованиях (далее органы социальной защиты населения) гражданам по месту жительства в Кировской области.
В соответствии с п.3.1 Порядка компенсация расходов на оплату ЖКУ предоставляется педагогам - пенсионерам предоставляется прекратившим педагогическую деятельность в образовательных организациях, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.3.1.1 Порядка).
ДД.ММ.ГГГГ С.Е.Г. обратилась в КОГКУ «Управление социальной защиты населения <адрес>» с заявлением о назначении мер социальной поддержки «Компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты» в виде ежемесячной денежной выплаты по льготной категории «Руководители, педагогические работники и иные специалисты, вышедшие на пенсию» (л.д.82-83).
Решением КОГКУ «Управление социальной защиты населения <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ С.Е.Г. отказано в назначении мер социальной поддержки «Компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты», в связи с тем не соблюдается условие, предусмотренное ст.15 Закона Кировской области от 14.10.2013 №320-ЗО «Об образовании в Кировской области», стаж работы истца составляет № (л.д.6-7,84).
Суд не может согласиться с данными выводами ответчика по следующим основаниям.
Из трудовой книжки истца следует, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности воспитателя детского сада «<адрес> Ведомственная принадлежность данного учреждения в указанные периоды была как государственная, образовательное учреждение входило в состав <данные изъяты>, так и муниципальная, обособленное подразделение МДОУ «<адрес> (л.д.10-18, 29-36).
Указанные обстоятельства о периодах работы истца также следуют из архивных справок УФСИН России по Кировской области, исторической справки МКДОУ детский сад «<адрес> (л.д.55-56, 73-75).
Из Положения о <данные изъяты> (условное наименование - Учреждение №) следует, что оно является государственным учреждением некоммерческого характера (л.д.57-64).
Согласно трудовой книжке истца следует, что С.Е.Г. ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию.
Из справки Управления образования Администрации Верхнекамского муниципального округа следует, что С.Е.Г. начислена и выплачена компенсация расходов за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с реестрами поставщиков по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ компенсация расходов за жилищно-коммунальные услуги назначаться не будет (л.д.76).
Согласно копии паспорта истца следует, что С.Е.Г. была зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.79-80).
В соответствии с копией пенсионного удостоверения № С.Е.Г. назначена пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ, пожизненно (л.д.10). Также указанное обстоятельство подтверждается информацией ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Кировской области, что С.Е.Г. является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.66).
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ С.Е.Г. имела трудовой стаж не менее 25 лет, как лицо, осуществляющее педагогическую деятельность по должности воспитатель образовательного учреждения. Истец проживала и до настоящего времени проживает в поселке городского типа Лесной Верхнекамского района Кировской области.
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 г. N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 года N 634, которым установлено, что за перешедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж их работы в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.
Распоряжением Совета Министров СССР от 23.05.1984 г. N 1003р указанная мера социальной поддержки была распространена на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках), и на проживающих с ними членов их семей.
Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.05.1982 г. N 437, от 24.01.1985 г. N 85", утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 года N 634, и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 28.05.1985 г. утверждены Разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)".
Согласно п. п. 1, 4 указанных Разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за перечисленными работниками при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами и независимо от того, когда и какая им пенсия назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 г. N 3266-1.
В силу абз. 3 п. 5 ст. 55 Федерального закона от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", действовавшего до 01.09.2013 г., педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании" нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из приведенных правовых норм следует, что получение указанных льгот педагогическими работниками не связано с формой собственности образовательного учреждения, поскольку федеральным и региональным законодательством, был изменен лишь порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.
Положениями ч. 8 ст. 47 действующего в настоящее время Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам (за исключением педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций), устанавливаются законом Кировской области и обеспечивается за счет средств областного бюджета.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 г. N 958-О-О, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
Таким образом, суд приходит к выводу, что из приведенных правовых норм следует, что получение указанных льгот педагогическими работниками не связано с формой собственности образовательного учреждения, поскольку федеральным и региональным законодательством, был изменен лишь порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования С.Е.Г. о возложении обязанности на ответчика назначить меры социальной поддержки «Компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты» подлежат удовлетворению.
Согласно п.12 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в виде денежной выплаты, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 11.09.2015 N2 59/560, компенсация расходов на оплату ЖКУ предоставляется со дня обращения гражданина либо его представителя (законного представителя) в орган социальной защиты населения либо в МФЦ с документами, предусмотренными пунктом 5 настоящего Порядка, но не ранее дня установления льготного статуса, дающего право на получение компенсации расходов на оплату ЖКУ.
С.Е.Г. обратилась в КОГКУ «Управление социальной защиты населения <адрес>» с заявлением о назначении мер социальной поддержки ДД.ММ.ГГГГ, поэтому в указанной части требования истца также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования С.Е.Г. удовлетворить.
Возложить обязанность на КОГКУ «Управление социальной защиты населения <адрес>» назначить С.Е.Г. меры социальной поддержки «Компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты» в виде ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца с момента его вынесения в мотивированном виде, с подачей жалобы через Верхнекамский районный суд Кировской области.
Судья С.П.Неволина
Мотивированное решение изготовлено 05.03.2022