Решение по делу № 2-26/2024 (2-638/2023;) от 08.06.2023

УИД 10RS0013-01-2023-000608-67Дело №2-26/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2024года город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи И.С. Леккеревой,

при секретаре О.В.Альмададха,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искупрокурора Прионежского района к администрации Прионежского муниципального района о ликвидации несанкционированной свалки,

установил:

прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Прионежского муниципального района с указанным иском ссылаясь на то, что при проведении проверки соблюдения природоохранного законодательства на основании обращений граждан установлено, что у дома по ул. ... Прионежского района в кадастровом квартале в 40 метрах от земельного участка с кадастровым номером находится несанкционированная свалка бытовых отходов (строительный мусор). В полномочия администрации района входит участие в реализации мероприятий по организации мероприятий по охране окружающей среды, включая ликвидацию несанкционированных свалок, на территориях общего пользования Прионежского района на земельном участке, право собственности на который не разграничено. В связи с чем прокурор просил обязать администрацию района ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, отходов от строительных работ на территории ... Прионежского района в кадастровом квартале в 40 метрах от земельного участка с кадастровым номером , в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Прокурор Андрианова С.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, Томилов В.И. с иском не согласился.Полагал, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 мая 2023 г. №27-П, администрация района не наделена полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок, соответственно, на нее не может быть возложена обязанность по ликвидации свалки в административном порядке, полномочия собственника участка, на котором расположена свалка, осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений РК, без привлечения финансового органа и возложения на него обязанности по финансированию мероприятий по ликвидации свалки решение суда будет неисполнимо.

Представитель третьего лица Министерства финансов РФ – Богданова Л.В., действующая по доверенности, считала, что вопрос финансирования расходов по ликвидации свалки может быть разрешен после выполнения работ в порядке возмещения затрат.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ, статье 8 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.

Положения п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускают накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. №607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

Положениями ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 указанного Федерального закона).

Из материалов дела следует, что на основании обращений граждан прокуратурой Прионежского района установлено, что у дома по ул. ... Прионежского района в кадастровом квартале в 40 метрах от земельного участка с кадастровым номером находится несанкционированная свалка бытовых отходов (строительный мусор). Свалка находится на территориях общего пользования Прионежского района на земельном участке, право собственности на который не разграничено.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ).

Предназначение местного самоуправления, приоритетом которого выступает решение социально-экономических задач в пределах муниципального образования как территории совместной жизнедеятельности населения, определяется вместе с тем целями наиболее эффективной реализации вытекающих из Конституции Российской Федерации задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина (включая право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, являющуюся одним из важнейших условий обеспечения достойной жизни и свободного развития человека), а также по использованию и охране земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статьи 2, 7, 9, 41 и 42 Конституции РФ).

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области местного самоуправления, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который, как следует из его преамбулы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, а также определяет государственные гарантии его осуществления.

Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливая, в частности, перечни вопросов местного значения городского поселения и муниципального района, относит к ним соответственно участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории городского поселения (пункт 18 части 1 статьи 14) и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района (пункт 14 части 1 статьи 15), а также определяет круг вопросов местного значения сельского поселения и возлагает на органы местного самоуправления муниципального района обязанности по решению возникающих на территориях сельских поселений, входящих в его состав, вопросов местного значения, предусмотренных данным Федеральным законом для городских поселений, но прямо не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений (части 3 и 4 статьи 14), в том числе вопроса, предусмотренного пунктом 18 части 1 статьи 14 данного Федерального закона.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предусматривает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 10), а также устанавливает требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (статья 51).

Согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом (пункты 1 и 2 статьи 13).

Из примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 следует, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Статья 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее также – Закон об охране окружающей среды) определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в частности, устанавливает, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. К вопросам местного значения относятся выявление объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде применительно к территории, расположенной в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.

Согласно статье 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Таким образом, органы местного самоуправления – как наиболее приближенные к источникам образования отходов органы публичной власти - в рамках предоставленных им полномочий по муниципальному земельному контролю имеют объективную возможность максимально оперативно, еще на начальном этапе формирования мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, выявлять такие места, устанавливать лиц, в результате деятельности которых данные отходы образуются и размещаются на не предназначенных для этого территориях, а также собственников или пользователей земельных участков, ответственных за их загрязнение, предъявлять к таким лицам требования об освобождении земельных участков от несанкционированных свалок. Кроме того, в контексте реализации полномочий органов местного самоуправления городского поселения и муниципального района в области обращения с твердыми коммунальными отходами, возложенных на них пунктами 1 и 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», указанные органы обязаны устранять причины образования новых несанкционированных свалок путем своевременного создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, их рационального (с учетом потребностей населения) размещения, не допускать превышения лимитов размещения на таких площадках отходов, организовывать общественные мероприятия с целью формирования экологической культуры и пр.

Именно муниципальные образования рассматриваются как субъекты, непосредственно ответственные за содержание (в том числе за недопущение размещения отходов) не только земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, но и расположенных в границах этих муниципальных образований земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в государственной собственности и не закрепленных за конкретным пользователем.

В силу ст. 4 Устава Прионежского муниципального района к вопросам местного значения Прионежского муниципального района относится в числе прочего участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Прионежского муниципального района и входящих в его состав поселений.

К компетенции администрации Прионежского муниципального районаотносится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Прионежского муниципального района и входящих в его состав поселений (ст. 32 Устава).

При таких обстоятельствах, учитывая, что выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды, влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, суд приходит к выводу, что требование прокурора о понуждении ответчика организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов на указанном земельном участке подлежит удовлетворению.

На основании положений ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность совершить действия по ликвидации указанной несанкционированной свалки в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения, полагая, что указанный срок является разумным и достаточным. Доводов о несогласии с таким сроком лицами, участвующими в деле, в суде не приводилось.

Относительно доводов ответчика о необходимости возложить на финансовые органы Российской Федерации и РеспубликиКарелия обязанность возместить из федерального бюджета и бюджета Республики Карелия в равных долях затраты на ликвидацию свалки в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 мая 2023 г. №27-П, суд полагает, что администрация Прионежского муниципального района в соответствии с положениями упомянутогоПостановления не лишена права в случае полного исполнения за счет бюджета муниципального образования на возмещение расходов, фактически понесенных ею на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов из федерального бюджета либо из бюджета субъекта Российской Федерации,принимая во внимание, что соответствующие изменения с учетом нормативного толкования, данного Конституционным Судом Российской Федерации, в правовое регулирование в настоящее время не внесены,

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора Прионежского района удовлетворить.

Обязать администрацию Прионежского муниципального района в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной на территории ... Прионежского района в кадастровом квартале в 40 метрах от земельного участка с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья И.С.Леккерева

Мотивированное решение составлено 06 февраля 2024 года.

УИД 10RS0013-01-2023-000608-67Дело №2-26/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2024года город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи И.С. Леккеревой,

при секретаре О.В.Альмададха,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искупрокурора Прионежского района к администрации Прионежского муниципального района о ликвидации несанкционированной свалки,

установил:

прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Прионежского муниципального района с указанным иском ссылаясь на то, что при проведении проверки соблюдения природоохранного законодательства на основании обращений граждан установлено, что у дома по ул. ... Прионежского района в кадастровом квартале в 40 метрах от земельного участка с кадастровым номером находится несанкционированная свалка бытовых отходов (строительный мусор). В полномочия администрации района входит участие в реализации мероприятий по организации мероприятий по охране окружающей среды, включая ликвидацию несанкционированных свалок, на территориях общего пользования Прионежского района на земельном участке, право собственности на который не разграничено. В связи с чем прокурор просил обязать администрацию района ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, отходов от строительных работ на территории ... Прионежского района в кадастровом квартале в 40 метрах от земельного участка с кадастровым номером , в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Прокурор Андрианова С.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, Томилов В.И. с иском не согласился.Полагал, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 мая 2023 г. №27-П, администрация района не наделена полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок, соответственно, на нее не может быть возложена обязанность по ликвидации свалки в административном порядке, полномочия собственника участка, на котором расположена свалка, осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений РК, без привлечения финансового органа и возложения на него обязанности по финансированию мероприятий по ликвидации свалки решение суда будет неисполнимо.

Представитель третьего лица Министерства финансов РФ – Богданова Л.В., действующая по доверенности, считала, что вопрос финансирования расходов по ликвидации свалки может быть разрешен после выполнения работ в порядке возмещения затрат.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ, статье 8 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.

Положения п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускают накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. №607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

Положениями ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 указанного Федерального закона).

Из материалов дела следует, что на основании обращений граждан прокуратурой Прионежского района установлено, что у дома по ул. ... Прионежского района в кадастровом квартале в 40 метрах от земельного участка с кадастровым номером находится несанкционированная свалка бытовых отходов (строительный мусор). Свалка находится на территориях общего пользования Прионежского района на земельном участке, право собственности на который не разграничено.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ).

Предназначение местного самоуправления, приоритетом которого выступает решение социально-экономических задач в пределах муниципального образования как территории совместной жизнедеятельности населения, определяется вместе с тем целями наиболее эффективной реализации вытекающих из Конституции Российской Федерации задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина (включая право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, являющуюся одним из важнейших условий обеспечения достойной жизни и свободного развития человека), а также по использованию и охране земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статьи 2, 7, 9, 41 и 42 Конституции РФ).

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области местного самоуправления, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который, как следует из его преамбулы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, а также определяет государственные гарантии его осуществления.

Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливая, в частности, перечни вопросов местного значения городского поселения и муниципального района, относит к ним соответственно участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории городского поселения (пункт 18 части 1 статьи 14) и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района (пункт 14 части 1 статьи 15), а также определяет круг вопросов местного значения сельского поселения и возлагает на органы местного самоуправления муниципального района обязанности по решению возникающих на территориях сельских поселений, входящих в его состав, вопросов местного значения, предусмотренных данным Федеральным законом для городских поселений, но прямо не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений (части 3 и 4 статьи 14), в том числе вопроса, предусмотренного пунктом 18 части 1 статьи 14 данного Федерального закона.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предусматривает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 10), а также устанавливает требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (статья 51).

Согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом (пункты 1 и 2 статьи 13).

Из примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 следует, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Статья 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее также – Закон об охране окружающей среды) определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в частности, устанавливает, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. К вопросам местного значения относятся выявление объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде применительно к территории, расположенной в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.

Согласно статье 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Таким образом, органы местного самоуправления – как наиболее приближенные к источникам образования отходов органы публичной власти - в рамках предоставленных им полномочий по муниципальному земельному контролю имеют объективную возможность максимально оперативно, еще на начальном этапе формирования мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, выявлять такие места, устанавливать лиц, в результате деятельности которых данные отходы образуются и размещаются на не предназначенных для этого территориях, а также собственников или пользователей земельных участков, ответственных за их загрязнение, предъявлять к таким лицам требования об освобождении земельных участков от несанкционированных свалок. Кроме того, в контексте реализации полномочий органов местного самоуправления городского поселения и муниципального района в области обращения с твердыми коммунальными отходами, возложенных на них пунктами 1 и 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», указанные органы обязаны устранять причины образования новых несанкционированных свалок путем своевременного создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, их рационального (с учетом потребностей населения) размещения, не допускать превышения лимитов размещения на таких площадках отходов, организовывать общественные мероприятия с целью формирования экологической культуры и пр.

Именно муниципальные образования рассматриваются как субъекты, непосредственно ответственные за содержание (в том числе за недопущение размещения отходов) не только земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, но и расположенных в границах этих муниципальных образований земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в государственной собственности и не закрепленных за конкретным пользователем.

В силу ст. 4 Устава Прионежского муниципального района к вопросам местного значения Прионежского муниципального района относится в числе прочего участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Прионежского муниципального района и входящих в его состав поселений.

К компетенции администрации Прионежского муниципального районаотносится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Прионежского муниципального района и входящих в его состав поселений (ст. 32 Устава).

При таких обстоятельствах, учитывая, что выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды, влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, суд приходит к выводу, что требование прокурора о понуждении ответчика организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов на указанном земельном участке подлежит удовлетворению.

На основании положений ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность совершить действия по ликвидации указанной несанкционированной свалки в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения, полагая, что указанный срок является разумным и достаточным. Доводов о несогласии с таким сроком лицами, участвующими в деле, в суде не приводилось.

Относительно доводов ответчика о необходимости возложить на финансовые органы Российской Федерации и РеспубликиКарелия обязанность возместить из федерального бюджета и бюджета Республики Карелия в равных долях затраты на ликвидацию свалки в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 мая 2023 г. №27-П, суд полагает, что администрация Прионежского муниципального района в соответствии с положениями упомянутогоПостановления не лишена права в случае полного исполнения за счет бюджета муниципального образования на возмещение расходов, фактически понесенных ею на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов из федерального бюджета либо из бюджета субъекта Российской Федерации,принимая во внимание, что соответствующие изменения с учетом нормативного толкования, данного Конституционным Судом Российской Федерации, в правовое регулирование в настоящее время не внесены,

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора Прионежского района удовлетворить.

Обязать администрацию Прионежского муниципального района в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной на территории ... Прионежского района в кадастровом квартале в 40 метрах от земельного участка с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья И.С.Леккерева

Мотивированное решение составлено 06 февраля 2024 года.

2-26/2024 (2-638/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Прионежского района (в интересах неопределенного круга лиц)
Ответчики
Администрация Прионежского муниципального района
Другие
ООО "ЭкоМир"
Министерство финансов Республики Карелия
Министерство природных ресурсов и экологии РК
Администрация Заозерского сельского поселения
Министерство финансов РФ
ООО «СТройтрест №4»
Правительство Республики Карелия
МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
prionezhsky.kar.sudrf.ru
08.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2023Передача материалов судье
14.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.07.2023Предварительное судебное заседание
01.08.2023Судебное заседание
15.08.2023Судебное заседание
29.08.2023Судебное заседание
16.10.2023Судебное заседание
07.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Судебное заседание
19.12.2023Судебное заседание
19.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее