Докладчик Евлогиева Т.Н. Апелляционное дело № 33а-2635/2021 Судья Михайлова А.Л.
УИД 21RS0025-01-2020-007593-75
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июня 2021 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.,
судей Ленковского С.В. и Филимоновой И.В.,
при секретаре судебного заседания Семенове Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Кузьмичева Евгения Ивановича к первому заместителю министра Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Арсентьевой Ларисе Геннадьевне о признании незаконными письменных ответов, поступившее по апелляционной жалобе административного истца Кузьмичева Евгения Ивановича и его представителя на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 апреля 2021 года,
установила:
Кузьмичев Е.И. обратился в суд с административным иском, в котором, с учетом уточнений административных исковых требований от 22 марта 2021 г., просил о признании незаконными решений, изложенных в письменных ответах первого заместителя министра труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее также Минтруд Чувашии, Министерство) Арсентьевой Л.Г. № 13/15-15080 от 21 октября 2020 года, № 13/08-16103 от 12 ноября 2020 года, № 13/15-17789 от 17 декабря 2020 года (л.д.99-100).
Требования мотивированы тем, что являясь инвалидом <данные изъяты>, он является членом семьи умершего отца-инвалида-участника Великой Отечественной войны, и в соответствии со статьей 21 ФЗ «О ветеранах» имеет право на льготы, в том числе по обеспечению жильем.
Апелляционным определением Верховного Суда Чувашской Республики от 18 января 2021 года он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 18 февраля 2019 года, с этой же даты он должен состоять в сводном списке на получение ЕДВ.
Постановлением администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 16 сентября 2020 года он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Документы были направлены в Минтруд Чувашии для включения в сводный список граждан, имеющих право на единовременную денежную выплату (далее ЕДВ).
Он неоднократно обращался в Минтруда Чувашии за выдачей свидетельства о предоставлении ЕДВ, однако ответами первого заместителя министра Арсентьевой Л.Г. № 13/15-15080 от 21 октября 2020 года, № 13/08-16103 от 12 ноября 2020 года, № 13/15-17789 от 17 декабря 2020 года в удовлетворении его заявлений было отказано по мотиву отсутствия у него справки пенсионного органа о получении им пенсии по случаю потери кормильца (о праве на ее получение). Между тем, до самой смерти отца он проживал с ним, находился на его иждивении, имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца. В настоящее время проживает с сестрой, своего жилья не имеет. Он (истец) обращался в прокуратуру Чувашской Республики, по результатам проведения проверки которой установлено, что законодательством не предусмотрено требование такой справки, в связи с чем в адрес Министерства вынесено представление об устранении нарушений.
Административный истец Кузьмичев Е.И. в судебное заседание не явился, его представитель Шипулин Н.М. административный иск поддержал.
Представители административного ответчика Васильев С.В. и Огаринова Ж.В. возражали против удовлетворения административного иска.
Решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 апреля 2021 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Кузьмичева Е.И. о признании незаконными письменных ответов первого заместителя министра труда и социальной защиты Чувашской Республики Арсентьевой Ларисы Геннадьевны № 13/15-15080 от 21 октября 2020 года, № 13/08-16103 от 12 ноября 2020 года, № 13/15-17789 от 17 декабря 2020 года.
Не согласившись с указанным решением, административный истец Кузьмичев Е.И. и его представитель Шипулин Н.М. подали апелляционную жалобу на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности и вынесении по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе указано, что суд не принял во внимание доводы административного истца, необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об истребовании сведений о распределении бюджетных средств на обеспечение жильем ветеранов ВОВ, об обеспечении личного участия в судебном заседании заместителя министра Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Арсентьевой Л.Г. Также указывается, что поскольку получение ЕДВ на приобретение жилья не ставиться в зависимость от получения пенсии по случаю потери кормильца, суд необоснованно отказал в удовлетворении требований.
Остальные приведенные в жалобе доводы сводятся к изложению доводов, приведенных административным истцом и его представителем в качестве оснований заявленных административных исковых требований.
В суд апелляционной инстанции административный истец Кузьмичев Е.И., являющийся инвалидом с детства (колясочником), не явился.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Шипулин Н.М. апелляционную жалобу поддержал.
Представители административного ответчика Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Огаринова Ж.В. и Васильев С.В. просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Должностное лицо, решения которого обжалуются - первый заместитель министра труда и социальной защиты Чувашской Республики Арсентьева Л.Г., надлежащим образом извещенная о месте и времени слушания дела, в подтверждение чего в материалах дела имеется расписка в получении судебного извещения, в судебное заседание не явилась.
В силу ст. 150 КАС РФ неявка указанного лица не является препятствием к рассмотрению дела в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Кузьмичев Е.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является сыном умершего участника Великой Отечественной войны ФИО21., и инвалидом <данные изъяты> бессрочно, что подтверждается имеющейся на л.д.13 копией справки ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике-Чувашии» Минтруда России.
Постановлением администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Кузьмичев Е.И. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как член семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны с даты подачи заявления от 18.02.2019, и включен в Сводный список на обеспечение жилой площади данной категории граждан.
16 сентября 2020 года Кузьмичев Е.И. обратился в Приемную Президента Российской Федерации в Чувашской Республики с жалобой на отказ администрации Мариинско-Посадского городского поселения в постановке его на учет на получение жилой площади. (л.д.57-58).
На обращение Кузьмичева Е.И. от 16 сентября 2020 года по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Министерством труда и социальной защиты Чувашии в письме № 13/15-15080 от 21 октября 2020 года дан ответ, разъясняющий порядок постановки граждан на учет, нуждающихся в жилье, а также сообщено, что для получения свидетельства на получение единовременной денежной выплаты необходимо представить документ, подтверждающий получение им пенсии по случаю потери кормильца, выдаваемый Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике (л.д.8).
3 ноября 2020 года Кузьмичев Е.И. подал на имя Министра труда и социальной защиты Чувашской Республики заявление о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения согласно ст.11.1 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», указывая, что он в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» относится к членам семьи умершего участника ВОВ 1941-1945г.г., состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, приложив к заявлению архивную справку на отца- участника ВОВ 1941-1945г.г.; копию своего паспорта, копию доверенности от 19.09.2018 на представителя Шипулина Н.М. и справку о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.62-63).
На обращение Кузьмичева Е.И. от 3 ноября 2020 года Минтруда и социальной защиты Чувашской Республики дан ответ № 13/08-16103 от 12 ноября 2020 года о непредставлении вместе с заявлением от 03.11.2020 справки территориального отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике о наличии права на получение пенсии по потере кормильца и Кузьмичеву Е.И. предложено представить указанную справку для повторного рассмотрения вопроса о выдаче свидетельства на получение ЕДВ (л.д.9).
24 ноября 2020 года Кузьмичев Е.И. обратился в Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики с заявлением о предоставлении ЕДВ на строительство или приобретение жилого помещения, указывая, что ему отказано территориальным отделением Пенсионного фонда Российской Федерации в Мариинско-Посадском районе в выдаче указанной справки по мотиву наличия в производстве Ленинского районного суда г.Чебоксары его искового заявления о назначении ему пенсии по случаю потери кормильца – инвалида, участника ВОВ 1941-1945г.г. – его отца ФИО22, в связи с этим просит повторно рассмотреть вопрос о выдаче ему свидетельства на получение ЕДВ (л.д.65).
Письмом Минтруда Чувашии Кузьмичеву Е.И. дан ответ № 13/15-17789 от 17 декабря 2020 года, в котором со ссылкой на статью 21 ФЗ "О ветеранах" сообщено о невозможности выдачи свидетельства в связи с наличием судебного спора между Кузьмичевым Е.И. и Управлением ПФР в городе Новочебоксарск (межрайонного) о возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца - инвалида, участника ВОВ 1941 - 1945 г.г. ФИО23; разъяснено, что в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки данной категории лиц предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Ответственной войны, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) (л.д.10).
Согласно информации Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии от 12 марта 2021 года № 11169-16/1626 сведениями о выплате Кузьмичеву Е.И. пенсии отделение не располагает.
Тот факт, что пенсию по случаю потери кормильца - погибшего (умершего) отца инвалида, участника ВОВ 1941-1945г.г. – отца ФИО24 административный истец не получает, административный истец и не оспаривает.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Шипулин Н.М. пояснил, что Кузьмичев Е.И., будучи инвалидом с детства, получает пенсию по инвалидности и ему принадлежит право выбора основания получения пенсии..
Постанавливая решение по делу, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для признания незаконными оспариваемых ответов административного ответчика, поскольку обращения истца были рассмотрены административным ответчиком - Минтрудом Чувашии в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в установленные сроки даны ответы, право истца на рассмотрение обращений не нарушено, кроме того, как констатировал суд первой инстанции, факт отнесения Кузьмичева Е.И. к категории граждан, указанной в пункте 1 статьи 21 ФЗ «О ветеранах» в судебном заседании не нашел подтверждения.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они не подтверждены материалами дела.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Статьей 23.2 Закона предусмотрено, что Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В указанной сфере отношении на территории Чувашской Республике принят Закон ЧР от 17.10.2005 № 42 «О регулировании жилищных отношений», в соответствии с пунктом 4 части 1 ст. 11 которого предусмотрено, что граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, отнесены к иной категории граждан. При этом, частью 1 ст. 11.1 этого же закона предусмотрено, что мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан (указанной в пункте 4 части 1 статьи 11 настоящего Закона), осуществляется в форме однократного предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, определяемой законом Чувашской Республики.
В то же время статьей 28 федерального закона предусмотрено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных предписаний федерального закона Постановлением Правительства РФ от 20.06.2013 N 519 «Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий» утвержден единый образец бланка удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.
Пунктом 1 указанной инструкции также предусмотрено, что удостоверение члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, выдаваемое лицам, указанным в статье 21 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки.
Таким образом, из названных предписаний закона следует, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца.
Кроме того, порядок и условия реализации прав и льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах" определяются Инструкцией "О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных федеральным законом "О ветеранах" утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года N 69.
Пунктом 2.12 указанной Инструкции также предусмотрено, что права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны указанным в статье 21 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209, которое выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании представленных ими документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах").
Как следует из материалов дела, обращаясь в суд с настоящим административным иском административный истец Кузьмичев Е.И. в подтверждение оснований заявленных исковых требований указал на то, что он является членом семьи умершего инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и обладает правами и льготами, установленными ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», о чем ему выдано соответствующее удостоверение, и к административному исковому заявлению приложил копию указанного удостоверения (л.д. 5-13).
На л.д.13 имеется копия удостоверения № 096042, выданного административному истцу, согласно которому, Кузьмичев Е.И. является членом семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны (п.1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах») и имеет право на меры социальной поддержки, установленные федеральным законом «О ветеранах».
Изложенное обстоятельство бесспорно опровергает вывод суда первой инстанции о том, что факт отнесения Кузьмичева Е.И. к категории граждан, указанной в пункте 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах», не подтвержден.
В целях реализации в Чувашской Республике меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" Кабинет Министров Чувашской Республики постановлением от 16 ноября 2007 года № 289 утвердил «Порядок предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"».
В своем ответе от 21.10.2020 административный ответчик на обращение административного истца от 16.09.2020, требуя представления документа, подтверждающего получение им пенсии по случаю потери кормильца, выдаваемого Пенсионным фондом Российской Федерации по Чувашской Республики, и указывая на невозможность представления свидетельства без указанного документа, ссылается на указанный выше Порядок представления ЕДВ на строительство или приобретение жилых помещений, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2007 года № 289.
В пункте 2.8 указанного Порядка приведены основания для отказа в выдаче свидетельств гражданам, и такими основаниями являются:
- утрата права на указанную меру социальной поддержки;
- непредставление документов, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 2.5 настоящего Порядка;
- недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
В пункте 2.5 указанного Порядка приведен исчерпывающий перечень документов необходимых представлению гражданином для получения единовременной денежной выплаты вместе с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплате на строительство или приобретение жилого помещения согласно статье 11.1 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" (заявление по форме согласно приложению №1).
В качестве таковых документов являются следующие:
1) документ, удостоверяющий личность гражданина;
2) документ, выданный органом местного самоуправления, подтверждающий, что гражданин состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В случае использования единовременной денежной выплаты на компенсацию затрат на строительство или приобретение жилого помещения представляются:
документ, подтверждающий признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент заключения договора купли-продажи или участия в долевом строительстве жилого помещения, уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, либо осуществления строительства индивидуального жилого дома (в том числе пристроя, надстроя к существующему индивидуальному жилому дому);
договор купли-продажи жилого помещения - при приобретении жилого помещения либо договор участия в долевом строительстве жилого помещения, уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве жилого помещения - при участии в долевом строительстве жилого помещения;
3) документы, подтверждающие право гражданина на получение меры социальной поддержки, за исключением документов, содержащих сведения, подтверждающие факт установления гражданину инвалидности;
4) документы, подтверждающие право гражданина на дополнительную площадь жилого помещения, на внеочередное получение единовременной денежной выплаты (в случае, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);
5) утратил силу;
6) документ, подтверждающий полномочия представителя (при подаче документов представителем гражданина).
Также указано, что при наличии у гражданина членов семьи, также имеющих право на указанную меру социальной поддержки, предусмотренные в подпунктах 1, 3, 4 настоящего пункта документы представляются и на них.
В пункте 3 приведенного перечня в качестве необходимого документа, подтверждающего право на льготы, предусмотренные федеральным законом, указано на необходимость представления документа, подтверждающего право гражданина на получение меры социальной поддержки.
При этом в указанном перечне в качестве необходимого документа, подтверждающего право на льготы, не указана справка пенсионного органа о получении заявителем пенсии по случаю потери кормильца. А из буквального чтения подпункта 3 пункта 2.5 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2007 года № 289 таким документом может являться документ, подтверждающий право гражданина на получение меры социальной поддержки, предусмотренной, в данном конкретном случае, федеральным законом "О ветеранах".
Таким образом, требования административного ответчика, изложенные в оспариваемых ответах от 21.10.2020, от 12.11.2020 и от 17.12.2020 о необходимости представления вместе с заявлением о выдаче свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья исключительно справки пенсионного органа о получении заявителем пенсии по случаю потери кормильца не основано на положениях Федерального закона «О ветеранах», постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2007 года № 289, Инструкции "О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных федеральным законом "О ветеранах" утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года № 69.
Указанные оспариваемые ответы административным истцом расценены в качестве основания для отказа в выдаче ему свидетельства о предоставлении ЕДВ на приобретение или строительства жилья.
С такой оценкой административного истца судебная коллегия соглашается, поскольку требуя от административного истца в качестве документа, подтверждающего его право на получение меры социальной поддержки в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» только лишь справки пенсионного органа о получении пенсии по случаю потери кормильца, административный ответчик фактически отказал Кузьмичеву Е.И. в предоставлении меры социальной поддержки только по данному основанию.
В нарушение приведенных выше законоположений оспариваемые решения, содержащиеся в письмах Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики № 13/15-15080 от 21 октября 2020 года, № 13/08-16103 от 12 ноября 2020 года, № 13/15-17789 от 17 декабря 2020 года, не содержат предусмотренных законом оснований для отказа в выплате ЕДВ. Такие решения компетентного органа нарушают права административного истца. В связи с этим оспариваемые решения административного ответчика должны быть признаны незаконными, поскольку отсутствие в оспариваемых ответах Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики установленных законом иных оснований отказа в предоставлении меры социальной поддержки, влечет признание их незаконными.
В качестве такого документа, подтверждающего право на льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах», административный истец имеет удостоверение № 096042, согласно которому, он является членом семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны (п.1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах») и имеет право на меры социальной поддержки, установленные федеральным законом «О ветеранах». Указанное удостоверение согласно ст. 28 Федерального закона «О ветеранах» является тем документом, при предъявлении которого производится реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий по его предъявлению.
Вместе с тем, помимо документов, представленных административным истцом, иных документов у ответчика не имеется. Указанное удостоверение либо его копия, как следует из материалов административного дела, административным истцом к заявлению от 3 ноября 2020 года о предоставлении ему единовременной денежной выплаты приложено не было, что следует из перечня прилагаемых административным истцом к заявлению документов (л.д.63). Не был приложен этот документ либо его копия и к обращениям от 16.09.2020 и от 24.11.2020 (л.д.57-58, 65). Соответственно, не был предметом оценки административным ответчиком при рассмотрении указанных обращений и вопроса о наличии либо отсутствии права административного истца на получение ЕДВ в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах».
В связи с изложенным, разрешая вопрос о способе восстановления нарушенного права административного истца, с учетом того, что документ, подтверждающий право административного истца на льготы, установленные федеральным законом «О ветеранах» административным истцом административному ответчику не представлялся и с учетом наличия такого документа обращения Кузьмичева Е.И. ответчиком не рассматривались, судебная коллегия полагает необходимым возложить на Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики обязанность повторно рассмотреть заявления Кузьмичева Е.И. от 16 сентября 2020 года, от 3 ноября 2020 года и от 24 ноября 2020 года.
В суде апелляционной инстанции представителем административного истца Шипулиным Н.М. заявлено ходатайство о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о разъяснении положений п.1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» на предмет соответствия нормам Конституции Российской Федерации.
Оснований для удовлетворения заявленного ходатайства о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации и приостановления производства по ходатайству представителя административного истца у судебной коллегии не имеется, поскольку неправильное, по мнению заявителя, применение судом первой инстанции норм материального права не отнесено положениями статьи 36 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" к основаниям и поводам для обращения суда в Конституционный Суд Российской Федерации.
В связи с чем указанное ходатайство судебной коллегией оставляется без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 апреля 2021 года отменить и принять по делу новое решение:
Признать незаконными решения Министерства труда и социальной зашиты Чувашской Республики, изложенные в ответах № 13/15-15080 от 21 октября 2020 года, № 13/08-16103 от 12 ноября 2020 года, № 13/15-17789 от 17 декабря 2020 года.
Возложить обязанность на Министерство труда и социальной зашиты Чувашской Республики повторно рассмотреть заявления Кузьмичева Евгения Ивановича и его представителя Шипулина Никола Михайловича от 16 сентября 2020 года, от 3 ноября 2020 года и от 24 ноября 2020 года.
Настоящее определение, вступившее в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) в течение шести месяцев со дня его принятия путем подачи кассационных жалобы, представления через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи: