Российская федерация
Центральный районный суд <адрес>
Дело №2-3193\2024 УИД 54RS0010-01-2024-002501-59 <адрес> |
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации | ||
21 | августа | 2024 г. |
Центральный районный суд <адрес> в составе:
судьи | Зининой И.В. |
при участии: | |
секретаря судебного заседания | Орловой А.С. |
истца | Соловьевой О.В. |
представителя истца | Лаврентьевой Н.В. |
представителя ответчика | Коршуновой А.Ю. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьевой О. В. к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>» об установлении факта нахождения на иждивении, признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца,
у с т а н о в и л:
Соловьева О.В. обратилась в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» и просила установить факт нахождения на иждивении супруга Соловьева А. В. на день его смерти и признать право на назначение пенсии по случаю потери кормильца.
В обоснование своих требований истец указала, что она являлась супругой Соловьева А.В., который умер ДД.ММ.ГГГГ. Соловьев А.В. на день смерти являлся военным пенсионером, а Соловьева О.В. находилась на его иждивении, поскольку получала от него помощь, которая являлась для нее непостоянным и основным источником средств к существованию. По достижении возраста 55 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ у истца возникло право на назначение пенсии по случаю потери кормильца. Однако в назначении пенсии по случаю потери кормильца ей было отказано, с чем она не согласна.
Истец и ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и дали соответствующие пояснения.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала и дала пояснения согласно письменным возражениям на иск.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Статьей 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии со статьей 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
По смыслу приведенных положений процессуального закона одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя; заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность их восстановления.
Истцом заявлены требования о признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца, и соответственно дело подлежит рассмотрению в исковом порядке.
В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен брак между Соловьевым А. В. и Добровой О. В., которой после заключения брака была присвоена фамилия Соловьева (л.д.14).
Соловьев А. В. являлся пенсионером по линии Министерства обороны с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии Соловьева А.В. составлял 32053 рубля 84 копейки.
Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ. Соловьев А.В. работал главой администрации Пушкинского сельского поселения <адрес>, и его заработная плата в среднем составляла от 20000 до 26000 рублей, что следует из архивной справки (л.д.22).
ДД.ММ.ГГГГ Соловьев А.В. умер, что подтверждается свидетельством о смерти № (л.д.15).
Соловьевой О.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент смерти супруга исполнилось 46 лет.
Из пояснений истца и материалов дела следует, что на момент смерти Соловьева А.В. его супругу Соловьева О.В. работала ОАО «Промышленнаярайгаз», имела доход за 20ДД.ММ.ГГГГ61 рубль 19 копеек, за 20ДД.ММ.ГГГГ96 рублей 69 копеек (л.д. 23-24).
ДД.ММ.ГГГГ Соловьевой О.В. исполнилось 55 лет, а ДД.ММ.ГГГГ впервые была установлена инвалидность 3 группы (л.д.33- 34).
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель в статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определил условия назначения пенсий военнослужащим и членам их семей, где согласно пункту 1 пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Пенсионное обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей регулируется Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Соловьева О.В. реализуя свое право, обратилась в ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» и просила назначить ей пенсию по случаю потери кормильца, однако в назначении пенсии по случаю потери кормильца ей было отказано.
В силу статьи 28 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при соблюдении условия, указанного в части первой статьи 18 настоящего Закона), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.
В соответствии с положениями статьи 29 того же закона право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.
Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи.
Согласно пункту «б» части 3 статьи 29 Закона № нетрудоспособными членами семьи считаются: отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.
В силу статьи 31 указанного закона члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.
По смыслу названных норм Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1, понятие "иждивение" предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода, в том числе в виде получения пенсии. Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен в том числе в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.
Такое толкование понятия "иждивение" согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1260-О-О.
Частью 2 статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что иждивенцами признаются нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на полном содержании работника или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Для признания супруга умершего (погибшего) военнослужащего находившимся на иждивении в целях назначения пенсии по случаю потери кормильца по статье 29 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 необходимо установление одновременно следующих условий: нетрудоспособности супруга на день смерти (гибели) кормильца и нахождения его на полном содержании умершего (погибшего) или получения от него помощи, которая была для супруга постоянным и основным источником средств к его существованию. Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания супруга умершего (погибшего) военнослужащего иждивенцем в целях пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца.
Для назначения пенсии по случаю потери кормильца на льготных условиях, то есть по части 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1, супругам лиц, указанных в статье 1 этого закона, требуется наличие таких условий, как достижение супругом соответствующего возраста (55 лет для мужчин и 50 лет для женщин) и наступление смерти кормильца вследствие военной травмы, которой признается ранение, контузия, увечье или иное заболевание, полученные им при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Таким образом, обязательным условием признания права на пенсию по случаю потери кормильца Соловьевой О.В. является установление факта ее нетрудоспособности на день смерти кормильца, а также постоянности источника средств к существованию и установления факта, что такой источник является основным для лица. Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица иждивенцем.
Однако, на момент смерти супруга Соловьева О.В. являлась трудоспособной, не достигла пенсионного возраста 55 лет, работала и имела постоянный источник дохода, и соответственно не являлась лицом, находящимся на иждивении своего супруга.
Относимых и допустимых доказательств своей нетрудоспособности, на дату смерти супруга и\или установления инвалидности Соловьева О.В. не представила.
Следовательно, на дату смерти Соловьева А.В. у его супруги– истца по настоящему делу – отсутствовали основания для назначения ей пенсии по случаю потери кормильца.
Сам по себе тот факт, что совокупный доход Соловьева А.В. превышал доход Соловьевой О.В., не свидетельствует о том, что она на момент смерти супруга находилась на его иждивении. При этом суд повторно отмечает, что нетрудоспособным членом семьи Соловьева О.В. не являлась.
Кроме того, из представленной справки ОАО «Промышленнаярайгаз» следует, что в ДД.ММ.ГГГГ. сжиженный газ приобретался именно Соловьевой О.В. (л.д.25,46).
Из расчета дебиторской задолженности за услуги водоснабжения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-28) следует, что оплата производилась также Соловьевой О.В.
Согласно информации ООО «Кузбасстопливосбыт» в период ДД.ММ.ГГГГ выписка угля производилась как Соловьевой О.В., так и Соловьеву А.В. (л.д.30).
Доказательств тому, что все расходы по оплате коммунальных услуг, содержания жилья, нес именно Соловьев А.В., не представлено.
Как следует из справки ПАО «Ростелеком» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44) ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Ростелеком» и Соловьевым А.В. был заключен договор об оказании услуг связи. ДД.ММ.ГГГГ договор был переоформлен на Соловьеву О.В. начисления за ДД.ММ.ГГГГ составили 4488 рублей 35 копеек, ДД.ММ.ГГГГ – 57070 рублей 22 копейки. Оплата произведена в полном объеме, и ДД.ММ.ГГГГ договор расторгнут.
Сведения о стоимости лекарств, приобретенных в 2024 году, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
Оценивая представленные доказательств, суд приходит к выводу, что Соловьева О.В., доказательств тому, что размер собственных доходов не был достаточным для обеспечения необходимых жизненных потребностей не представила.
Вместе с тем, суд отмечает, что в данном случае даже установление в судебном порядке факта нахождения Соловьевой О.В. на иждивении умершего супруга не влечет для нее юридических последствий в виде назначения пенсии по случаю потери кормильца, следовательно, в данном случае требование об установлении юридического факта нахождения на иждивении не подлежит удовлетворению.
Тот факт, что Соловьева О.В. достигла возраста нетрудоспособности 55 лет – ДД.ММ.ГГГГ, а инвалидность ей установлена ДД.ММ.ГГГГ, не является основанием для возникновения права на пенсию по случаю потери кормильца, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Соловьев А.В. относился к категории лиц, поименованных в пункте «а» статьи 21 Закона Российской Федерации №.
При таких обстоятельствах у Соловьевой О.В. отсутствует право на назначение пенсии по случаю потери кормильца, и соответственно ее требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
р е ш и л:
В удовлетворении иска Соловьевой О. В. к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>» об установлении факта нахождения на иждивении, признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца отказать.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья И.В.Зинина