УИД 91RS0018-01-2018-003089-51
Дело№ 2-1008/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2019 года г. Саки
Сакский районный суд Республики Крым в составе судьи Собещанской Н.В., при секретаре Шпанко И.В., с участием истца ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Муниципальному унитарному предприятию «Сакское ЖЭО», третьи лица: ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании задолженности по коммунальным платежам отсутствующей,
УСТАНОВИЛ:
В ноябре 2018г ФИО3 обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил суд принять решение о незаконности предъявляемой МУП «Сакское ЖЭО» задолженности в размере 6725,40 рублей и не подлежащей оплате.
Свои требования мотивировал тем, что 12.10.2018г подал заявление директору МУП «Сакское ЖЭО» ФИО8 с требованием предоставить расчет для оплаты жилищных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ получил ответ, однако в ответе не получил затребованные сведения, в связи с чем обращается в суд с данным иском.
Определением суда от 06.05.2019г к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО2, ФИО3, ФИО4.
Истец в судебном заседании требования, изложенные в иске поддержал, просил удовлетворить, пояснив суду, что на основании положений ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение вносится на основании платежного документа, акты выполненных работ учреждение ответчика то пишет, то не пишет. Является собственником квартиры, а не нанимателем, документы заполняются по лицевому счету, оплата должна производится по долевому участию в доме на основании положений ст.ст.155, 157 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.Должны оплачиваться фактически потребленные услуги, а не те, которые желает ЖЭО. Ответчик должен предоставить документы подтверждающие предоставление услуг, акты. Однако, ничего не представлено, о работе не отчитываются ежегодно, берут деньги, должны тратить на обустройство дома. Указанный в лицевой счете тариф незаконным, решение об установлении тарифов не оспаривал, суммы задолженности за указанный в иске период не взыскивалась, долевое участие в оплате коммунальных услуг не устанавливалось, лицевой счет не делился между совладельцами.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне и времени слушание дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. Ранее, в предварительном судебном заседании, исковые требования не признал, просил отказать в полном объеме на основании письменных возражений, согласно которых следует, что задолженность с истца и других собственников с ДД.ММ.ГГГГ по 01.11.2018г по лицевому счету уже взыскивалась, решение Сакского районного суда от 18.06.2018г дело №, действия по начислению производятся такие же, что и ранее, на основании тех нормативных документов, которые были исследованы судом и им дана правовая оценка. Задолженность не предъявлялась, дом, где проживает истец, с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора управлении находится в управлении МУП «Сакское ЖЭО», договор управления заключен на основании решения общего собрания собственников многоквартирного дома, данным договор установлен определенный перечень работ которые выполняет МУП «Сакское ЖЭО», размер оплаты работ. Положениями ЖК РФ не предусмотрено, что в начале выполняются работы, а потом производится оплата, оплата производится ежемесячно, согласно установленного размера. На основании акта выполненных работ выполняется приемка работ представителем собственником МКД, после чего производится начисление оплат. Если работы не оказаны, должна быть предъявлена претензия, этого не было сделано истцом. Так как истец указан первым в лицевом счете на квартиру, к нему были обращения. Согласно утвержденного перечня, работы выполняются некоторые раз в месяц, некоторые раз в квартал. Истец обращался с заявлением, на которое направлен ответ, в котором указан размер оплаты. Дополнительно пояснила суду, что отчеты должны предоставляться только по истечению срока действия договора по управлению, даже не предоставление отчета, не освобождает собственника от проведения оплаты коммунальных услуг. Есть председатель МКД, который может обратиться в управляющую компанию для предоставления информации, проведении перерасчета, данное лицо в учреждение не обращалось.
Третьи лица ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о дне и времени слушание дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, заявление о рассмотрении дела в отсутствии, отложении слушание дела, возражения на заявленные требования суду не представили.
Суд, выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, в порядке предусмотренном ст. 181 ГПК РФ, пришел к следующему выводу.
В соответствии с положениями ч.1, 2 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Как следует с положений ст. 56 данного Кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со ст. 2 ГПК Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций.
Пунктом 1 статьи 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотренные законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим, жилищные права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
С учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15).
Граждане, осуществляя право пользования жилым помещением и право получения коммунальных услуг надлежащего качества, несут обязанность по своевременной и полной оплате жилого помещения и предоставленных коммунальных услуг (ст. 153 ЖК РФ).
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами.
С учетом положений пункта 9 ст. 13 и пункта 10 части 1 ст. 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма при принадлежащего им на праве собственности» (пункт 2), органы местного самоуправления, вправе устанавливать размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилого помещения по договору социального найма и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом (часть 3 статьи 156 ЖК РФ).
Судом установлено, что согласно Свидетельства о государственной регистрации юридического лица, Устава, Лицензии № от 09.04.2015г.- МУП «Сакское ЖЭО» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.(л.д.43-49)
В судебном заседании установлено, что решением внеочередной 12-ой сессии первого созыва Сакского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, МУП «Сакское ЖЭО» было определено исполнителем услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах по городу Саки.(л.д.50)
Пунктом 7 указанного решения утвержден перечень и периодичность услуг оказываемых МУП «Сакское ЖЭО» по содержанию и ремонту жилого помещения нанимателей и арендаторов нежилых помещений в многоквартирном доме.
Договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.53-56), заключенного на основании протокола № общего собрания собственников помещений в МКД № расположенном по <адрес> в <адрес>, РК (л.д.51-52) для <адрес> в <адрес>, ежемесячная плата установлена в размере 13,976 руб./кв.м.
На основании вышеуказанного договора управления составлена Смета расходов, список выполняемых работ в МКД № по <адрес> в <адрес>, где отражены вид выполняемых работ, периодичность, размер стоимости.(л.д57-58)
Судом установлено, что ни протокол общего собрания, ни договор управления не обжаловался, являются действующими.
В силу пункта 1 ст. 290 ГК РФ и части 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно частям 1 - 3 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно аналогичной норме, изложенной в пункте 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, с момента возникновения права собственности на жилое помещение (п. 5 ч. 2 ст. 153).
В силу п. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Плата за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирном домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме) входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника жилого помещения (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
В силу части 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно требованиям ч. 1, 1.1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Сособственниками <адрес> в <адрес>, согласно правоустанавливающим документам, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ являлись ФИО3, ФИО2, ФИО3, ФИО4, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией свидетельства о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается копией материалов инвентарного дела на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>.(л.д.33-37)
Судом установлено, что согласно Выписки з ЕГРН от 26.03.2019г собственниками вышеуказанной квартиры являются ФИО5 - ? доли и ФИО3 - ? доля. (л.д.27-31)
Под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (п.п. 12, 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №)
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ).
Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чемодин год (п. 5 ч. 2 ст. 44, ч. 7 ст. 156 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила №).
В соответствии с пп. "а" п. 28 Правил № собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Согласно пункту 31 Правил № размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Таким образом, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества соразмерно своей доле, в том числе в пользу избранной общим собранием собственников помещений управляющей компании, с которой заключен договор управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как установлено судом и подтверждается соответствующими наряд-заданиями и актами, МУП «Сакское ЖЭО» проводилось обслуживание <адрес> в <адрес>, где расположена <адрес>, а именно: работы по ремонту электрооборудования, системы отопления, канализации, подъезда, ливневой канализации, слесарным, сварочным работам, осуществляется мероприятия по проверке и подготовке дома к отопительному периоду, также другие виды работ согласно утвержденному перечню услуг, входящих в состав квартирной платы.(уборка территории придомовой, дезинсекция и т.д.)(л.д.30-65)
Статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, определено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как наоснования своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В обоснование заявленных требований ФИО3 заявлено не согласие с представленным ответом учреждения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ о размере установленной оплаты жилищных услуг, а также на оказание услуг учреждением ответчика, по мнению истца, надлежащего качества.
В силу характера правоотношений по содержанию общего имущества управляющая организация не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Услуги и работы считаются выполненными в том объеме, в котором начислена плата, если не поступило своевременных заявлений потребителей об уменьшении размера оплаты за коммунальную услугу по мотиву ненадлежащего качества в случаях, предусмотренных приложением N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354.
Относительно некачественного либо неполного предоставления жилищно-коммунальных услуг МУП «Сакское ЖЭО» материалы дела доказательств таких обстоятельств не содержат.
Кроме того, суд не принимает доводы ФИО3 об экономической несостоятельности тарифов за услуги по обслуживанию и ремонту общего имущества, поскольку тарифы установлены решением общего собрания собственником МКД, доказательств подтверждающих отмену либо изменения указанного решения суду не предоставлено.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ (вопрос 27), собственники жилых помещений вправе заключить соглашение между собой и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа. Если же соглашение между ними не будет достигнуто, то они вправе обратиться в суд, который должен установить порядок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги пропорционально долям в праве собственности для каждого из собственников жилого помещения.
Такое соглашение суду не представлено, и оно отсутствует в материалах дела.
Иные собственники <адрес> в <адрес> РК требования к МУП «Сакское ЖЭО» о признании действий по взысканию задолженности по оплате за жилищно-коммунальной услуге незаконными не заявляли.
Согласно части 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № от ДД.ММ.ГГГГ, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а так же тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
На основании изложенного, с учетом проведенного правового анализа, письменных материалов дела, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО3
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Истец при обращении с иском в суд был освобожден от уплаты государственной пошлина на основании положений пп.4 п.2 ст.333.36 НК РФ, в связи с чем, судебные издержки суд относит на счет местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 67,71, 98, 181, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО5 к Муниципальному унитарному предприятию «Сакское ЖЭО», третьи лица: ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании задолженности по коммунальным платежам отсутствующей оставить без удовлетворения.
Судебные расходы отнести на счет местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено судом 10.07.2019г.
Судья Собещанская Н.В.