Судья Неволина С.П. Дело № 33а-2532/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Киров 18 июня 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи |
Кощеева А.В., |
судей |
Елсукова А.Л., Степановой Е.А., |
с участием прокурора |
Русановой О.А., |
при секретаре |
Соловьевой Е.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Коротаева С.В. на решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 19 апреля 2019 года, которым в отношении Коротаева С.В. установлен административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, по 01.07.2027 за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со дня постановки на учет в соответствующем органе внутренних дел; установлены административные ограничения в виде обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, с 22 часов до 6 часов, за исключением случаев, связанных с исполнением трудовых обязанностей.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Елсукова А.Л., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФКУ ОИК-5 УФСИН России по Кировской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Коротаева С.В. В обоснование иска указали, что Коротаев С.В. был осужден по приговору Таганрогского городского суда Ростовской области от 07.02.2017г. за совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 158 ч.2 п. «б», 158 ч.3 п. «а» УК РФ, к 3 годам лишения свободы, освобождается из исправительного учреждения 01.07.2019г. Указанным приговором в действиях Коротаева С.В. установлен особо опасный рецидив преступлений. Просили суд установить в отношении Коротаева С.В. административный надзор на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, и административные ограничения.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда Коротаев С.В. не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что суд первой инстанции при рассмотрении дела и вынесении решения должен был руководствоваться нормами гражданского процессуального кодекса РФ. Считает, что установление административного надзора является повторным наказанием и нарушает нормы международного права.
В возражениях на жалобу прокурор, участвовавшая в деле, указала на законность и обоснованность установленного в отношении Коротаева С.В. административного надзора и административных ограничений.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Руководствуясь положениями ст.ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие участников процесса.
В заключении прокурор Русанова О.А. полагала решение суда подлежащим изменению, считала необходимым привести формулировку административного ограничения в виде запрета на пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов до 6 часов, за исключением случаев, связанных с исполнением трудовых обязанностей, в соответствие с Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ.
Выслушав заключение прокурора Русановой О.А., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ судебная коллегия рассматривает административное дело в полном объеме и не связана основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ), и исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 данного Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ).
Как следует из материалов дела, приговором Таганрогского городского суда Ростовской области от 07.02.2017г. Коротаев С.В. был осужден за совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 158 ч.2 п. «б», 158 ч.3 п. «а» УК РФ, к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Указанным приговором в действиях Коротаева С.В. установлен особо опасный рецидив преступлений.
Согласно имеющимся в материалах дела документам, Коротаев С.В. подлежит освобождению из исправительного учреждения по отбытию наказания 01.07.2019г.
Удовлетворяя заявление ФКУ ОИК-5 УФСИН России по Кировской области, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Коротаев С.В. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, имеющим непогашенную судимость за совершение преступления при особо опасном рецидиве преступлений, что является безусловным основанием, предусмотренным частью 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ, для установления административного надзора.
Вопреки мнению автора жалобы, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также устанавливаемые в связи с ним административные ограничения не являются наказанием за совершение преступления, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора. Ограничение прав Коротаева С.В. в рассматриваемом случае полностью согласуется с требованиями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, поскольку осуществлено в соответствии с федеральным законом в целях защиты общественно значимых интересов.
Согласно п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, к которым относится преступление, предусмотренное ст. 158 ч. 3 п. «а» УК РФ, погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Установление судом административного надзора на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, то есть по 01.07.2027г. соответствует приведенным выше положениям Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, а также п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ. Данный срок подлежит исчислению со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному поднадзорным лицом месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Период, на который административный надзор должен быть установлен, и порядок его исчисления определены судом правильно. Оснований для снижения срока административного надзора не имеется.
В соответствии с требованиями ч.8 ст. 272, ч.3 ст. 273 КАС РФ, в обжалуемом решении судом определены виды назначенных Коротаеву С.В. административных ограничений, которые установлены с учетом характера и степени общественной опасности совершенных им преступлений, являются необходимыми и обоснованными в целях предупреждения совершения осужденным новых преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Судебная коллегия считает, что, определяя виды административных ограничений, суд учел поведение Коротаева С.В. за период отбывания наказания, в полной мере исследовал характеризующие его документы, представленные административным истцом, и достаточным образом мотивировал указанное решение.
Доводы жалобы о том, что исковые требования об установлении административного надзора подлежали рассмотрению по нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на законе не основаны. Нормы ГПК РФ, регламентировавшие порядок рассмотрения дел об административном надзоре, утратили силу с 15.09.2015г. с принятием Федерального закона от 08.03.2015г. №23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации». Производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, регламентировано главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, который введен в действие с 15.09.2015г.
При таких обстоятельствах, основания для отмены или изменения обжалуемого решения по доводам жалобы отсутствуют.
Вместе с тем, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению.
Формулировка административного ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, с 22 часов до 6 часов, за исключением случаев, связанных с исполнением трудовых обязанностей, подлежит приведению в соответствие с п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона об административном надзоре, поскольку оговорка суда «за исключением случаев, связанных с исполнением трудовых обязанностей» законодателем не предусмотрена. Поднадзорное лицо в соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона имеет право обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, а согласно ч. 3 ст. 12 этого же Закона орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, в связи с исключительными личными обстоятельствами.
В остальном, при принятии решения судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, правильно применены нормы материального права и не было допущено нарушений норм процессуального права, которые бы привели к принятию неправильного решения.
Оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 19 апреля 2019 года изменить.
Изложить абзац 5 резолютивной части решения в следующей редакции:
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов до 06 часов.
В остальной части решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 19 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: