Дело № 2а-546/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волжск 22 мая 2019 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Малышевой Л.Н., при секретаре судебного заседания Лаврентьевой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова В. А., Солдаковой Л. В., Хузияхметовой Т. Х. к администрации городского округа «Город Волжск» о признании незаконным заключения межведомственнолй комиссии о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания
УСТАНОВИЛ:
Иванов В.А., Солдакова Л.В., Хузияхметова Т.Х. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа «Город Волжск» указывая на то, что что истцы со своими семьями по республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2012 год» с 14 января 2013 года переселены в указанные квартиры из аварийного дома. В связи с тем, что с момента заселения проживание в указанных квартирах невозможно стали жаловаться в администрацию городского округа «Город Волжск», но положительных ответов не получили. Согласно заключения №№, №, № от 28 апреля 2017 года специалистов ООО «ИК «Квадр», согласно которых <адрес> <адрес>, Республики Марий Эл являются непригодными для проживания в соответствии с п.п.13, 15 Положения, поскольку кратность воздухообмена во всех вентилируемых жилых помещениях не соответствует нормам, установленным в действующих нормативных правовых акта; стена не имеет изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха (мостики холода от каркаса здания, температура внутренней поверхности стены не соответствует требованиям п.5.3 таб.4 СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий»); тепловая защита стен не соответствует требованиям п.п.2.3 п.2 ст.11, п.3 ст.11 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяют обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов для постоянного комфортного проживания. Выявленные недостатки являются существенными и для их устранения требуется замена исследуемых конструктивных элементов -50%. Исходя из этого жилые помещения непригодны для проживания и не подлежат ремонту (реконструкции).
01 февраля 2017 года истцы обратились к административному ответчику с заявлением о рассмотрении вопроса о признании их квартир непригодными для проживания. В ответе административного ответчика от 19 февраля 2018 года административным истцам предложено предоставить заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилых помещений.
Не согласившись с данным решением истцы обратились в Волжский городской суд РМЭ с административным иском. 04 мая 2018 года в удовлетворении иска было отказано. Апелляционным определением Верховного суда РМЭ от 28 августа 2018 года решение Волжского городского суда РМЭ от 04 июня 2018 года отменено, административный иск удовлетворен, решение межведомственной комиссии городского округа «Город Волжск» от 19 февраля 2018 года № Кл-244 признано незаконным. На межведомственную комиссию возложена обязанность в течение 30 дней провести оценку соответствия вышеуказанных жилых помещений непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, требованиям в соответствии с процедурой, определенной п.44 Положения.
Решением межведомственной комиссии по оценке и признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными ( непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащим сносу или реконструкции, расположенных на территории городского округа «Город Волжск», назначенной главой администрации городского округа «Город Волжск», утвержденной Постановлением администрации городского округа «Город Волжск» от 02 ноября 2016 года № оформленной в виде заключения от09 ноября 2018 г. № помещения по адресу: РМЭ, <адрес>,3,6 соответствуют требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
Данное решение истцы получили 15 ноября 2018 года без приложений к заключению. Только 21 марта 2019 года истцам выдали приложения к заключению.
Административные истцы считают, указанное решение незаконным. Оценка жилых помещений проведена некачественно, визуально, не дано должной оценки заключению ООО «Инженерная компания «Квадр», а также ООО «Бюро Технической Экспертизы», куда истцы обратились за получением заключения проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилых помещений согласно ответа администрации от 19 февраля 2018 года.
Административные истцы просят суд признать незаконным и отменить заключение от 09 ноября 2018 года №, обязать административного ответчика признать вышеуказанные жилые помещения непригодным для проживания и возместить судебные расходы.
В судебном заседании истцы Солдакова Л.В. и Хузияхметова Т.Х. уточнили исковые требования и просили суд признать незаконным и отменить заключение от 09 ноября 2018 года № и взыскать возврат госпошлины.
Представитель истцов Иванова В.А., Солдаковой Л.В., Хузияхметовой Т.Х. Кузьмичева Г.В. поддержала уточненные исковые требования и дополнила, что приложения к оспариваемому заключению административные истцы получили лишь 21 марта 2019 года в связи с чем ранее не могли обратиться с иском в суд. Заключение ООО «БТЭ» получили только в марте 2019 года, т.к эксперт на обследование жилых помещений приезжал два раза в теплое и холодное время.
Представитель администрации городского округа «Город Волжск» иск не признала и суду пояснила, что административные истцы пропустили срок обращения с иском в суд, поскольку заключение получили 15 ноября 2018 года, а в суд обратились 22 марта 2018 года. Заключение соответствует Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям указанном в отзыве на административный иск.
Заинтересованные лица Данилов В.В., Хузияхметов Р.Н., Веселов А.Г. и представитель Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РМЭ о времени и месте судебного заседания извещены надлежащее, однако в судебное заседание не явились.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом установлено, что на основании договора социального найма № от 06 марта 2014 года Иванов В.А. является нанимателем <адрес>, Республики Марий Эл. (л.д.101-103).
На основании договора социального найма № от 14 января 2013 года Данилову В.В. и члену его семьи Солдаковой Л.В. предоставлена <адрес>, Республики Марий Эл (л.д.104-106).
Квартира <адрес> <адрес>, Республики Марий Эл предоставлена Хузияхметову Р.Н. и членам его семьи Хузияхметовой Т.Х., Хузиахметову А.Р., Хузиахметовой Р.А. на основании договора социального найма № от 14 января 2013 года (л.д.108-111)
Собственником указанных квартир является ГО «г.Волжск».
Согласно заключения об оценке соответствия помещения ( многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от 09.11.2018 г. межведомственная комиссия по оценке и признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными ( непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащим сносу или реконструкции, расположенных на территории городского округа «Город Волжск», назначенная главой администрации городского округа «Город Волжск», утвержденной Постановлением администрации городского округа «Город Волжск» от 02 ноября 2016 года № приняла решение о соответствии помещений по адресу: РМЭ, <адрес> требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения (ч. 1).
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)) (ч. 2).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч. 4).
На основании п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), согласно которому в данных целях органом местного самоуправления создается в установленном им порядке комиссия.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).
Обязанность по доказыванию законности оспариваемого заключения возлагается на принявший его орган.
Согласно пункту 43 Положения, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В разделе II Положения указаны требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами.
Кратность воздухообмена во всех вентилируемых жилых помещениях должна соответствовать нормам, установленным в действующих нормативных правовых актах. ( п.13)
Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов - изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами ( п.14)
Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома (п. 15).
В соответствии с пунктом 33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Административными истцами при обращении с заявлением 01 февраля 2018 года в межведомственную комиссию были приложены заключения №№, №, № от 28 апреля 2017 года специалистов <данные изъяты>», согласно которых <адрес> <адрес>, Республики Марий Эл являются непригодными для проживания и при этом не подлежат ремонту (реконструкции) в соответствии с п.п.13, 15 Положения, поскольку кратность воздухообмена во всех вентилируемых жилых помещениях не соответствует нормам, установленным в действующих нормативных правовых акта; стена не имеет изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха (мостики холода от каркаса здания, температура внутренней поверхности стены не соответствует требованиям п.5.3 таб.4 СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий»); тепловая защита стен не соответствует требованиям п.п.2.3 п.2 ст.11, п.3 ст.11 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяют обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов для постоянного комфортного проживания.
В судебном заседании ФИО проводившая исследования в рамках вышеуказанных заключений подтвердила свои выводы данные в заключениях.
Однако межведомственной комиссией располагавшей заключениями №№, №, № от 28 апреля 2017 года специалистов <данные изъяты>» на момент проведения оценки жилых помещений указанные выводы специалистов не исследовались и не опровергнуты.
Также административными истцами в рамках предложения административного ответчика предоставить в межведомственную комиссию заключение проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения была проведена строительно-техническая экспертиза вышеуказанных жилых помещений ООО «Бюро Технической Экспертизы» в период с 08 августа 2018 года по 10 марта 2019 года охватывая при этом теплое и холодное время года.
Согласно данных заключений в результате обследования выявлено: некачественное утепление профилей несущих конструкций, в результате его происходит неравномерное охраждение стен жилых квартир. В результате использования конструкций из ЛСТК происходит смещение точки росы внутрь утеплителя на границе стыка утеплителя и стальных конструкций, кака следствие образования влаги и плесени в утеплителе, что приведет к быстрому износу строительных конструкций, а также к увеличению затрат на отопление; некачественная изоляция монтажных швов оконных блоков в жилых комнатах, а также использование стальных профилей по периметру оконного проема ( приводит к образованию конденсата и наледи на оконных блоках); некачественное утепление мест стыка пола и наружных стен. Обнаруженные дефекты относятся к критическим дефектам ( при выполнении строительно-монтажных работах) ( дефект, при наличии которого здание, сооружение, его часть или конструктивный элемент функционально непригодны, дальнейшее выполнение работ по условиям прочности и устойчивости небезопасно либо может повлечь снижение указанных характеристик в процессе эксплуатации.
В судебном заседании ФИО., проводивший исследования в рамках вышеуказанных заключений подтвердил свои выводы данные в заключениях.
Однако межведомственной комиссией также оценка заключениям проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения ООО «Бюро Технической Экспертизы» не дана, хотя жильцам было предложено предоставить такое заключение.
При этом заключение от 24 октября 2018 года обследования вышеуказанного дома Департаментом государственного жилищного надзора РМЭ проведено визуально без применения каких-либо измерительных приборов и приспособлений.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
При этом следует указать, что процессуальный срок обращения с административным исковым заявлением в суд административными истцами не пропущен, поскольку административные истцы несмотря на то, что само оспариваемое заключение получили 15 ноября 2018 года, однако приложения к заключению, которое является неотъемлемой часть заключения, поскольку в соответствии с п.44 Положения указанные документы относятся к необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям, административными истцами было получено 21 марта 2019 года, иное административным ответчиком не доказано.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ следует взыскать с административного ответчика в пользу административных истцов возврат госпошлины по 300 рублей в пользу каждого.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 264 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Иванова В. А., Солдаковой Л. В., Хузияхметовой Т. Х. к администрации городского округа «Город Волжск» о признании незаконным заключения межведомственнолй комиссии о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания удовлетворить.
Признать незаконным заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от 09.11.2018 г. межведомственной комиссии по оценке и признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными ( непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащим сносу или реконструкции, расположенных на территории городского округа «Город Волжск» о соответствии помещений по адресу: РМЭ, <адрес> требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
Возложить на межведомственную комиссию при администрации городского округа «Город Волжск» обязанность рассмотреть вопрос о признании помещений, расположенных по адресу: РМЭ, <адрес> пригодными (непригодными) для проживания в соответствии с требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с администрации городского округа «Город Волжск» за счет казны муниципального образования городского округа «Город Волжск» в пользу Иванова В. А., Солдаковой Л. В., Хузияхметовой Т. Х. по 300 рублей возврат госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Малышева Л.Н.
В окончательной форме решение составлено 27 мая 2019 года