24RS0013-01-2023-000581-89
Заочное РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2024 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Демидовой В.В.,
при секретаре Щеткиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Емельяновского района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации поселка Емельяново Емельяновского района, МКУ «УправЗем поселка Емельяново администрации Емельяновского района», Рукосуевой Оксане Николаевне о признании договора аренды недействительным в силу ничтожности и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Емельяновского района Красноярского края, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с иском к Рукосуевой О.Н., администрации п. Емельяново, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации п. Емельяново» о признании недействительным в силу ничтожности договора аренды земельного участка с кадастровым номером № с видом разрешенного использования – животноводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения с целью выпаса сельскохозяйственных животных, применении последствий недействительности сделки в виде прекращения права аренды Рукосуевой О.Н на указанный спорный земельный участок (л.д. 5-11). Требования мотивированы тем, что 18.03.2021 в администрацию п. Емельяново поступило заявление Рукосуевой О.Н. о предоставлении земельного участка с к.н. № в аренду. Постановлением администрации п. Емельяново от 23.03.2021 № 143 Рукосуевой О.Б. предоставлен в аренду без проведения торгов земельный участок площадью 35400 кв.м. с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования – животноводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения с целью выпаса сельскохозяйственных животных. 1.04.2021 администрацией п. Емельяново и Рукосуевой О.Н. заключен договор аренды спорного земельного участка. Указанный договор аренды является недействительной сделкой, поскольку заключен без проведения торгов, с нарушением публичной процедуры и публичных интересов. Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). При этом максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз (пункт 5 статьи 4 Закона № 112-ФЗ). В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона Красноярского края от 04.12.2008 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 га. Площадь земельного участка, предоставленного в аренду Рукосуевой О.Н., составляет 35400 кв.м., т.е. 3,5 га, что превышает максимальную площадь участков, предоставляемых гражданам для обеспечения личного хозяйства, в 1,4 раза. Оспариваемый договор аренды земельного участка заключен с нарушением требований ст. 39.6 и 39.18 ЗК РФ и посягает на публичные интересы, является ничтожным. Установленные ЗК РФ принципы предоставления земельных участков направлены на создание равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Невыполнение органом местного самоуправления правил распоряжения земельными участками влечет нарушение публичных интересов, ущемляет интересы неопределенного круга лиц, лишая их возможности приобрести право на земельный участок на равных условиях, необоснованно создало приоритеты (преимущества) для Рукосуевой О.Н. на получение прав в отношении данного земельного участка.
Судом к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования, привлечена администрация Емельяновского района Красноярского края (л.д. 2).
В судебном заседании заместитель прокурора Емельяновского района Семенов В.О. заявленные требования поддержал. Ответчики и третьи лица в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом (л.д. 80-86). Дело с согласия истца рассмотрено в отсутствие ответчиков в порядке заочного судопроизводства.
Представителем ответчиков администрации поселка Емельяново и МКУ «УправЗем поселка Емельяново администрации Емельяновского района» направлен письменный отзыв на иск, в котором указано об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку рассматриваемый иск построен на заблуждении о тождественности правового статуса земельных участков с видами разрешенного использования «животноводство», «ведение личного подсобного хозяйства», осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности (л.д. 41-49).
Суд, выслушав пояснения заместителя прокурора, исследовав материала дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.I Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1).
Из статьи 39.2 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 статьи 39.6 названного Кодекса, согласно которой договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в частности, земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (пп. 19).
В силу подп.12. п.8 ст.39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества.
Пунктом 1 ст. 39.20 ЗК РФ определено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1).
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п.2 ст.2).
На основании ст. 4 данного Федерального закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (п.1).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (п.2).
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (п.3).
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством (п.4).
Согласно п. 3 ст. 15 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 га.
В силу требований п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Статьей 167 ГК РФ предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1).
Как установлено в судебном заседании, 18.03.2021 в администрацию п. Емельяново поступило заявление Рукосуевой О.Н. о предоставлении земельного участка с к.н. № в аренду. Постановлением администрации п. Емельяново от 23.03.2021 № 143 Рукосуевой О.Б. предоставлен в аренду без проведения торгов земельный участок площадью 35400 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – животноводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения с целью выпаса сельскохозяйственных животных. 1.04.2021 администрацией п. Емельяново и Рукосуевой О.Н. заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка.
Из представленных в материалы дела доказательств не усматривается, что Рукосуева О.Н. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд учитывает, что отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, регулируются в частности, Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве», в соответствии с которым личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В силу п. п. 1, 2 и 3 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Исходя из положений ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве», максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га.
Частью 5 ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» установлено, что максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
Таким образом, в качестве исключения из общего правила о предоставлении земельных участков по результатам аукциона, предусмотрена возможность предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов гражданам для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельных участков, расположенных за границами населенного пункта, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, то есть, не в целях осуществления предпринимательской деятельности, а в целях обеспечения личных потребностей граждан, ведения ими личного подсобного хозяйства.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540, земли сельскохозяйственного назначения предназначены для ведения сельского хозяйства.
Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя, в том числе, сенокошение (1.19), выпас сельскохозяйственных животных (1.20) и являются видами сельскохозяйственного использования земельных участков.
В действующем с 25.03.2021 Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412, наименование указанных выше видов разрешенного использования земельного участка и их коды не изменены.
Из совокупности указанных положений следует, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на территории Красноярского края устанавливается в размере 2,5 га.
Данные требования обусловлены целевым назначением указанных земельных участков, призванным удовлетворить исключительно личные потребности граждан, реализация которых не связана с ведением сельского хозяйства в значительных объемах и на больших площадях земли, характерным для коммерческой деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях отмечал, что федеральный законодатель, будучи связанным конституционными принципами справедливости и равенства прав граждан, обладает достаточно широкой дискрецией при определении конкретных механизмов предоставления гражданам земли, в том числе при установлении условий и оснований, при которых земельные участки должны предоставляться исключительно на торгах. Предоставление земельного участка (прав аренды) на конкурсной основе обеспечивает справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности. Соответствующие полномочия в данной сфере регулирования в силу статей 72 (пункты «в», «к» части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации предоставлены субъектам Российской Федерации (определения от 24 сентября 2012 года N 1584-О, от 17 февраля 2015 года N 366-О и от 19 июля 2016 года N 1549-О).
Принимая во внимание, что установление максимального размера общей площади земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства направлено на обеспечение гарантий справедливого распределения участков между гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, оценивая представленные доводы и доказательства, суд приходит в выводу, что договор аренды земельного участка от 01.04.2021 заключен в нарушение требований действующего законодательства, поскольку предоставленный Рукосуевой О.Н. земельный участок имеет площадь 3,5 га, то есть превышает установленную Законом Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», максимальный размер более чем в 1,4 раз.
Рукосуева О.Н., не являясь главой крестьянского (фермерского) хозяйства, не вправе претендовать на испрашиваемый земельный участок площадью 3,5 га ввиду максимально установленного законом размера участка для ведения личного подсобного хозяйства - 2,5 га.
Установив, что при заключении 1.04.2021 администрацией п. Емельяново и Рукосуевой О.Н. договора аренды нарушены требования земельного законодательства о предоставлении земельного участка для сельскохозяйственного использования (выпас сельскохозяйственных животных) в аренду без проведения торгов, а именно, в аренду предоставлен земельный участок площадью, превышающей 2,5 га, данный договор аренды является ничтожной сделкой, нарушающей требования закона и посягающей на публичные интересы, и земельный участок подлежит возврату в распоряжение органа местного самоуправления.
Доводы представителя администрации п. Емельяново о том, что в силу ст. 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» площадь земельного участка не ограничивается, являются несостоятельными и основаны на неверном толковании норм права.
Согласно подп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ земельный участок предоставляется гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, то есть, не в целях осуществления предпринимательской деятельности, а в целях обеспечения личных потребностей граждан, ведения ими личного подсобного хозяйства.
Если земельный участок предоставлялся не для ведения личного подсобного хозяйства, то порядок предоставления Рукосуевой О.Н. земельного участка противоречит указанной норме права, направленной на предоставление земельных участков для целей, не связанных с ведением коммерческой деятельности.
В случае предоставления земельного участка для ведения предпринимательской деятельности, такой земельный участок должен предоставляться в аренду на основании подп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ с соблюдением требований, установленных ст. 39.18 ЗК РФ.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд учитывает, что невыполнение органом местного самоуправления правил распоряжения земельными участками влечет нарушение публичных интересов, ущемляет интересы неопределенного круга лиц, лишая их возможности приобрести право на земельный участок на равных условиях, необоснованно создает приоритеты (преимущества) для Рукосуевой О.Н. на получение прав в отношении данного земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Емельяновского района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации поселка Емельяново Емельяновского района, МКУ «УправЗем поселка Емельяново администрации Емельяновского района», Рукосуевой Оксане Николаевне о признании договора аренды недействительным в силу ничтожности и применении последствий недействительности сделки удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды от 1.04.2021 № № земельного участка с к.н. №, заключенный администрацией поселка Емельяново Емельяновского района и Рукосуевой Оксаной Николаевной.
Прекратить право аренды Рукосуевой Оксаны Николаевны на земельный участок с к.н. №.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Демидова В.В.
Мотивированное решение изготовлено 29 января 2024 года