Судья Голубева Г.В. Дело № 33-7699/2023
Дело № 2-390/2023 УИД 52RS0003-01-2022-004006-07
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 23 мая 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Симагина А.С.,
судей Луганцевой Ю.С., Цыгулева В.Т.,
при секретаре судебного заседания Толкуновой Т.И.
с участием прокурора Демидовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г.Нижнего Новгорода на решение Ленинского районного суда г.Нижний Новгород от 15 февраля 2023 года
по гражданскому делу по иску Б.Е.В., Е.А.В., Е.В.К. к администрации Ленинского района г. Нижнего Новгорода, администрации г. Нижнего Новгорода о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, по встречному иску администрации г. Нижнего Новгорода к Б.Е.В., Е.А.В., Е.В.К.. Б.Г.В. об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, признании утратившими, прекратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета.
Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Луганцевой Ю.С., объяснения представителя Б. Е.В. – Козлова А.В., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
истцы Б. Е.В., Е.А.В., Е.В.К. обратились в суд с иском к администрации г. Нижнего Новгорода, администрации Ленинского района г. Нижнего Новгорода о признании незаконным решения администрации г.Нижнего Новгорода и администрации Ленинского района г. Нижнего Новгорода об отказе в предоставлении жилого помещения взамен изымаемого аварийного жилья, возложении обязанности на администрацию г.Нижнего Новгорода и администрацию Ленинского района г. Нижнего Новгорода предоставить благоустроенное жилое помещение взамен изымаемого аварийного жилья. В обоснование своих требований истцы указали, что они являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: [адрес], по 1/3 доле каждый и их право собственности возникло до признания аварийным и подлежащим сносу вышеуказанного многоквартирного дома на основании постановления администрации г. Нижнего Новгорода от 20.04.2015г. № 719 «О признании многоквартирного дома [адрес] аварийным и подлежащим сносу», при том, что пунктом 3 данного постановления предусмотрена обязанность структурного подразделения администрации г. Нижнего Новгорода по организации реализации мероприятий по строительству МКД для расселения жителей аварийного дома. Многоквартирный дом включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 г. № 168. Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 25.05.2020г. № 1635 «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном [адрес]» изъят земельный участок, занимаемый этим многоквартирным домом, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в данном многоквартирном доме. При этом собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Б.Е.В. Е.А.В., Е.В.К., с учетом уточненных исковых требований в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ, отказавшись от исковых требований в части признания незаконным решения администрации г.Нижнего Новгорода и администрации Ленинского района г. Нижнего Новгорода об отказе Б.Е.В.., Е.А.В., Е.В.К. в предоставлении жилого помещения взамен изымаемого аварийного жилья – квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: [адрес], о чем было вынесено определение суда, просили суд возложить обязанность на администрацию г. Нижнего Новгорода и администрацию Ленинского района г. Нижнего Новгорода предоставить им в общую долевую собственность в равных долях по 1/3 доле в праве общей долевой собственности каждому благоустроенное жилое помещение в черте г. Нижнего Новгорода общей площадью не менее ранее занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: [адрес], взамен изымаемого для муниципальных нужд г. Нижнего Новгорода.
Администрация г. Нижнего Новгорода обратилась в суд со встречным иском к Б.Е.В., Е.А.В., Е.В.К., Б. Г.В. об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, признании утратившими, прекратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, указывая, что согласно Постановлению администрации г. Нижнего Новгорода от 20.04.2015 г. № 719 жилой [адрес] признан аварийным и подлежащим сносу. В целях исполнения Постановления администрация г. Нижнего Новгорода предъявила собственникам помещений требование о сносе дома в срок до 30 декабря 2019 года. Собственники помещений в предоставленный им срок не осуществили снос многоквартирного дома. Администрацией г. Нижнего Новгорода издано Постановление от 25.05.2020 г. № 1635 «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном [адрес]». На основании указанного постановления проведены мероприятия, направленные на заключение с собственниками соглашений о выкупе для муниципальных нужд изымаемых объектов. Собственниками [адрес] указанного жилого дома являются Б.Е.В. Е.А.В., Е.В.К.. Согласно отчету ООО «ИВК «Время» от [дата] [номер] рыночная стоимость спорной квартиры с учётом размера убытков, составляет 2 051 000 рублей. Ответчики ознакомлены с постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 25.05.2020 г. № 1635, получили на руки проект соглашения об изъятии недвижимости, отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выписку из ЕГРН. Однако, соглашение с собственниками жилого помещения не достигнуто. Ранее в заявлениях Б.Е.В. Е.А.В., Е.В.К. указали, что согласны на переселение в благоустроенную квартиру. С учетом изложенного администрация г. Нижнего Новгорода просила суд:
изъять по 1/3 доле жилого помещения — квартиры [адрес], а также соответствующие им долю земельного участка и общего имущества многоквартирного дома № [адрес] принадлежащие на праве собственности Б.Е.В. Е.А.В., Е.В.К. для муниципальных нужд г. Нижнего Новгорода с выплатой администрацией г.Нижнего Новгорода каждому собственнику изымаемого жилого помещения выкупной цены в размере по 683666 рублей каждому путем перечисления денежных средств на банковский счет;
прекратить право собственности Б.Е.В. Е.А.В., Е.В.К. на [адрес] г. Б., на соответствующую им долю земельного участка и общего имущества многоквартирного [адрес]
признать право собственности на жилое помещение — [адрес], на соответствующую долю земельного участка и общего имущества многоквартирного [адрес] за муниципальным образованием «город Нижний Новгород»;
признать Б.Е.В.., Е.А.В., Е.В.К. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: [адрес] признать Б. Г.В. прекратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: [адрес] снять с регистрационного учета Б.Е.В., Б.Г.В.
Решением Ленинского районного суда г.Нижний Новгород от 15 февраля 2023 года постановлено:
«Иск Б.Е.В., Е.А.В., Е.В.К. к администрации Ленинского района г. Нижнего Новгорода, администрации г. Нижнего Новгорода о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение удовлетворить частично.
Обязать администрацию г. Нижнего Новгорода предоставить Б.Е.В., Е.А.В., Е.В.К. в общую долевую собственность в равных долях по 1/3 доле в праве общей долевой собственному каждому, благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания на территории городского округа город Нижний Новгород общей площадью не менее 23,2 кв.м, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: [адрес], признанного аварийным и подлежащим сносу.
В иске к администрации Ленинского района г. Нижнего Новгорода – отказать.
Встречный иск администрации г. Нижнего Новгорода к Б.Е.В., Е.А.В., Е.В.К., Б.Г.В. об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, признании утратившими, прекратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, удовлетворить частично.
Изъять 1/3 доли жилого помещения – [адрес], а также соответствующую ей долю земельного участка и общего имущества многоквартирного [адрес], принадлежащие на праве собственности Б.Е.В. для муниципальных нужд города Нижнего Новгорода.
Изъять 1/3 доли жилого помещения – [адрес], а также соответствующую ему долю земельного участка и общего имущества многоквартирного [адрес], принадлежащие на праве собственности Е.А.В. для муниципальных нужд города Нижнего Новгорода.
Изъять 1/3 доли жилого помещения – [адрес], а также соответствующую ему долю земельного участка и общего имущества многоквартирного [адрес] г. Б., принадлежащие на праве собственности Е.В.К. для муниципальных нужд города Нижнего Новгорода.
Прекратить право собственности Б.Е.В., Е.А.В., Е.В.К. на [адрес], на соответствующую им долю земельного участка и общего имущества многоквартирного [адрес].
Признать право собственности на жилое помещение - [адрес] и на соответствующую долю земельного участка и имущества многоквартирного [адрес] за муниципальным образованием «город Нижний Новгород».
Признать Б.Е.В., Е.А.В., Е.В.К. утратившими право пользования жилым помещением - квартирой [адрес].
Признать Б.Г.В. прекратившим право пользования жилым помещением - квартирой [адрес]
В удовлетворении остальных встречных требований администрации г.Нижнего Новгорода об изъятии жилого помещения путем выкупа и снятии с регистрационного учета Б.Е.В. Б.Г.В. - отказать».
В апелляционной жалобе администрация г.Нижнего Новгорода выражает несогласие с решением суда в части возложения на администрацию обязанности предоставить в собственность истцам взамен спорного жилого помещения равнозначное благоустроенное жилое помещение. Заявитель указал, что до настоящего времени соглашение о выкупе недвижимого имущества с Б.Е.В. Е.А.В., Е.В.К. не достигнуто по причине отказа в подписании соглашения об изъятии недвижимости. Считает, что суд не вправе обязать администрацию обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст.32 Жилищного кодекса РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявших решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
От Е.А.В. и Е.В.К. поступили возражения на апелляционную жалобу с просьбой об отказе в ее удовлетворении.
В суде апелляционной инстанции представитель Б.Е.В. – Козлов А.В. просил оставить решение суда без изменения.
Иные лица в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени слушания дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение должно быть законным и обоснованным.
В силу п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное по делу решение суда соответствует вышеприведенным требованиям.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32ЖК РФ).
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Частью 2.1 ст. 16 названного закона установлены требования к размерам этапов региональных адресных программ. Размер этапа 2017 года и (или) последующего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть равен остатку аварийного жилищного фонда. При этом под остатком аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, не включенного в этапы прошлых лет региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.
Под размером этапов понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной программы.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Б.Е.В. Е.А.В., Е.В.К. являются собственниками жилого помещения [номер] общей площадью [номер] кв.м. жилого дома 29 по [адрес] по 1/3 доле каждый в праве общей долевой собственности.
Согласно выписке из домовой книги на регистрационном учете по указанном адресу состоят: Б.Е.В. Б.Г.В.
Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 20.04.2015 г. № 719 жилой [адрес] признан аварийным и подлежащим сносу. На администрацию Ленинского района г.Нижнего Новгорода возложена обязанность в тридцатидневный срок с момента издания постановления информировать собственников помещений в [адрес] о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу, а также предъявить им требования о сносе дома в срок до 30 декабря 2019 года. Расторгнуть договора социального найма с гражданами, занимающими жилые помещения по договорам социального найма в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации
25 мая 2020 года администрацией г. Нижнего Новгорода принято постановление № 1635 «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном жилом [адрес]».
Согласно отчету ООО «ИВК «Время» от [дата] [номер] рыночная стоимость спорной квартиры с учётом размера убытков, составляет 2 051 000 рублей.
В целях реализации данного постановления администрацией г.Нижнего Новгорода Б.Е.В. Е.А.В., Е.В.К. направлен проект соглашения об изъятии имущества для муниципальных нужд. Дополнительно к соглашению представлен отчет по оценке рыночной стоимости объекта недвижимости и размера убытков, связанных с изъятием для муниципальных нужд.
Проект соглашения получен Б.Е.В.. 26 мая 2022 года.
Подписать соглашение о выкупе жилого помещения с выплатой компенсации в размере 2 051 000 руб. Б.Е.В., Е.А.В., Е.В.К. отказались, предъявив заявление о предоставлении иного благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого.
Жилой адрес входит в государственную региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы», утверждённой Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 г. №168. Расселение многоквартирного дома в рамках программы предусмотрено в 4-м этапе.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных по делу требований и возложении на администрацию г.Нижнего Новгорода обязанности по предоставлении ответчикам (по первоначальному иску) в собственность равнозначного благоустроенного пригодного для проживания жилого помещения, общей площадью не менее ранее занимаемой, расположенного в черте г.Нижнего Новгорода, взамен принадлежащих им помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу, исходя из того, что признанный аварийным и подлежащим сносу жилой дом, в котором расположена принадлежащая ответчикам квартира, включена в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в связи с чем, собственники имеют право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они исчерпывающе мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судом по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, произведенной в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения. Нарушения распределения бремени доказывания судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Частью 2.1 ст. 16 названного закона установлены требования к размерам этапов региональных адресных программ. Размер этапа 2017 года и (или) последующего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть равен остатку аварийного жилищного фонда. При этом под остатком аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, не включенного в этапы прошлых лет региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.
Под размером этапов понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной программы.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 г. №168 «Об утверждении государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы» утверждена Государственная региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы».
Пунктом 4.2 Программы определены критерии отбора аварийных домов на территории муниципальных образований Нижегородской области.
Предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках реализации Программы осуществляется в отношении многоквартирных домов, признанных в установленном порядке по причине физического износа в процессе эксплуатации аварийными до 1 января 2017 г. и сведения о которых содержатся в Реестре аварийных домов Нижегородской области.
Очередность расселения многоквартирных домов в рамках Программы определяется исходя из даты признания таких домов аварийными. В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, дата признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов. Реализация мероприятий по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов адресного перечня Программы осуществляется в 6 этапов.
Пунктом 10 Программы для органов местного самоуправления муниципальных образований установлены различные способы переселения граждан из аварийных многоквартирных домов.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в рамках реализации Программы осуществляют:
приобретение жилых помещений у застройщиков или иных лиц, не являющихся застройщиками, в многоквартирных домах, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
по согласованию с государственным заказчиком (координатором) Программы приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц;
строительство многоквартирных домов, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании муниципальных контрактов, содержащих положения о передаче земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования для строительства таких домов в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации непосредственно подрядчикам, с которыми заключены такие контракты. При размещении аукционной документации на право заключения данного вида контрактов органы местного самоуправления вправе объединять в предмете одного лота на выполнение работ по разработке проектной документации и последующему строительству;
выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Приобретение (строительство) благоустроенных жилых помещений (многоквартирных домов) на средства местного бюджета, в том числе за счет субсидий, предусмотренных Программой, осуществляется органами местного самоуправления по муниципальным контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-03 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, ни федеральным законодательством, ни Государственной региональной адресной программой не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
С учетом изложенного, выводы суда об удовлетворении судом исковых требований о предоставлении истцам по первоначальному иску жилого помещения взамен изымаемого соответствует вышеприведенным нормам материального права.
Доводы жалобы Администрации г. Б. о том, что администрация вправе лишь выкупить изымаемое жилое помещение у собственника, основан на неправильном толковании норм материального права и судебной коллегией отклоняется, поскольку как указывалось выше, право выбора собственника изымаемого жилого помещения способа реализации своих жилищных прав находится в приоритете, и данный выбор по настоящему делу был сделан истцами в пользу предоставления им жилого помещения, отсутствие соглашения между администрацией г.Нижнего Новгорода и Б.Е.В. Е.А.В., Е.В.К. о предоставлении жилого помещения не является обстоятельством, препятствующим удовлетворению исковых требований.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в соответствии с условиями программ по переселению.
Включение дома, в котором проживают ФИО44., Е.А.В., Е.В.К., в перечень аварийных многоквартирных домов, свидетельствует о реализации органом местного самоуправления своих полномочий в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище, и само по себе не исключает обязанность по отселению граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, проживание в которых угрожает жизни и здоровью граждан.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу вышеуказанных норм утверждение перечня жилых домов, подлежащих сносу или реконструкции, а также сроков отселения граждан отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не представлено и в материалах гражданского дела не имеется.
Все обстоятельства, которыми аргументирована апелляционная жалоба, являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в судебном постановлении, не противоречат нормам материального и процессуального права, обоснованы доказательствами, которым дана надлежащая оценка в решении суда, с которым судебная коллегия соглашается. Обжалуемое судебное постановление имеет правильное правовое и фактическое обоснование.
При таком положении нет оснований считать, что, рассматривая гражданское дело, суд неправильно применил нормы материального права. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, основания к отмене решения суда, предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, отсутствуют.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 326, 328 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Нижегородского районного суда г.Нижний Новгород от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
В окончательной форме определение изготовлено 24 мая 2023 года.