Решение по делу № 33а-584/2022 от 02.02.2022

Судья Прохоров А.Ю.

№ 33а-584/2022

10RS0014-01-2021-001160-72

2а-482/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 марта2022 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьиСоляникова Р.В.

судей Коваленко В.В., Кудряшовой Е.П.

при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобуадминистративного ответчика на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 15.11.2021 по административному исковому заявлению Гудкова М.В. к Администрации Эссойльского сельского поселения о признании действийнезаконными,

Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что Гудков М.В. обратился к административному ответчику с заявлением о согласовании и внесении изменений в генеральный план д. (...) района Республики Карелия путем увеличения площади деревни согласно приложенной к заявлению схеме, ссылаясь на то, что его мать является собственником земельного участка с кадастровым номером (...) расположенным на нем индивидуальным жилым домом, а целью увеличения площади деревни является намерение Гудкова М.В. и членов его семьи на строительство двух домов на испрашиваемом земельном участке. Административный ответчик заявление проигнорировал, ответ заявителю не направил. Полагая, что допущенное АдминистрациейЭссойльского сельского поселения бездействие нарушает его права, административный истец просил суд признать бездействиеадминистративного ответчика незаконным и обязать устранить нарушения закона.

Решением судаадминистративный иск Гудкова М.В. удовлетворен.

Суд признал незаконными действия Администрации Эссойльского сельского поселения по рассмотрению обращения Гудкова М.В. и обязаладминистративного ответчика рассмотреть повторно заявление Гудкова М.В. от 23.07.2021.

С принятым судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить. В обоснование жалобы указывает на нарушение судом норм материального права, не применение закона, подлежащего применению, а именно – положений п. 20 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Считает, что административный ответчик полномочиями по внесению изменений в Генеральный план Эссойльского сельского поселения не обладает, поскольку утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение документации по планировке территории и т.п. относится к вопросам местного значения муниципального района. Кроме того, полагает, что судом применен закон, не подлежащий применению, а именно – п. 1 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ и ч.ч. 1, 2 ст. 24 ГрК РФ.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо Правительство Республики Карелия полагает апелляционную жалобу обоснованной.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика (...) поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель административного истца (...) возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела,Гудков М.В., в интересах которого по доверенности действовал (...)., обратился к главе Администрации Эссойльского сельского поселения, главе Администрации Пряжинского национального муниципального района и Председателю Совета Пряжинского национального муниципального района с заявлением о внесении изменений в генеральный план д. (...) района Республики Карелия путем увеличения площади деревни согласно приложенной к заявлению схеме, ссылаясь на то, что его мать является собственником земельного участка с кадастровым номером (...) с расположенным на нем индивидуальным жилым домом, а целью увеличения площади деревни является намерение Гудкова М.В. и членов его семьи на строительство двух домов на испрашиваемом земельном участке. К заявлению прилагалась схема планируемого размещения земельных участков.

Письмом от 26.08.2021 №(...) глава Эссойльского сельского поселения проинформировал представителя административного истца о том, что земельные участки, представленные в схеме расположения, расположены в границах земель лесного фонда в федеральной собственности, в связи с чем невозможно внести изменения в генеральный план путем увеличения площади деревни согласно приложенной схеме.

Не согласившись с решением административного ответчика, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, чтовнесение изменений в генеральный план деревни (...) не представляется возможным, поскольку положениями ГрК РФ не предусмотрено существование такого документа территориального планирования, как генеральный план деревни, вместе с тем вопрос о внесении изменений в генеральный план Эссойльского сельского поселения административным истцом не инициировался.Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что факт нахождения земельных участков в составе земель лесного фонда ничем не подтвержден, а направленный в адрес административного истца ответ носит формальный характер, в связи с чем,оспариваемое решение нарушает права административного истца на возможное предоставление земельного участка с соблюдением установленных законом процедур.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции в силу следующего.

Согласно пункту 3 статьи 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.

В соответствии с абз. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном названным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентируются ГрК РФ.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиямист. 9настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (ч. 3 ст. 24 ГрК РФ).

Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний (ч. 18 ст. 24 ГрК РФ).

Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

В соответствии со ст. 18ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8ГрК к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального образования (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24ГрК РФ).

Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 и частям 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Закон № 131-ФЗ), статье 24ГрК РФ утверждение генерального плана сельского поселения относится к вопросам местного значения муниципального района.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Как следует из ответа Администрации Пряжинского национального муниципального района от 02.03.2022 № 1702-1439 на запрос судьи Верховного Суда Республики Карелия действующий Генеральный план Эссойльского сельского поселения утвержден решением Совета Эссойльского сельского поселения от 17.02.2012 № 5 в соответствии с установленными на момент принятия решения полномочиями.В соответствии с действующим законодательством на текущую дату полномочия по утверждению генеральных планов сельских поселений отнесены к компетенции муниципальных районов.

Учитывая изложенное, а также то, что административный иск заявлен к Администрации Эссойльского сельского поселения, являющейся ненадлежащим ответчиком по делу, суд первой инстанции неправомерно удовлетворил заявленные требования Гудкова М.В. к данному органу местного самоуправления, в компетенцию которого не входит разрешение вопросов, указанных в заявлении административного истца.

Что касается нахождения земельного участка в границах лесного фонда, судебная коллегия считает необходимым указать на следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением (ч. 2 ст. 7 ЗК РФ).

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).

В соответствии с Законом Республики Карелия от 19.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденном постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П, Минимущество осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно п. 1 ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.

На территории Республики Карелия таким уполномоченным органом в силу постановления Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 №367-П «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия» (далее – Положение № 367-П) является Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

Статьей 83 ЛК РФ полномочия по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно подп. 7 п. 9 Положения № 367-П полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, включая предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, осуществляет Минприроды.

Таким образом, в случае пересечения границ испрашиваемого земельного участка с границами лесного участка, расположенного на землях лесного фонда, уполномоченным органом на предоставление такого земельного участка является Минприроды.

Как следует из ответов Минприроды от 01.03.2022 № 3336/13.3, ГКУ РК «Пряжинскоецентральное лесничество» от 02.03.2022 № 813, администрации Пряжинского национального муниципального районаот 02.03.2022 №1702-1439 на запросы судьи Верховного Суда Республики Карелияземельные участки, указанные в схеме расположения земельных участков, расположены в границах земель лесного фонда.

Сопоставляя сведения указанных ответов с общедоступными данными Публичной кадастровой карты в совокупности со схемой расположения земельных участков, судебная коллегия приходит к выводу о нахожденииспорных земельных участков в границах земель лесного фонда.

Таким образом, административный ответчик правильно указал административному истцу в письме от 26.08.2021 №3/479 о нахождении земельных участков в границах земель лесного фонда.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права (п.п. 3, 4 ч.2 ст.310 КАС РФ) отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 15.11.2021 по настоящему делу отменить.Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления Гудкова М.В. к Администрации Эссойльского сельского поселения о признании действийнезаконными отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-584/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Гудков Максим Вячеславович
Ответчики
Администрация Эссойльского сельского поселения
Другие
Правительство Республики Карелия
администрация Пряжинского национального муниципального района
Министерство природных ресурсов и экологии РК
Молодежников Виктор Викторович
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Коваленко Владимир Викторович
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
03.02.2022Передача дела судье
03.03.2022Судебное заседание
16.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2022Передано в экспедицию
03.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее