Дело № 2-5142/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(дата) Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе:
председательствующего судьи Ларькова А.М.
при секретаре Шарыпиной Т.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С.И.В. к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по ..., Министерству Финансов РФ о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Истец С.И.В. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, Министерству Финансов РФ о компенсации морального вреда, указывая, что с (дата) по (дата) он содержался в СИЗО-52/1 г.Н.Новгорода в камере № 218. При нахождении в камере №... ФКУ СИЗО-1 умышленно нарушались права истца, установленные законами РФ, а именно: с (дата) по (дата) в камере содержалось от 11 до 17 человек. Постельные принадлежности (простынь, наволочка, полотенце, одеяло, подушка) и матрац не выдавались. Вентиляция не работала. Радиоточка в камере отсутствовала. Питание не соответствовало установленным нормам (молоко не выдавалось, творог и рыба не выдавались). Камера оборудована одним светильником с одной люминесцентной лампой накаливания, на что неоднократно подавались жалобы администрации.
Из-за ненадлежащих условий содержания в СИЗО-1 у истца произошло ухудшение здоровья, появился психоз, он стал нервным, начались головные боли, стала прогрессировать болезнь туберкулез.
В камере содержались люди больные туберкулезом.
Нахождение в ФКУ СИЗО-1 причинило истцу физические и нравственные страдания.
На основании изложенного, истец просит суд взыскать в свою пользу 65000 рублей в возмещение морального вреда причиненного ненадлежащими условиями содержания.
В судебное заседание истец не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, находится в местах лишения свободы.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области Н.О.А. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца, представила в материалы дела возражения, согласно которым, осужденный С.И.В., (дата), содержался в СИЗО-1 г.Н.Новгорода в камере №... с (дата) по (дата) года. Оборудование камеры: в соответствии с приказом МЮ РФ от (дата) №... «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».
Считает, что условия содержания в СИЗО-1 нельзя рассматривать как пытку или бесчеловечное, унижающее достоинство обращение. Содержание под стражей не имело своей целью нарушить гражданские права истца, признанные Конституцией РФ и нормами международного права, а лишь целью раскрыть преступление, путем соблюдения предусмотренной нормами уголовного права и процесса процедур. Так же условия содержания истца не отличаются от условий содержания всех лиц, содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно Казны РФ, Казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Для возмещения вреда, в соответствии со ст. 1069 ГК РФ, необходимо наличие как общих оснований возмещения вреда, таких как:
а) наступление вреда;
б) действие либо бездействие, приведшее к наступлению вреда;
в) наличие причинной связи между двумя первыми элементами;
г) вина причинителя вреда, так и наличие специальных оснований:
а) вред, причиненный в процессе осуществления властных полномочий
б) противоправность поведения причинителя вреда, незаконность его действий (бездействия).
Количество содержащихся в СИЗО-1 подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу не зависит от деятельности СИЗО-1 и Федеральной службы исполнения наказаний, а определяется главным образом уровнем преступности в стране и судебной практикой (избрание меры пресечения в виде содержания под стражей, доставка осужденных из исправительных колоний в порядке ст.77.1 УИК РФ). Следовательно, нет оснований полагать, что количество содержащихся это результат незаконных действий либо бездействий СИЗО-1.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Со стороны истца ни одного такого доказательства не предоставлено.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от (дата) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального о вреда» под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим па принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т п.), или нарушающими его личные неимущественные нрава (право пользования своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Из материалов дела не следует выводов о наличии морального вреда, причинения истцу нравственных или физических страданий, причинения вреда здоровью и не подтверждено материалами дела, а, следовательно, отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда.
Представитель ответчика Министерства Финансов РФ М.О.А. (по доверенности) иск не признала, указывая, что статьей 16 ГК РФ предусмотрена ответственность государственных органов или должностных лиц за незаконные действия. Данная норма конкретизирована в статье 1069 ГК РФ, согласно которой вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Для возмещения вреда в соответствии с вышеуказанной статьей необходимо наличие как общих оснований возмещения вреда, таких как: а) наступление вреда; б) действие либо бездействие, приведшее к наступлению вреда; в) причинная связь между двумя первыми элементами; г) вина причинителя вреда; так и наличие специальных оснований: а) вред причинен в процессе осуществления властных полномочий; б) противоправность поведения причинителя вреда, «незаконность его действий (бездействия)».
Нормами статьи 1069 ГК РФ предусмотрено возмещение вреда только в случае «незаконности» действий государственных органов и должностных лиц. При этом, для того чтобы возместить вред в соответствие с нормами ст.ст. 1069, 1070 ГК РФ, действия государственных органов уже должны быть признаны незаконными в отдельном судебном процессе. Таких доказательств истцом не представлено.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от (дата) №... «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Необходимо также выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий. Степень же нравственных или физических страданий должна оценивается с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей личности и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Истцу не причинялись лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы.
Министерство финансов Российской Федерации считает, что факт наступления вреда для истца им не доказан и материалами дела не подтверждается. Размер требуемой суммы Министерство Финансов РФ считает необоснованным.
На основании вышеизложенного, ответчик просит суд в иске С.И.В. отказать.
Изучив доводы искового заявления, выслушав представителей ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, находя возможным рассматривать дело по имеющимся доказательствам, дав оценку доказательствам каждому в отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Из материалов дела следует, что С.И.В., (дата), в период с (дата) по (дата) содержался ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по ..., в камере № 17/218.
Питание больных, осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, по поводу туберкулеза, содержащийся в учреждении осуществляется в строгом соответствии с требованиями Примечания № 2А, Приложения № 4, Приказа МЮ РФ №... от (дата) «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».
Нормы довольствия спецконтингенту доводятся в полном объеме. В случае отсутствия каких-либо продуктов на складе учреждения производится замена этих продуктов в строгом соответствии с Приложением №... приказа МЮ РФ №... от (дата) Все продукты питания соответствуют предъявленным ГОСТам и сертификатам качества. Условия хранения продуктов питания не нарушаются.
Камерное помещение №... расположено на 1 этаже КО №... учреждения ФКУ СИЗО-1, является камерой для содержания спец. контингента, площадью 37,4 кв.м.
Данное камерное помещение оборудовано двумя окнами с отсекающей решеткой, которая не препятствует доступу естественной освещенности в камерное помещение; восьмью двух ярусными кроватями; умывальником с холодной водой; санузлом в форме «чаши Генуя», отделенной кирпичной перегородкой высотой 1,0 м. от пола без двери со шторкой для приватности; вытяжной вентиляцией через вытяжную шахту на крышу и приточной через форточку в окне; зеркалом, вмонтированным в стену, штепсельной розеткой на 220 В; радиаторами системы отопления; радио-точкой, работающей от радиоузла учреждения; вешалкой для одежды; полкой для туалетных принадлежностей; одним столом и скамьей; 1 тазиком для помывки и для стирки одежды.
Согласно норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России освещенность камерных помещений для люминесцентных ламп составляет 100Лк, а для ламп накаливания составляет 50 Лк. Нормы естественной освещенности определены требованием СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».
Камерное помещение оборудовано 2 светильниками с лампами накаливания по 75 Вт каждая (суммарной мощностью 150 Вт).
Искусственное освещение в камерном помещении соответствует вышеуказанным нормам, включено постоянно и выключается только с 22 час. до 6 час., кроме ночного освещения.
В ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по ... регулярно проводится комплекс профилактических и истребительских мероприятий - дератизация и дезинсекция на основании заключенных договоров на оказание данных видов услуг.
Таким образом, условия содержания С.И.В. под стражей в СИЗО-1 нельзя рассматривать как пытку или бесчеловечное, унижающее достоинство обращение. Содержание под стражей не цель нарушить гражданские права заявителя, признанные Конституцией РФ и нормами международного права, а цель лишь раскрыть тяжкое преступление, путем соблюдения предусмотренной нормами уголовного права и процесса процедур. Так же условия содержания С.И.В. не отличаются от условий содержания всех лиц содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации.
Вместе с тем, судом установлено, что в период содержания С.И.В. в СИЗО-1 в камере 17/218 в промежуток с (дата) по (дата) содержалось от 10 до 17 человек.
Таким образом, доводы истца в части переполненности камеры, обеспечения его меньшей площадью, чем это предусмотрено действующим законодательством (4 метра на одного осужденного) нашли свое подтверждение, и не опровергнуты ответчиками.
В постановлениях Европейского Суда по правам человека отмечается, что оценка минимального уровня суровости при обращении с потерпевшим относительна и зависит от всех обстоятельств дела. Договаривающееся Государство должно обеспечивать содержание лица под стражей в таких условиях, в которых бы уважалось его человеческое достоинство, такими способами и методами, при которых лицо не терпит душевных страданий и лишений, превышающих неизбежный уровень страданий при заключении.
В данном случае, учитывая, что хотя в деле нет признаков прямого намерения оскорбить или унизить истца, суд полагает, что тот факт, что истец С.Е.А. находился в указанном камерном помещении, где также находились заключенные в большем количестве, чем предусмотрено действующим законодательством, следует расценивать, как нарушение требований статьи 3 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод», так как переполненность камер в связи с не обеспечением заключенных достаточным личным пространством является одним из критериев плохого обращения с осужденными.
Вместе с тем, как следует из материалов дела с письменными претензиями по поводу ненадлежаших условий содержания истец к администрации ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области не обращался.
Следует также учесть, что перелимит в камерном помещении был допущен не по вине ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, следственный изолятор не может не принять спецконтингент в виду переполненности учреждения.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Поскольку представленными доказательствами подтвержден факт нарушения ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области прав С.И.В. на обеспечение нормой площади, суд приходит к выводу, что имеют место и правовые основания для взыскания в его пользу компенсации морального вреда, размер которой с учетом установленных по делу обстоятельств, степени и характера страданий истца, требований разумности и справедливости, следует определить в сумме 1500 руб.
Суд не находит обоснованными требования истца о взыскании компенсации морального вреда в большей сумме.
Компенсация морального вреда в соответствии с приведенными положениями Гражданского кодекса РФ подлежит взысканию в пользу С.И.В. с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление С.И.В. к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, Министерству Финансов РФ о компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу С.И.В. в счет компенсации морального вреда денежные средства в сумме 1500 руб.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд города Нижнего Новгорода.
Судья А.М. Ларьков