Судья Пекаринина И.А. Дело № 2-30/2021
(первая инстанция)
№ 33-1724/2021
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 мая 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Радовиля В.Л.,
судей - Балацкого Е.В., Ваулиной А.В.,
при секретаре - Белановой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гаркуши Е. А. на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Гаркуши Е. А. к Пограничному управлению Федеральной службы безопасности по Республике Крым и городу Севастополю, Правительству города Севастополя, Правительству Российской Федерации о восстановлении в списках нуждающихся в обеспечении жилым помещением, обязании заключить договор социального найма, о признании незаконной передачу жилого помещения в собственность Российской Федерации,
заслушав доклад судьи Балацкого Е.В.,
установила:
Истец Гаркуша Е.А. обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просил признать незаконным передачу Правительством г. Севастополя жилого помещения по адресу: <адрес> Правительству Российской Федерации, обязать Правительство города Севастополя заключить с истцом договор социального найма указанной квартиры.
Доводы иска мотивированы тем, что Гаркуша Е.А. являлся военнослужащим погранвойск Украины и стоял в очереди на получение жилого помещения, с которой был снят в связи с получением жилого помещения по указанному адресу. Истец указывает, что по получении квартиры в пользование статус жилья как «служебного» был снят, истец также был исключен из списков нуждающихся в жилье в связи с получением квартиры. Квартира в настоящее время имеет статус служебного жилья, истец был уведомлен ПУ ФСБ России по Республике Крым о необходимости освобождения квартиры, с чем истец не согласен, поскольку на него распространяется Указ Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116: отдельные категории граждан проживающие на территории Республики Крым и г. Севастополя, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года с военной службы из дислоцировавшихся на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба, либо с военной службы из органов военного управления и воинских формирований Республики Крым.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований истца отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец Гаркуша Е.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, приняв новое решение об удовлетворении исковых требований.
Апеллянт отмечает, что поскольку правоотношения между сторонами по поводу спорного жилого помещения возникли до вступления города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации, то применению подлежат нормы материального права с учетом времени возникновения правоотношений. Статьей 5 Жилищного кодекса Украинской ССР установлено, что государственный жилищный фонд находился в ведении местных советов и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств. Полагает, что произошедшая смена собственника жилого помещения повлекла утрату помещением статуса служебного жилого помещения. Данное изменение влечет применение к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Отмечает, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости, тогда как таких доказательств не представлено. Апеллянт полагает, что отсутствие договора социального найма в письменном виде лишает его права на приватизацию. При том, что установленный законодательством запрет на приватизацию служебных жилых помещений является действительным только в том случае, если жилое помещение зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как служебное жилое помещение. В противном случае граждане имеют возможность реализовать свое право на приватизацию данного жилого помещения независимо от того обстоятельства, что оно представлялось им в связи с трудовой деятельностью в государственном или муниципальном учреждении. Отмечает, что предоставленное спорное жилое помещение истцу до его передачи в собственность РФ относилось к жилищному фонду, подлежащему приватизации, а поскольку после марта 2014 года он проживал в нем на условиях социального найма, то имеет право на заключение соответствующего договора в письменном виде.
В судебное заседание Гаркуша Е.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно. Его представители – Гаркуша М.Е., Корень А.Г., действующие на основании доверенностей, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.
Представитель Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым – Ковалевская Л.А., действующая на основании доверенности, представитель Правительства Российской Федерации – Яковлев Д.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Представитель Правительства Севастополя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно.
В отношении не явившихся дело рассмотрено с учетом требований ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, Гаркуша Е.А., проходил военную службу в погранвойсках Украины.
Приказом начальника 79 пограничного отряда Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-лс исключен из списков личного состава старший прапорщик Гаркуша Е.А., инспектор пограничной службы 1 категории 3 отделения инспекторов пограничной службы отдела пограничной службы «<данные изъяты>» 2 категории (тип Б), уволенного с военной службы в запас Вооруженных Сил Украины в соответствии с Законом Украины «О воинской обязанности и военной службе».
Обращаясь с настоящим иском в суд истец ссылался на то, что на момент прохождения военной службы в погранвойсках Украины Гаркуша Е.А. состоял в списках нуждающихся в обеспечении жилым помещением в Симферопольском пограничном отряде Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины. В период прохождения военной службы ему было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение, после его передачи Гаркуша Е.А., статус служебного утратило. Полагает, что на него распространяется Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В настоящее время в пользовании Гаркуша Е.А. и членов его семьи находится спорное жилое помещение, в котором они проживают. Пограничным управлением ФСБ России по Республике Крым в адрес Гаркуша Е.А. неоднократно направлялись соответствующие уведомления относительно урегулирования вопроса его проживания в спорном жилом помещении со ссылкой на то, что спорная квартира находится в оперативном управлении ответчика.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом капитального строительства г. Севастополя отказано Гаркуша Е.А. в предоставлении услуги по заключении договора социального найма в отношении спорного жилого помещения.
Также установлено, что в соответствии с распоряжениями Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № 811-РП «О предоставлении в безвозмездное пользование имущества Пограничному управлению по Республике Крым Федеральной службы безопасности Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ № 129-РП «О внесении изменений в распоряжение Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РП «О предоставлении в безвозмездное пользование имущества Пограничному управлению по Республике Крым Федеральной службы безопасности Российской Федерации» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> предоставлено в безвозмездное пользование федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым».
На основании чего ДД.ММ.ГГГГ Департамент по имущественным и земельным отношениям г. С. и ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым» заключили договор безвозмездного пользования имуществом города, в состав которого вошло и спорное жилое помещение.
Разрешая спорные отношения, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение было предоставлено ответчику в качестве служебного в период прохождения им службы в органах государственной безопасности Украины; до настоящего времени спорное жилое помещение статус служебного не утратило. Превышение полномочий со стороны Правительства Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя при передаче жилого помещения ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым» судом первой инстанции в ходе разрешения спора установлено не было. Правовых оснований для заключения договора социального найма с ответчиком суд не усмотрел. В виду чего в удовлетворении иска отказал.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 закреплено право на обеспечение жилыми помещениями постоянно проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя лиц, в том числе граждан России и членов их семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенных до 18 марта 2014 г. с военной службы из дислоцировавшихся на территориях Республики Крым и города Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба (подпункт "а" пункта 1).
Порядок обеспечения жилыми помещениями согласно Указу определяется законодательством Республики Крым и г. Севастополя. Порядок учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, названных в пункте 1 Указа, утверждается органами исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя, которые также осуществляют учет таких граждан (пункты 3 - 4).
Таким образом, указанным правовым актом урегулированы правоотношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями военнослужащих, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенных до 18 марта 2014 года.
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 приказом Департамента капитального строительства г. Севастополя от 26 июня 2018 года№ 122-а/2018 утвержден Порядок учета отдельных категорий граждан, указанных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - Порядок).
Согласно подпункту 1.1.2 пункта 1.2 Порядка учету подлежат граждане Российской Федерации, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 г.:
- с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба;
- с военной службы из органов военного управления и воинских формирований Республики Крым;
- со службы из располагавшихся на территориях Республики Крым и г. Севастополя региональных органов Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины.
В соответствии с подпунктом 1.1.3 пункта 1.2 Порядка граждане, подлежащие учету, должны соответствовать одновременно следующим условиям:
- наличие гражданства Российской Федерации на момент вступления в законную силу Указа №;
- постоянное проживание на территории города Севастополя;
- обеспеченность гражданина общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в городе Севастополе для данной категории граждан;
- увольнение гражданина со службы в структурах, указанных в подпункте 1.2.1 данного порядка, до 18 марта 2014 года;
- принятие гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в порядке, установленном законодательством Украины, до ДД.ММ.ГГГГ;
- наличие сведений о гражданине в списках, переданных в Правительство Севастополя из федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в соответствии с пунктом 5 Указа N 116.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм, юридически значимым обстоятельством по данному делу помимо учета в качестве нуждающегося в жилом помещении являлось выяснение вопроса о том, соответствует ли Гаркуша Е.А. одновременно условиям, указанным в подпункте 1.1.3 пункта 1.2 Порядка.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отнесения Гаркуша Е.А. к категории лиц, предусмотренной подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116, не имеется, поскольку Гаркуша Е.А. не отвечает критериям, дающим ему право на жилищное обеспечение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя».
В соответствии с ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Для возникновения правоотношений социального найма жилого помещения, по смыслу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, необходимо наличие таких условий, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. Иное может быть установлено специальным правовым регулированием для иных категорий граждан. По общему правилу, в силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В данном случае судебная коллегия отмечает, что Гаркуша Е.А. и члены его семьи в установленном порядке лицами, нуждающимися в улучшении жилищных условий (статьи 49, 52 Жилищного кодекса РФ) не признавались и на учете в качестве таковых лиц не состояли. Кроме того, достоверно установлено, что на момент предоставления, так и до настоящего времени спорное жилое помещение статус служебного не утратило.
В соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе и служебные жилые помещения.
Согласно ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Аналогичные положения были предусмотрены и на момент передачи спорного жилого помещения, относящегося к числу служебных, для проживания Гаркуша Е.А. в период прохождения им военной службы, закрепленные в ч. 1 ст. 118 Жилищного кодекса Украинской ССР.
Доказательств того, что после передачи для проживания Гаркуша Е.А. спорное жилое помещение утратило статус служебное, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ стороной истца представлено не было.
При таком положении, судебная коллегия полагает, что правовых оснований для предоставления истцу спорного жилого помещения на условиях договора социального найма, относящегося к числу служебных, не имеется.
В этой связи, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Гаркуши Е. А. без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок.
Председательствующий В.Л. Радовиль
Судьи А.В. Ваулина
Е.В. Балацкий