номер дела в суде первой инстанции № 2-651/2023
УИД 02RS0009-01-2023-000870-81
строка статистической отчетности 2.171
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 февраля 2024 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.,
судей – Шнайдер О.А., Плотниковой М.В.
при секретаре – Казаниной Т.А.,
рассмотрела в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи гражданское дело по апелляционной жалобе Кондратьева Дмитрия Викторовича на решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 19 октября 2023 года, которым
в удовлетворении исковых требований Кондратьева Дмитрия Викторовича к Публичному акционерному обществу «Россети Сибирь» в лице филиала «Алтайэнерго» о понуждении заключить с истцом договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных в принадлежащем истцу жилом доме по адресу: <адрес>, на условиях льготной ставки в размере 3192 рубля на один кВт, что составляет 47880 руб., отказано.
Заслушав доклад судьи Плотниковой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кондратьев Д.В. обратился в суд с иском к ПАО «Россети Сибирь» в лице филиала «Алтайэнерго» о понуждении заключить с ним договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <адрес>, на условиях льготной ставки в размере 3192 рубля на один кВт, что составляет 47880 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что Кондратьев Д.В. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. В данном доме расположена 1 точка присоединения энергопринимающих устройств, мощностью 15 кВт, что является недостаточным для удовлетворения его бытовых нужд. Истец обратился к ответчику с целью увеличения имеющейся мощности до 30 кВт, для чего направил соответствующую заявку на технологическое присоединение энергопринимающего оборудования к электрическим сетям. <дата> ответчиком в адрес истца направлен проект типового договора №, с приложением № (технические условия №), с сопроводительным письмом. Проект получен истцом <дата> Согласно техническим условиям, в принадлежащем истцу жилом доме имеется 1 точка присоединения, мощностью 15 кВт; 2 точка присоединения, мощностью 15 кВт, является проектируемой. Пунктом 10 договора определен размер платы за технологическое присоединение в размере 879 077,37 рублей, в том числе НДС. Расчет размера платы (в проекте договора, либо в виде отдельного документа) отсутствует. Истец полагает, что ответчиком необоснованно применен приказ Комитета по тарифам Республики Алтай № 40/9 от 28.11.2022 г. в редакции приказа № 4/3 от 08.02.2023 г., предложены истцу условия, регулирующие тарифы, предусмотренные для сетевых организаций и иных лиц (а не для физических лиц, собственников жилых помещений). По-мнению истца, ответчику следовало применить тариф, установленный приложением № 1 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай № 40/9 (без учета изменений, внесенных приказом №4/3), согласно которому льготная ставка с 01.01.2023 г. по 30.06.2023 г. составляла 3 192 руб. за 1 кВт. Строительство новых линий электропередач сетевая организация осуществляет за свой счет, возложение на истца расходов, связанных со строительством и введением в эксплуатацию новой ЛЭП, носит незаконный характер.
Судом вынесено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Кондратьев Д.В., указывая на необоснованность выводов суда о том, что при определении размера платы за технологическое присоединение в отношении Кондратьева Д.В. следует применять стандартизированные тарифные ставки, предусмотренные приложением № 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай № 40/9. По мнению апеллянта - предусмотренная приложением № 1 к приказу № 40/9 плата (льготная ставка) в рассматриваемом случае распространяется на него, поскольку он является физическим лицом, а мощность указанная в заявке не превышает 15 кВт. Заявитель вправе увеличить в принадлежащем ему жилом доме объем электрической мощности до необходимых ему 30 кВт, без возложения на него обязанности несения расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства. С момента заключения предыдущего договора на технологическое присоединение истекло три года, то есть отсутствуют препятствия, к применению льготной стоимости. Таким образом, право льготного присоединения по ставке, предусмотренной п. 1 приложения № 1 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай № 40/9, в настоящее время апеллянтом не реализовано. Правовая позиция апеллянта подтверждается, в том числе, выводами, изложенными в определении Ленинградского УФАС России от 01.09.2022 г. Законодатель не поставил возможность применения льготной ставки от количества энергопринимающих устройств и их обособленности друг от друга (расположения в одном или нескольких объектах недвижимости). По мнению апеллянта, правовое значение в данном случае имеет лишь факт принадлежности энергопринимающих устройств одному заявителю, что имеет место в настоящем деле.
В возражениях на апелляционную жалобу ПАО «Россети Сибирь» просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель ПАО «Россети Сибирь» Щербаков Е.Ю., принимавший участие посредством организации видео-конференцсвязи, возражал доводам жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, о причинах своего отсутствия судебную коллегию не уведомили, об отложении рассмотрения жалобы не просили.
Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе и представлении, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422 ГК РФ следует, что условие договора может быть предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 указанного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила № 861).
Технологическое присоединение – это состоящий из нескольких этапов процесс, целью которого является создание условий для получения электрической энергии потребителем через энергоустановки сетевой организации, завершающийся фактической подачей напряжения и составлением акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акта об осуществлении технологического присоединения (пункт 7 Правил № 861).
По условиям договора технологического присоединения сетевая организация обязана реализовать мероприятия, необходимые для осуществления такого технологического присоединения (в том числе разработать технические условия), а заявитель обязан помимо прочего внести плату за технологическое присоединение (пункт 4 статьи 23.1, пункт 2 статьи 23.2, пункт 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, подпункт «е» пункта 16, пункты 16 (2), 16 (4), 17, 18 Правил № 861).
Размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики, должен указываться в договоре как его существенное условие (подпункт «д» пункта 16 Правил № 861).
Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций подлежит государственному регулированию. Принципы и методы расчета тарифов в электроэнергетике устанавливаются Правительством Российской Федерации в основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (пункт 4 статьи 23.1, пункт 1 статьи 24 Закона об электроэнергетике).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Кондратьев Д.В. является собственником земельного участка по адресу: <адрес>.
Согласно акту об осуществлении технологического присоединения энергопринимающие устройства Кондратьева Д.В., расположенные по адресу: <адрес>, были присоединены к электрическим сетям (максимальная мощность энергопринимающих устройств 15 кВт, категория надежности III, класс напряжения электросетей 0,4 кВ) в рамках исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №, заключенного 19.02.2012 г. между ОАО «МРСК Сибири» и Кондратьевым Д.В. (л.д. 130 - оборот).
<дата> Кондратьев Д.В. обратился в сетевую организацию ПАО «Россети Сибирь» с заявкой об увеличении максимальной мощности до 30 кВт при напряжении 0,4 кВ (л.д. 109-110).
<дата> сетевой организацией направлен ответ от 24.04.2023 г. на заявку Кондратьева Д.В. с приложением проекта договора №20.0400.1023.23 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий № 8000549491 к нему (л.д. 8-13).
Согласно пункту 10 проекта договора №20.0400.1023.23 размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с приказом Комитета по тарифам Республики Алтай № 40/9 от 28.11.2022 г. с изменениями, внесенными приказом Комитета по тарифам Республики Алтай № 4/3 от 08.02.2023 г. и составляет 879077,37 рублей.
15.05.2023 г. Кондратьев Д.В. обратился в сетевую организацию с запросом о предоставлении разъяснений с изложенным в нем предложением изменить положения договора, регулирующие стоимость осуществления технологического присоединения (л.д. 14).
Письмом от 06.06.2023 г. сетевой организацией представлены разъяснения Кондратьеву Д.В. относительно произведенного расчета стоимости технологического присоединения (л.д. 125-126).
Не согласившись с произведенным ПАО «Россети Сибирь» расчетом стоимости технологического присоединения к электрическим сетям, Кондратьев Д.В. обратился в суд с иском о возложении обязанности на сетевую организацию заключить с ним договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям принадлежащих ему энергопринимающих устройств на условиях льготной ставки в размере 3192 рубля на один кВт, что составляет 47880 рублей.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 421, 450, 451 ГК РФ, ст.ст. 23.1, 23.2, 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», положениями Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, приказом Комитета по тарифам Республики Алтай № 40/9 от 28.11.2022 г., в редакции приказа № 4/3 от 08.02.2023 г., установив, что расчет стоимости технологического присоединения произведен ответчиком по стандартизированным ставкам, утвержденным действующим приказом Комитета по тарифам Республики Алтай, основания для применения льготной ставки в отношении истца отсутствуют, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, в связи с чем отказал в удовлетворении искового требования о возложении на сетевую организацию обязанности заключить с Кондратьевым Д.В. договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств на условиях льготной ставки в размере 3192 рубля на 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции апелляционная инстанция не усматривает.
Мотивы, по которым суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии оснований не имеется. Решение достаточно полно мотивировано и аргументировано.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 23.1 Закона об электроэнергетике установлено, что плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.
Федеральным законом от 16.02.2022 г. № 12-ФЗ «О внесении изменения в статью 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике», вступившим в силу 01.07.2022 г., пункт 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике изложен в новой редакции, в которой закреплен механизм формирования платы за присоединение к электросетям в части ее доведения до экономически обоснованного уровня, предусматривающий учет фактических затрат сетевых организаций, в частности сняты ограничения по включению в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, компенсировавшихся до внесения изменений путем включения этих расходов при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и распределения между всеми потребителями услуг по передаче электрической энергии.
Согласно положениям пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике в редакции, действующей с 01.07.2022 г., стоимость технологического присоединения определяется в зависимости от состава мероприятий, которые необходимо реализовывать в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, величины заявляемой мощности и установленной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации стоимости каждого подключаемого кВт.
Правительство Российской Федерации в пункте 17 Правил № 861, исходя из принципов экономической обоснованности и достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, закрепленных в пунктах 2 и 3 статьи 23 Закона об электроэнергетике, установило минимальные и максимальные значения стоимости мероприятий по технологическому присоединению, а также льготное значение стоимости для специальной категории граждан.
Так, Правительством Российской Федерации в пункте 17 Правил № 861 установлены размеры стоимости мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), рассчитанной с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая утверждается в отношении всей совокупности таких мероприятий уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения в размере не более 10 000 рублей за кВт (превышение указанного значения допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) и не менее 3 000 рублей за кВт - с 01.07.2022 г., 4 000 рублей за кВт - с 01.07.2023 г. и 5 000 рублей за кВт - с 01.07.2024 г.
Суд первой инстанции, установив, что действующим законодательством, подлежащим применению к спорным правоотношениям, с 01.07.2022 г. закреплен механизм формирования платы за присоединение к электросетям, который вопреки позиции истца Кондратьева Д.В. позволяет сетевым организациям включать в состав платы за технологическое присоединение расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства, а также приняв во внимание, что между истцом и ответчиком ранее уже был заключен и исполнен договор об осуществлении технологического присоединения к электросетям № 79/13 от 19.02.2012 г., что максимальная мощность энергопинимающих устройств заявителя Кондратьева Д.В. по точке присоединения: <адрес> (с учетом мощности, ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) превышает 15 кВт, пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца о перерасчете платы за технологическое присоединение являются необоснованными.
Доводы жалобы о том, что апеллянт относится к категории заявителей, к которым должна применяться льготная ставка 3192 рубля за 1 кВт запрашиваемой мощности, предусмотренная приложением № 1 к приказу Комитета по Тарифам Республики Алтай № 40/9 от 28.11.2022 г., судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании права.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации, в частности с использованием метода сравнения аналогов. Указанные стандартизированные тарифные ставки дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных в том числе видами и техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства, уровнем напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств, максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств и категорией надежности энергоснабжения, и по иным установленным федеральными законами основаниям в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – Основы ценообразования).
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на дату обращения истца с заявкой) размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Для расчета платы за технологическое присоединение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов утверждаются тарифные ставки, а также формула расчета платы за технологическое присоединение.
На дату обращения Кондратьева Д.В. в адрес сетевой организации с заявкой об увеличении максимальной мощности, 08.04.2023 г., плата за технологическое присоединение и стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов на технологическое присоединение были установлены приказом Комитета по тарифам Республики Алтай № 40/9 от 28.11.2022 г., в редакции приказа Комитета по тарифам Республики Алтай № 4/3 от 08.02.2023 г.
Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай № 40/9 от 28.11.2022 г., установлены и введены в действие на 2023 год: плата за технологическое присоединение для заявителей (физических лиц), подавших заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом мощности, ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), и для заявителей, подавших заявку в целях технологического присоединения объекта микрогенерации к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Алтай (приложение № 1); стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (приложение № 2); стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов сетевой организации на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) (приложение № 3); а также установлена формула для расчета платы за технологическое присоединение (приложению № 4).
Как следует из положений приложения № 1 к приказу Комитата по Тарифам по тарифам Республики Алтай № 40/9 от 28.11.2022 г. возможность применения к заявителям (физическим лицам), прямо поставлена в зависимость от максимальной мощности присоединяемых энергопринимающих устройств - не выше 15 кВт, с учетом мощности, ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств.
Таким образом, вопреки суждениям автора жалобы к заявителю Кондратьеву Д.В. по спорной заявке не могли быть применены положения приложения № 1 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай № 40/9 от 28.11.2022 г., устанавливающие льготную ставку за 1 кВт максимальной мощности, поскольку запрашиваемая Кондратьевым Д.В. максимальная мощность энергопринимающих устройств с учетом ранее присоединенной мощности по адресу: <адрес>, превышала 15 кВт.
Ссылка апеллянта на истечение более трех лет с момента заключения предыдущего договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в связи с чем, по мнению апеллянта, отсутствуют препятствия, предусмотренные абзацем 32 пункта 17 Правил № 861 судебной коллегией отклоняется в связи со следующим.
Как установлено абзацем 32 пункта 17 Правил № 861 положения о размере платы за технологическое присоединение, указанные в абзацах первом - двадцать втором и двадцать шестом настоящего пункта, не могут быть применены при технологическом присоединении в границах территории субъекта Российской Федерации энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации), соответствующих критериям, указанным в абзацах первом, четвертом, пятом, двадцатом и двадцать шестом настоящего пункта, если лицом, обратившимся с заявкой, ранее уже была подана заявка, которая не была аннулирована в соответствии с настоящими Правилами, или заключен договор в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации), соответствующих указанным критериям, расположенных (предполагаемых к расположению в соответствии с поданной заявкой) в границах территории того же субъекта Российской Федерации, при условии, что со дня заключения такого договора не истекло 3 года.
Положениями указанного абзаца предусмотрено соответствие присоединяемых энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) критериям, приведенным в абзацах первом, четвертом, пятом, двадцатом и двадцать шестом настоящего пункта. Вместе с тем, в пятом абзаце пункта 17 Правил № 861 указаны заявители – физические лица, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).
Таким образом, ссылка Кондратьева Д.В. на то, что с момента заключения предыдущего договора об осуществлении технологического присоединения истекло более трех лет не имеет правового значения при разрешении настоящего спора, поскольку испрашиваемый им уровень максимальной мощности (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) превышает 15 кВт.
Ссылка в жалобе на постановление УФАС Ленинградской области, по мнению подателя жалобы, подтверждающее правильность его доводов, не может повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку не имеет преюдициального характера при рассмотрении данного дела.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, по существу направлены на их переоценку, оснований для которой не имеется.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 19 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кондратьева Дмитрия Викторовича– без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.
Председательствующий судья С.Н. Чертков
Судьи М.В. Плотникова
О.А. Шнайдер
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 22 февраля 2024 года.