УИД 11RS0001-01-2021-000942-32 Дело № 2а-3035/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Мишариной И.С.,
при секретаре Муравьевой Т.С.,
с участием представителя административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми Жабинец М.В.,
рассмотрев 12 августа 2021 года в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Губанова Алексея Владимировича к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ КП-38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания и не соответствующим ст. 3 Европейской Конвенции по правам человека в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 17.07.2019 по 25.07.2019, в ФКУ КП-38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми в период с 01.02.2016 по 15.03.2019, в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в период с 25.07.2019 по 30.07.2019, в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми с 15.03.2019 по 17.07.2019 и с 30.07.2019 по 30.04.2020, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях, взыскании судебных расходов,
установил:
Губанов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания и не соответствующим ст. 3 Европейской Конвенции по правам человека в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 17.07.2019 по 25.07.2019, в ФКУ КП-38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми в период с 01.02.2016 по 15.03.20219, в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в период с 25.07.2019 по 30.07.2019, в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми с 15.03.2019 по 17.07.2019 и с 30.07.2019 по 30.04.2020 не соответствующими ст. 3 Европейской Конвенции по правам человека, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях в размере 630 000 рублей, взыскании судебных расходов в виде государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец 01.02.2016 прибыл отбывать наказание в ФКУ КП-38, где размещен в жилом помещении с 3 осужденными, с которыми содержался до 01.02.2017, в период по 15.03.2019 содержался с 5 осужденными, где с учетом мебели нарушалась норма площади на одного человека, в указанном помещении отсутствовала вентиляция, в зимний, весенний и осенний периоды в помещении было холодно, была повышена влажность, протекала крыша, естественное освещение не поступало, так как маленькое окно, электрическое освещение было слабым, тусклым, водоснабжение горячей водой отсутствовало, на всех заключенных приходился один унитаз в виде чаши генуя, в умывальнике стояло 3 раковины, создавались очереди, в 2018 году установили 2 унитаза и 3 чаши генуя, из-за слабого потока воды в туалете стоял неприятный запах, из КП-38 убыл 15.03.2019. с 15.03.2019 административный истец содержался в ФКУ ИК-29 г.Ухта, где был размещен в карантинное отделение площадью примерно 15 м в длину и 4 м. в ширину, где размещалось 15 человек, горячей воды не было, отсутствовала вентиляция, естественное освещение не проходило из-за решеток на окнах, в туалете стоял один унитаз в виде чаши генуя, имелось 2 видеокамеры, велось видеонаблюдение постоянное, в туалете периодически отсутствовала вода; в конце марта 2019 года переведен в блок №6, где содержалось еще 125 осужденных, в связи с чем норма площади на одного человека не соответствовала требованиям законодательства с учетом мебели, в туалете находилось 3 унитаза, в умывальнике 4 раковины, которых не хватало на всех осужденных, в помещении блока было холодно, на стенах присутствовала плесень, высокая влажность, естественное освещение не поступало, искусственное освещение было слабым, накурено, полы гнилые, бегали крысы, тараканы, запасные выход был заблокирован, телевизор очень маленький, сушить белью приходилось на спинках кроватей, из-за чего была повышена влажность в помещении; падали со стен кирпичи, не было возможности посещать библиотеку и магазин, так как они находились на 2 этаже, куда административный истец не мог подняться в силу здоровья, питание было низкого качества, не оказывалась надлежащая медицинская помощь, помывка в душе осуществлялась 2 раза в неделю, в душевой находилось 8 леек, помещение маленькое, перегородок не было, на помывку предоставляли 4 часа на всех, два места выделено для стирки, душевая в аварийном состоянии, в конце 2019 года сделали скамейку; один раз в месяц выдавали средства гигиены, которых не хватало на месяц, 30.04.2020 освобожден из ФКУ ИК-29. Также административный истец содержался в связи с проведением медико-социальной экспертизы в СИЗО-1, куда прибыл 17.07.2019 и первоначально разместили в обыскное помещение площадью 4 кв.м. с еще 2 осужденными, где не было скамейки, чтобы присесть, находился в указанном помещении 1 час.; после разместили в помещение временного содержания площадью около 8 кв.м., где кроватей не было, имелись две узкие доски, на которых приходилось спать, розеток не было, сделать кипяток возможность отсутствовала, матрацы выдали в плохом состоянии, кран не работал, туалет засорен, стоял неприятный запах; тусклое освещение, насекомые, вентиляция отсутствовала; 18.07.2019 переведен был в камеру № 18 площадью около 16 кв.м., где находилось еще 3 заключенных, в связи с чем с учетом мебели и туалета нарушалась норма площади на одного человека, на прогулку выпускали 1 раз в сутки в закрытый прогулочный дворик, унитаз в камере представлен в виде чаши генуя, имелось 2 видеокамеры, велось видеонаблюдение; 25.07.2019 перед убытием из СИЗО-1 административного истца переместили в камеру подвала площадью около 8 кв.м., где пробыл 2 часа, и совместно с ним находилось 11 человек, в связи с чем норма площади не соблюдалась, в камере не было окна, тусклое освещение, стол и полы грязные, унитаз представлял чаю генуя, стоял неприятный запах. Вечером 25.07.2019 административный истец прибыл в СИЗО-2, где был размещен в камере 107 блока №3, в которой из-за решеток, установленных на окне не проходило естественное освещение, электрическое освещение было тусклым, площадь камеры примерно 18 к.в.м., которая с учетом 14 человек и мебели, не соответствовала норме площади на одного человека; вода из крана текла с запахом, от унитаза(чаша генуя) исходил ужасный запах, не было перегородки, огораживающей туалет от камеры, в данной камере находился 1 сутки; 26.07.2019 перевели в барка №1 камеру 89, площадью примерно 11 кв.м., где содержалось 5 человек, и с учетом мебели, туалета и раковины, норма площади на одного человека не соблюдалась; естественное освещение из-за решеток не поступало, электрическое освещение было тусклым, 30.07.2019 убыл в ФКУ ИК-29. Полагая указанные условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 17.07.2019 по 25.07.2019, в ФКУ КП-38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми в период с 01.02.2016 по 15.03.20219, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в период с 25.07.2019 по 30.07.2019, ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми с 15.03.2019 по 17.07.2019 и с 30.07.2019 по 30.04.2020 не соответствующими ст. 3 Европейской Конвенции по правам человека административный истец просит взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях в размере 630 000 рублей, а также судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 руб.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУ КП-38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми, в качестве заинтересованных лиц начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, начальник УФСИН России по Республике Коми, начальник ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми.
Административный истец, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми Жабинец М.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
От административного ответчика ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения.
Суд определили рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав лицо, участвующее в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осуждённое к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования. В течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
На основании с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.
В соответствием с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10.10.2003 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно статье 3 Европейской конвенции по правам человека, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Принимая во внимание, что Губанов А.В. обращался в Европейский суд по правам человека, и заявление подано в суд 30.07.2020, то доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока, предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ, на обращение в суд, признаются не состоятельными, срок на обращение в суд с административным иском, не пропущен.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Губанов А.В., отбывающий наказание по приговору суда в виде лишения свободы отбывал наказание в колонии- поселения №38 ФКУ ОИУ ОУХД с февраля 2016 года по март 2019 года; в период с 15.03.2019 по 30.04.2020 содержался в ФКУ ИК-29 УФСИН России по республике Коми, при этом в период с 17.07.2019 по 25.07.2019 содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми; с 25.07.2019 по 30.07.2019 - содержался ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, в связи с необходимостью проведения медицинской экспертизы для установления состояния здоровья.
По прибытию в феврале 2016 года в КП № 38 ФКУ ОИУ ОУХД административный истец содержался в общежитии № 6, площадью 494,7 кв.м. в отряде №1, с лимитом наполнения общежития №6 - 98 человек.
Общежитие № 6 построено в 1986 году, при этом жилые помещения, где проживают осужденные аварийными и непригодными для проживания не признавались, фактов протечки крыши не выявлялось, средняя температура в жилых помещениях ФКУ КП-38 составляет 23 С0, уровень освещенности соответствует нормам, что подтверждается протоколами измерений микроклимата и измерений освещенности.
Административный истец проживал в жилой секции № 14 на 4-х человек, площадью 15,3 кв.м., в комнате в соответствии с требованиями приказа ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512 имелось 2 одноярусные и 2 двухярусные кровати, 4 тумбочки и 4 табурета. Размеры окна 70 см. на 40см. соответствуют требованиям Приказа Mинюста РФ от 02.06.2003 №130-ДСП. В отряде №1 общежития №6 имеется 1 туалет, в котором установлено 4 унитаза и 5 умывальных раковин, все унитазы и раковины в рабочем состоянии, чаши «Генуя» отсутствуют, при этом фактов слабой подачи воды не выявлялось, состояние санитарного узла удовлетворительное.
Согласно представленных документов в 2017 году по программе капитального ремонта выделены денежные средства для ремонта кровли с заменой на профлист, который закончен 31.10.2017; в 2018 году по программе капитального ремонта выделены денежные средства для ремонта внутренних помещений общежития №6, строительные материалы закуплены и ремонтные работы на стадии завершения.
Вентиляция в общежитии №6 естественная, что соответствует п.20.17 Приказа Минюста РФ от 02.06.2003 №130-ДСП.
При этом каких-либо обращений от административного истца по вопросу трудностей использования технического оборудования в адрес администрации учреждения не поступало.
Учитывая год постройки здания общежития № 6, где содержался административный истец, 1986 год, и то обстоятельство, что при проектировании и строительстве здания общежития применялись действовавшие на тот момент правовые акты, которыми горячее водоснабжение не предусматривалось, при этом возможность осужденных поддерживать личную гигиену обеспечивается помывкой осужденных, в связи с чем доводы административного истца об отсутствии горячего водоснабжения при содержании в КП-38, судом признаются не свидетельствующими о нарушении условий содержания.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что условия содержания в ФКУ КП-38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми в период с 01.02.2016 по 15.03.2019 являлись соответствующими требованиям законодательства как по норме площади на одного осужденного, так и по освещению, вентиляции и по санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Рассматривая доводы административного истца о нарушении условий содержания в ФКУ Ик-29 УФСИН России по Республике Коми в период с 15.03.2019 по 30.04.2020, судом установлено, что по прибытию в указанное исправительное учреждения Губанов А.В. был размещен в карантинном отделении, площадью 84,87 кв.м., на которой оборудованы спальные места на 15 человек, в связи с чем на одного человека приходится более 5 кв.м., что соответствует требованиям ст. 99 УИК РФ.
Естественное освещение в ИК-29 осуществляется в карантинном отделении через оконные проемы, при этом решетки, установленные на окнах не препятствуют проникновению солнечного света.
В туалетном помещении карантинного отделения установлена одна чаша генуя, что не противоречит приказу Минстроя от 20.10.2017 № 1454/пр. При этом сливная система в рабочем состоянии, вода поступает из труб системы водоснабжения.
В умывальном помещении карантинного блока установлены 3 функционирующие раковины с водой из системы водоснабжения, при этом перебоев с водоснабжением не возникало.
В дальнейшем административный истец содержался в отряде № 6, который размещался на 1 этаже общежития № 3. В распоряжении отряд № 6 приходилось 2 секции площадью по 109,06 кв.м. и 154,70 кв.м. В период содержания административного истца общее количество осужденных составляло от 100 до 120 человек одновременно. С учетом общей площади более 250 кв.м., на одного осужденного (при максимальной заселенности) приходится более 2 кв.м, что соответствует требованиям ст. 99 УИК РФ.
В спальных помещениях находится 60 двухъярусных кроватей. В туалетном помещении отряда № 6 установлено 4 унитаза и 2 писуара. Состояние туалетов удовлетворительное, технологическое оборудование унитазов в рабочем состоянии, при выходе из строя сантехнического оборудования в том числе в связи с халатным и вандальным отношением осужденных к имуществу, унитазы ремонтируются. В умывальной комнате установлено 5 раковин, водоснабжение центральной, рабочее состояние удовлетворительное.
Температурный режим в помещениях общежития поддерживается отопительной системой от собственной котельной учреждения и составляет не менее 18 С*, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64.
Наличие появляющегося на стенах грибка обусловлено недостаточным воздухообменом, поскольку осужденные не проветривают помещения, при этом очаги обрабатываются растворами с антигрибковым эффектом.
Освещение в общежитии соответствует требованиям СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278-03.
Курение в помещениях общежития строго запрещено, факты курения допускают осужденные, за что привлекаются к ответственности.
Пол в общежитии на 1 этаже состоит из обсыпки из шлака, в которую вмонтированы бревенчатые лаги, на которые уложена половая доска, поверх наложен линолеум, находится в удовлетворительном состоянии.
на основании Ежегодно заключающихся договоров между Учреждением и ФГУП «Дезинфекция» осуществляется дератизационные мероприятия в отношении грызунов и насекомых, о чем вносится информация в журналы.
Блокировки пожарного выхода не допускаются. Решетки на окнах имеют распашной характер. В отряде №6 имеется помещение для сушки белья площадью 11,40 кв.м. оборудованное специальными сетками поверх труб отопительной системы, а сушка вещей на спинках кровати осуществляется по инициативе осужденных, что и приводит к повышенной влажности в помещениях.
Фактов травмирования от кирпичей не устанавливались.
Библиотека и магазин в 2019 году действительно находились на 2 этаже, однако у осужденных, которые не в состоянии подняться в библиотеку имеется возможность получить книги через дневального отряда. В настоящее время библиотека переведена на 1 этаж. Приобретение продуктов в магазине возможно путем подачи заявления через начальника отряда, либо с помощью осужденного закрепленного за лицом, который не может самостоятельно подняться в магазин. Фактов падения осужденных с лестницы не установлено.
Питание осуждённых в ФКУ ИК-29 организовано, согласно с нормами питания постановления Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осуждённых к лишению свободы, а также о нормах питания и материально - бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» и приказа Минюста Российской Федераций от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими применяемых при организации осуждённых к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний на мирное время». Приём пищи производится по распорядку дня, утверждённому начальником учреждения. При этом, пища готовится отдельно три раза в сутки по утверждённым раскладкам. Согласно меню-раскладкам и меню-требованиям в рационе питания осуждённых присутствуют блюда из мяса и рыбы. Меню-раскладки осуществляется с учётом разнообразия приготовляемых блюд, а также калорийности. При отсутствии одних видов продовольствия производится замена другими в соответствии с постановление Правительства № 205. Качество приготовления пищи удовлетворительное калорийность в норме, разнообразие блюд поддерживается.
Ежедневно медицинский работник и оперативный дежурный учреждения снимают пробу пищи с соответствующей записью в журнале «Контроля за качеством пищи».
В помощь осужденным с ограниченными возможностями закреплен один из числа спецконтигента для оказания помощи в переносе подноса с питанием от линии раздачи до стола.
В ФКУ ИК-29 для помывки осужденных имеется банно-прачечный комплекс, в котором установлено 12 душевых леек, при этом одна лейка рассчитана на 12 человек, перегородок между лейками не предусмотрено в соответствии с требованиям действующего законодательства. Перебоев в функционировании оборудования и водоснабжения и напором воды нет. Также в моечной установлено место для людей с ограниченными возможностями, оборудованное скамейкой с легко поддающимся санитарной обработке покрытием, а также поручень.
В соответствии с требованиями норм, установленных приказом Минюста РФ №125 от 02.08.2005 и постановления Правительства РФ №205 от 11.4.2005 административному истцу выдавались для личной гигиены наборы для мужчин.
В комнате проведения воспитательной работы, площадью 12 кв.м. находится телевизор и оборудованы посадочные места для просмотра телепередач, размещены информационные стенды.
Относительно доводов административного истца о ненадлежащей медицинской помощи, судом установлено, что Губанов А.В. находился под наблюдением филиала МЧ-16 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России С 18.03.2019 по 30.04.2020 с диагнозом: ... До 01.05.2019 являлся ..., регулярно получал амбулаторное лечение. Согласно данным индивидуальной программы реабилитации инвалида № 119.9.11/2018 от 03.05.2018, нарушения функции .... Заключение Бюро МСЭ: возможно осуществление самообслуживания и ведение самостоятельного образа жизни; в постороннем уходе не нуждался. .... Проведена врачебная комиссия филиала «Больница» с целью определения для направления на МСЭ, решение: направить на МСЭ. 19.06 2019 проведено заседание Бюро МСЭ № 12 по г. Ухте, выдано заключение: инвалидность не установлена. Осужденный Губанов А.В. самостоятельно обратился в ФКУ «... Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации с просьбой провести дополнительное заседание МСЭ, в связи с несогласием с принятым решением Бюро МСЭ № 12 по Республике Коми от 19.06.2019. 19.07.2019 выдано заключение, что инвалидность не установлена. По данным медицинской документации, с 2019 года по настоящее время случаев вспышки инфекционных заболеваний, в том числе ..., не зарегистрировано.
Принимая во внимание, что здание ФКУ ИК-29 построено до действующих в настоящее время нормативных актов требующих наличие горячего водоснабжения во всех помещениях, и то обстоятельство, что при проектировании и строительстве здания общежития применялись действовавшие на тот момент правовые акты, которыми горячее водоснабжение не предусматривалось, при этом возможность осужденных поддерживать личную гигиену обеспечивается помывкой осужденных, в связи с чем доводы административного истца об отсутствии горячего водоснабжения при содержании в ФКУ Ик-29, судом признаются не свидетельствующими о нарушении условий содержания.
Принимая во внимание вышеизложенное суд, не находит оснований для признания условий содержания административного истца в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми ненадлежащими, поскольку условия содержания соответствовали требованиям законодательства.
При содержании административного истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 17.07.2019 по 25.07.2019, установлено, что последний был размещён камере режимного корпуса учреждения № 18, площадью 16,2 кв. м., где содержалось 4 человека. при этом административный истец не имел статц3с обвиняемого или подозреваемого, а содержался как осужденный.
В силу части 5 статьи 23 Федерального закона N 103-ФЗ норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью 1 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Таким образом, доводы административного истца о том, что санитарная норма жилой площади в камерах СИЗО-1 не соответствовала требованиям законодательства, суд признает не состоятельными, поскольку с учетом требований ст. 99 УИК РФ норма площади на одного человека при содержании административного истца в СИЗО-1 соблюдалась, и была более 2 кв.м.
В соответствии с п. 15 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 (далее - Правила), на период оформления учетных документов подозреваемые и обвиняемые размещаются в камерах сборного отделения на срок не более одних суток с соблюдением требований изоляции.
Размещение подозреваемых, обвиняемых и осужденных по камерам режимного корпуса осуществляется согласно требованиям статьи 33 Федерального закона №123-ФЗ, с учетом их личности и психологической совместимости, курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.
В соответствии со ст. 34 Закона подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио - и видеотехника.
Главой V Правил регламентирован порядок материально-бытового обеспечения спецконингента для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой; одеждой по сезону (при отсутствии собственной); книгами и журналами из библиотеки СИЗО. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей. По заявлению подозреваемого, обвиняемого или осужденного, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло; зубная щетка; зубная паста (зубной порошок); одноразовая бритва (для мужчин); средства личной гигиены (для женщин). Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; туалетная бумага; издания периодической печати из библиотеки СИЗО; настольные игры: шашки, шахматы, домино, нарды; предметы для уборки камеры; швейные иглы, ножницы и ножи для резки продуктов питания могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование под контролем администрации
В соответствии с п. 42 Правил СИЗО, каждая камера режимного корпуса СИЗО-1 в числе прочего оборудована: шкафом для продуктов, телевизором, холодильником при наличии возможности, радиоточкой с приемником, окнами с форточками, ночными светильниками, огороженными напольной чашей (унитазом) и умывальником, стандартными лампами дневного света, обеспечивающими достаточное освещение помещений в соответствии с санитарными и техническими требованиями действующего законодательства. Также камеры режимного корпуса учреждения оборудованы приточно-вытяжной вентиляционной системой «...», поддерживающей среднюю температуру воздуха в камерах +20 - +22 градуса. Косметический ремонт камер режимного корпуса следственного изолятора проводится ежегодно в соответствии с графиком, утверждаемым начальником учреждения.
Пунктом 43 Правил предусмотрено, что при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе (п. 45 Правил). Как правило, по прибытии в банно-прачечный комплекс учреждения для помывки подозреваемые, обвиняемые и осужденные сдают принадлежащие им предметы одежды для стирки и сушки, после чего сданные в стирку вещи возвращаются их владельцам.
Во исполнение требований главы XIV Правил в следственном изоляторе расположена медицинская часть № 12, являющаяся филиалом иного юридического лица - Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11 Федеральной службы исполнения наказаний», на которое возложено бремя ответственности за оказание своевременной и квалифицированной медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, и которое наделено полномочиями по осуществлению надзора за санитарным состоянием камерных помещений.
Ежегодно специалистами филиала «Центр государственного санитарно- эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России проводятся проверки санитарного состояния камер режимного корпуса следственного изолятора, что подтверждается соответствующим актами, из которых нарушений не установлено.
На основании ежегодно заключаемых между администрацией СИЗО-1 и ФГУП «Дезинфекция» договоров, осуществляется ежемесячные профилактические, истребительские дератизационны работы.
При этом учитывая, что здание режимного корпуса СИЗО-1 построено и введено в эксплуатацию в 1979 году в соответствии с действовавшими на тот период строительными нормами и правилами, которые не предусматривали обязательное оборудование помещений, предназначенных для содержания спецконтингента, горячим водоснабжением, данное требование стало обязательным лишь с принятием приказа Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр «Об утверждении свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования"», в связи с чем суд приходит к выводу о несостоятельности доводов административного истца об отсутствии в камерах СИЗО-1 в период его нахождения, горячего водоснабжения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны ФКУ СИЗО-1 УФСИН России нарушения условий содержания административного истца в период с 17.07.2019 по 25.07.2019, поскольку условия содержания соответствовали требованиям действующего законодательства. С жалобами на условия содержания административный истец в администрацию учреждения, либо в иные органы не обращался.
По прибытию 25.07.2019 в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми административный истец был помещен в камеру сборного отделения № 107 третьего режимного корпуса общей площадью 30,5 кв.м., где содержалось 7 человек, а 26.07.2019 был переведен в камеру № 89 второго режимного корпуса общей площадью 26,7 кв.м., где период с 26.07.2019 по 30.07.2019 находилось от 3 до 6 человек, что подтверждается сведениями из книг количественного учета.
Таким образом, норма жилой площади во время пребывания административного истца соответствовала требованиям ст. 99 УИК РФ и составляла 2 кв.м. на одного осужденного.
Естественное освещение указанных камер осуществляется через оконный проем, размер которого соответствует требованиям Приказа Минюста РФ от 27.07.2007 № 407 «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России». Так решетка оконная камерная состоит из рамы и открывающегося решетчатого полотна, рама обеспечивает выступ открывающегося решетчатого полотна на расстояние 250 мм от стены и выполнена из стального уголка сечением 50 мм x 50 мм x 5 мм, обрамление полотна из стального уголка сечением 40 мм x 40 мм x 4 мм, решетчатое заполнение из стального прутка диаметром 10 мм, остекление не повреждено.
Камеры оборудованы светильниками дневного и ночного освещения, при этом искусственная освещенность камер в дневное время осуществляется 2 лампами ЛПО мощностью 36 Вт каждая, режим освещенности - 16 часов, в ночное время - светильником, оборудованным лампой накаливание 60 Вт, режим освещения - 8 часов, что соответствует п. 42 приказа Минюста РФ от 14.10.2005 № 18. Замена ламп производится по устному или письменному заявлению осужденного, либо после проведения ежедневного комиссионного технического осмотра камерных помещений.
Обеспечение холодной водой - централизованное и осуществляется от собственной артезианской скважины. При этом согласно результатов проб питьевой воды, выполненных ООО «...» и бактериологической лабораторией ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, вода в учреждении соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Санитарный узел камер оборудован унитазом со сливным бачком и умывальником, которые находились в технически исправном состоянии, при этом санитарный узел от жилой площади камер отделен перегородкой, высотой от пола до потолка, ограждение оборудовано дверью.
Принимая во внимание вышеизложенные установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о соответствии условий содержания административного истца в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми требованиям действующего законодательства по норме площади, освещению, вентиляции и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Доводы административного истца относительно ведения видеонаблюдения в помещениях исправительных учреждений, суд признает не свидетельствущими о нарушении условий содержания, поскольку использование технических средств контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей. Ведение видеонаблюдения не может расцениваться как действие, унижающее человеческое достоинство лиц, содержащихся под стражей, а напротив, направлено на предотвращение возникновения либо своевременное выявление каких-либо ситуаций, составляющих угрозу, как для административного истца, так и иных лиц, недопущение нарушение прав сотрудниками учреждения.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд не усматривает оснований для признания ненадлежащими условия содержания административного истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 17.07.2019 по 25.07.2019, в ФКУ КП-38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми в период с 01.02.2016 по 15.03.2019, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в период с 25.07.2019 по 30.07.2019, ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми с 15.03.2019 по 17.07.2019 и с 30.07.2019 по 30.04.2020, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что доводы административного истца о наличии существенных нарушений требований, предъявляемых действующим законодательством к условиям содержания лишенных свободы лиц, не нашли своего подтверждения. Нарушения положений ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основанных свобод не допущено.
Суд принимает во внимание, что под условиями содержания лишённых свободы лиц понимаются условия, в которых с учётом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закреплённые Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально - бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности статьи 93, 99, 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации (часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Условия содержания лишённых свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учётом режима места принудительного содержания, и их нарушение является основанием для обращения лишённых свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Существенных отклонений от таких требований, которые могли бы быть рассмотрены в качестве нарушений указанных условий, по административному делу не установлено.
На основании изложенного заявленные требования Губанова А.В. о признании незаконными действий административных ответчиков, выразившихся в необеспечении надлежащими условиями содержания в исправительных учреждениях в заявленные периоды, не подлежат удовлетворению.
Поскольку требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является производным от требования, связанного с признанием действий должностных лиц исправительного учреждения незаконными, оснований для его удовлетворения также не имеется.
Кроме того, следует отметить, что частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, Конституция Российской Федерации наделяет федерального законодателя полномочием предусматривать ограничительные меры в отношении лиц, совершивших преступление и подвергнутых наказанию. Федеральный законодатель наделен полномочием предусматривать меры государственного принуждения в отношении совершивших преступления лиц, осужденных и подвергаемых по приговору суда наказанию, существо которого, как следует из части 1 статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, состоит в предусмотренных данным Кодексом лишении или ограничении прав и свобод. Отбывание наказания в исправительных учреждениях уже предполагает издержки в условиях пребывания, которые не могут быть обеспечены в полной мере, как лицу, находящемуся на свободе.
В соответствии со ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 этого же процессуального закона.
Учитывая, что в удовлетворении требований административному истцу отказано, отсутствуют основания для взыскания в пользу административного истца и судебных расходов в виде оплаченной при подаче иска государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Губанова Алексея Владимировича к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ КП-38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания и не соответствующим ст. 3 Европейской Конвенции по правам человека в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 17.07.2019 по 25.07.2019, в ФКУ КП-38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми в период с 01.02.2016 по 15.03.2019, в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в период с 25.07.2019 по 30.07.2019, в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми с 15.03.2019 по 17.07.2019 и с 30.07.2019 по 30.04.2020, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях, взыскании судебных расходов, оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Мишарина
Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2021 года.