Дело №5-32/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 сентября 2024 года город Чадан
Судья Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва Бирилей Ч.Б., рассмотрев в порядке подготовки материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица - администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Ведущим судебным приставом-исполнителем Специализированного отделения судебных приставов по <адрес> межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов ХР составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва».
Проверив материалы дела в порядке подготовки к рассмотрению, считаю, дело подлежит возвращению, по следующим основаниям.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно п.3 ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст.28.4, ч.ч.1, 3 и 4 ст.28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении (ст.26.2 КоАП РФ) и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение (ч.2 ст.28.2 КоАП РФ).
В силу ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4 ст.28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений ст.25.15 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Согласно материалам дела об административном правонарушении в отношении юридического лица - администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» ведущим судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении в присутствии законного представителя юридического лица, однако подписи в протоколе отсутствует (л.д.2-3).
Кроме того, в нарушение ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе не указано место совершения административного правонарушения.
В материалах дела имеется извещение о составлении протокола, адресованное юридическому лицу, которое вызывается его руководитель или уполномоченный представитель на ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут для составления протокола об административном правонарушении. Данное извещение согласно входящему штампу № ДД.ММ.ГГГГ получено Донгак, который не указаны полные данные, какое отношение он имеет к администрации, какую должность занимает (л.д.16). Указанное выше извещение руководителем организации не получено.
Таким образом, в материалах дела не содержится данных, свидетельствующих об извещении законного представителя юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенной о времени и месте его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права законного представителя юридического лица на защиту.
Кроме того, копию протокола об административном правонарушении согласно входящему штампу № от ДД.ММ.ГГГГ получено этим же Донгак, который неизвестно какую должность он занимает, наделен ли он правом получать копию протокола (л.д.2-3).
При таких данных дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, подлежит возврату, ведущему судебному приставу-исполнителю для устранения недостатков.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.29.1 КоАП РФ, судья
определил:
возвратить ведущему судебному приставу-исполнителю Специализированного отделения судебных приставов по <адрес> межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов ХР материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» для устранения недостатков.
Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Бирилей Ч.Б.