Дело № 2-152\2020
25RS0020-01-2020-000253-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«18» сентября 2020 г. Лазовский районный суд Приморского края
в составе: председательствующего Рыженко О.В.,
при секретаре Лукашенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лазовского района в защиту интересов Посеряевой Галины Николаевны к обществу с ограниченной ответственностью «ГАЛОС» о признании незаконным увеличения тарифа на услуги и обязании произвести перерасчет,
установил:
Прокурор Лазовского района в защиту интересов Посеряевой Г.Н. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ГАЛОС» (далее по тексту - ООО «ГАЛОС», управляющая компания) о признании незаконным увеличения тарифа на услуги и обязании произвести перерасчет, указав, что прокуратурой района в связи с поступившим обращением Посеряевой Г.Н. проведена проверка исполнения ООО «ГАЛОС» требований жилищного законодательства при управлении многоквартирными домами, по результатам которой выявлены нарушения закона.
С 01.10.2017 на основании лицензии № 440 от 26.06.2018, выданной государственной жилищной инспекцией Приморского края управление многоквартирными домами на территории Преображенского городского поселения осуществляет ООО «ГАЛОС».
Администрацией Преображенского городского поселения проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами Преображенского городского поселения, конкурсной документацией, в том числе, утверждены тарифы на услуги управляющей компании.
По итогам конкурса победителем стало общество с ограниченной ответственностью «Исток» (после переименования ООО «ГАЛОС»). Управляющая компания ООО «ГАЛОС» начала деятельность по управлению многоквартирными домами Преображенского городского поселения 01.10.2017 года, тариф за содержание общего имущества собственников МКД согласно конкурсной документации составил 17,15 руб.
В 2019 году на основании постановления администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района от 26.03.2019 № 75-п (в редакции постановления от 08.05.2020 № 93а-п) тариф на услуги ООО «ГАЛОС» проиндексирован с 01.04.2019 на 1,7 %, с 01.07.2019 на 2,4 %. Таким образом, тариф для жителей многоквартирного дома по адресу: п. Преображение, ул. Морская, д. 3 с 01.04.2019 составил 17,44 руб., с 01.07.2019 - 17,86 руб.
Указанное постановление не может быть применено в качестве основания изменения тарифа, так как законом предусмотрен иной порядок изменения тарифа на услуги управляющей компании, а именно решение собственников многоквартирного жилого дома.
Собственниками дома по адресу: п. Преображение, 30 лет Победы, д. 8 решение об установлении тарифа в ином размере не принималось.
По данному факту прокуратурой района 28.02.2020 внесено представление директору ООО «ГАЛОС», по результатам рассмотрения которого управляющей компанией не приняты меры, направленные на устранение выявленных нарушений.
Статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Из анализа положений ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Посеряева Г.Н. является пенсионером по возрасту, юридическими знаниями не обладает и не может самостоятельно отстаивать свои права и интересы в суде, учитывая все изложенные обстоятельства прокурором принято решение о предъявлении данного искового заявления в ее защиту прав, свобод и законных интересов.
Просит признать незаконным увеличение тарифа на услуги ООО «ГАЛОС» по содержанию общего имущества многоквартирных домов на основании постановления администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района от 26.03.2019 № 75-п (в редакции постановления от 08.05.2020 № 93а-п), обязать ООО «ГАЛОС» произвести перерасчет за оказанные Посеряевой Г.Н. услуги за период с 01.04.2019 по 31.07.2020 с применением тарифа за содержание общего имущества многоквартирного дома в размере 17,15 руб. за 1 кв. м.
В судебное заседание представитель истца не прибыл, прокурором района направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя прокуратуры, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
В судебное заседание Посеряева Г.Н. не прибыла, о времени и месте разбирательства дела надлежаще уведомлялась.
Представитель ООО «ГАЛОС» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в направленном суду отзыве ответчик выражает свое несогласие с иском, считает его нарушающим требования жилищного законодательства и права собственников помещений на обеспечение надлежащего содержания общего имущества, указав следующее.
ООО «ГАЛОС» управляет многоквартирными домами в соответствии с условиями договора управления, заключенным по результатам открытого конкурса. Согласно ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. В период с 01.10.2017 и по настоящее время в адрес управляющей компании не поступало заявлений или обращений собственников об изменении тарифа на содержание жилья и текущий ремонт.
На основании постановления администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района № 75-п от 26.03.2019 была произведена индексация размера платы за содержание и текущий ремонт многоквартирных домов, собственники которых не приняли решение об изменении размера платы, при этом индексация произведена в пределах утвержденных предельных индексов изменения размера платы.
Указанное постановление администрации Преображенского поселения от 26.03.2019 до настоящего времени не отменено, носит конкретный характер и в редакции от 08.05.2020 № 93а-п является нормативным правовым актом, исполнение которого для ООО «ГАЛОС» является обязательным в силу требований силу ч. 4 ст. 158 ЖК РФ.
Представитель третьего лица администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В силу ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 11, ст. 12 ГК РФ, ст. 3 ГПК РФ предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2 ст. 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч. 9 ст. 155 ЖК РФ собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Как установлено п. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно п. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно ст. 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 4 статьи 158 ЖК РФ установлено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливаете органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйств. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления в соответствии с указанными методическими рекомендациями.
Следовательно, в том случае, когда управляющая компания назначена по результатам проведенного органами местного самоуправления конкурса, первоначальная стоимость размера платы за содержание жилого помещения устанавливается в конкурсной документации и соответствует цене договора управления многоквартирным домом.
Из системного анализа приведенных норм права следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Закрепление законодателем такой процедуры как первоочередной направлено на защиту прав и законных интересов собственников.
При этом действующее законодательство не предусматривает возможность самовольного увеличения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в МКД, в том числе на уровень инфляции или индекс потребительских цен, без соответствующего решения общего собрания собственников помещений в таком доме.
Из материалов дела следует, что на основании лицензии № 440 от 26.06.2018, выданной государственной жилищной инспекцией Приморского края, с 01.10.2017 управление многоквартирными домами на территории Преображенского городского поселения осуществляет ООО «ГАЛОС».
Администрацией Преображенского городского поселения проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами Преображенского городского поселения. Конкурсной документацией утверждены тарифы на услуги управляющей компании, тариф за содержание общего имущества собственников МКД согласно конкурсной документации составил 17 руб. 15 коп.
По итогам конкурса победителем стало общество с ограниченной ответственностью «Исток» (после переименования ООО «ГАЛОС»). Управляющая компания ООО «ГАЛОС» начала деятельность по управлению многоквартирными домами Преображенского городского поселения 01.10.2017 года.
Постановлением администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района от 26.03.2019 № 75-п (в редакции постановления от 08.05.2020 № 93а-п) тариф на услуги ООО «ГАЛОС» проиндексирован с 01.04.2019 на 1,7 %, с 01.07.2019 на 2,4 %. Таким образом тариф для жителей многоквартирного дома по адресу: п. Преображение, ул. 30 лет Победы, д. 8 с 01.04.2019 составил 17 руб. 44 коп., с 01.07.2019 - 17 руб. 86 коп.
28.02.2020 прокуратурой Лазовского района внесено представление директору ООО «ГАЛОС» об устранении нарушений жилищного законодательства, в частности, установления тарифа за услуги ООО «ГАЛОС» в соответствии с договором управления, производством перерасчета за оказанные услуги за период применения повышенного тарифа.
Как установлено в судебном заседании, собственниками дома по адресу: п. Преображение, ул. 30 лет Победы, д. 8 решение об установлении тарифа в сумме 17,15 руб. не принималось.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что изменение тарифа оплаты за содержание и ремонт жилья произведено ответчиком незаконно, поскольку волеизъявление собственников помещений многоквартирного жилого дома по увеличению платы отсутствовало, указанное фактически свидетельствует об изменении существенных условий договора в одностороннем порядке.
Ни правовые нормы ЖК РФ, ни принятые в соответствии с ним Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, не содержат указания на наличие у управляющей компании права в одностороннем порядке устанавливать (изменять) размер указанной платы, а лишь возлагают на управляющую компанию обязанность предоставить на утверждение общему собранию собственников многоквартирного дома свои обоснованные предложения по определению и установлению этого размера, порядок определения размера платы указывается в договоре управления многоквартирным жилым домом и должен соответствовать требованиям законодательства.
Процедура изменения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме регламентирована нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства (ст. 424 ГК РФ) и имеют своей направленностью, прежде всего, гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как более слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Ответчиком не представлено доказательств, что он исполнил свою обязанность по предоставлению собственникам помещений многоквартирного жилого дома своих предложений по определению размера спорной платы.
Довод ответчика о том, что принятое 26.03.2019 администрацией Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района постановление № 75-п «Об индексации размеров платы за найм жилого помещения» (в редакции постановления от 08.05.2020 № 93а-п) является нормативно-правовым актом обязательным для исполнения ООО «ГАЛОС», не основан ни на законе, ни на договоре.
Как видно из представленных материалов, договор управления многоквартирным домом заключен по итогам открытого конкурса, проведенного органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3.1.1 договора управляющая организация обязана осуществлять управление многоквартирным домом в соответствии с условиями договора и действующим законодательством.
Данной обязанности корреспондирует обязанность собственников вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги ежемесячно до
десятого числа месяца, следующего за истекшим (пункт 3.2.2 договора МКД).
П. 4.1 названного договора размер платы за услуги управления многоквартирным домом устанавливается на время заключения настоящего договора, согласно пункту 4.3 договора размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определен конкурсной документацией и составляет 17,15 руб. за кв.м площади помещения.
При этом какие-либо положения об индексации размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в тексте договора отсутствуют.
Между тем размер платы за содержание жилого помещения с апреля 2019 года был увеличен управляющей компанией в одностороннем порядке и составил 17,44 руб., с 01.07.2019 - 17,86 руб.
Договорные отношения регулируются в соответствии с ГК РФ. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422) (пункты 1, 4 статьи 421 ГК РФ). Соответственно, если одна из сторон договора управления многоквартирным домом, в том числе заключенного по результатам открытого конкурса, предлагает изменить условия договора в части размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, соответствующее решение должно быть принято решением собственников помещений многоквартирного дома, чего в спорной ситуации сделано не было.
При этом положения Кодекса позволяют управляющей организации инициировать проведение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, касающимся выполнения условий настоящего договора, в том числе и по вопросу платы по содержанию и ремонту жилых помещений, что в спорной ситуации не имело места.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Лазовского района в защиту интересов Посеряевой Галины Николаевны к обществу с ограниченной ответственностью «ГАЛОС» о признании незаконным увеличения тарифа на услуги и обязании произвести перерасчет, - удовлетворить.
Признать незаконным увеличение тарифа на услуги ООО «ГАЛОС» по содержанию общего имущества многоквартирных домов на основании постановления администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района от 26.03.2019 № 75-п (в редакции постановления от 08.05.2020 № 93 а-п).
Обязать ООО «ГАЛОС» произвести перерасчет за оказанные Посеряевой Галине Николаевне за услуги за период с 01.04.2019 по 31.07.2020 с применением тарифа за содержание общего имущества многоквартирного дома в размере 17,15 рублей за 1 кв.м.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Лазовский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 23 сентября 2020 года.
Председательствующий О.В. Рыженко