Судья: Побединская М.А. Дело <данные изъяты>а-40458/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Редченко Е.В.,
судей Соколовой Н.М., Ершова В.В.,
с участием прокурора Корнилова П.С.,
при помощнике судьи Налапкине А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу кандидата Говрекова Д. Н. на решение Видновского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению кандидата Дралиной Ю. О. к Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> об отмене решения от <данные изъяты> <данные изъяты> «О регистрации Говрекова Д. Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа,…по одномандатному избирательному округу <данные изъяты>»,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения представителя Говрекова Д.Н. – Рыбина А.В.,
представителя ТИК <данные изъяты> – адвоката Смирнова Р.Г.,
представителей Дралиной Ю.О. – Каплан Е.В., Ковалевской А.Ю.,
прокурора Корнилова П.С.,
установила:
зарегистрированный кандидат Дралиной Ю.О. обратилась в суд с административным иском к ТИК <данные изъяты> об отмене решения от <данные изъяты> <данные изъяты> «О регистрации Говрекова Д. Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа,…по одномандатному избирательному округу <данные изъяты>».
В обоснование требований (с учетом уточнения в ходе рассмотрения дела) указывалось, что оспариваемое решение принято при представлении неполного комплекта документов, представлении документов, оформленных с нарушением закона, а также при нарушении порядка выдвижения кандидатов со стороны регионального отделения КПРФ.
Административный истец ссылался, что первый финансовый отчет, представленный кандидатом Говрековым Д.Н. в ТИК <данные изъяты>, оформлен формы и приложений, предусмотренных Приложением <данные изъяты> к «Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении муниципальных выборов на территории <данные изъяты>», утвержденной решением Избирательной комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>.
Административный истец отмечал, что в нарушение требований закона <данные изъяты> к решению конференции не был приложен список кандидатов.
Административный истец указывал, что выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным округам списком не было тайным.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец Дралина Ю.О. не явилась, была извещена. Ее представитель Ефимова Е.А. требования поддержала.
Представитель административного ответчика ТИК <данные изъяты> Локшина И.Г. требования не признала, просила принять решение на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Говреков Д.Н. и его представитель Арутюнян А.Г. просили отказать в удовлетворении требований.
Решением Видновского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> требования удовлетворены. Оспариваемое решение признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе кандидат Говреков Д.Н. просит об отмене решения уда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
На указанное решение суда подано апелляционное представление Видновского городского прокурора. В судебном заседании <данные изъяты> апелляционное производство по апелляционному представлению было прекращено в связи с принятием отказа от апелляционного представления.
Проверив материалы дела, выслушав объяснение явившихся лиц, заключение прокурора Корнилова П.С., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу подпунктов "б", «в», «в1» пункта 24 статьи 38 данного Федерального закона к числу оснований для отказа в регистрации кандидатов при проведении выборов относится несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", за исключением требований, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 36 указанного Федерального закона; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Статьей 35 названного Федерального закона предусмотрено право избирательных объединений выдвигать кандидатов и списки кандидатов (пункт 1). Выдвижение списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от <данные изъяты> № 95-ФЗ «О политических партиях» решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собраниехМ соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Перечень документов, необходимых для выдвижения избирательным объединением списка кандидатов, и требования к этим документам определены в статье 35 Федерального закона от <данные изъяты> N 67-ФЗ и в статье <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О муниципальных выборах в <данные изъяты>».
В пункте 14 статьи 35 данного Федерального закона закреплено, что при проведении выборов список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2, 3 ст. 33 данного Федерального закона. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов (за исключением копии устава политической партии). Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи <данные изъяты> решение съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам оформляется протоколом, в котором указываются:
число зарегистрированных делегатов (участников) соответственно съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения;
число делегатов (участников), необходимое для принятия решения о выдвижении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) округам в соответствии с уставом избирательного объединения;
3) информация о согласовании выдвижения кандидатов с соответствующим органом избирательного объединения в случае, если это предусмотрено уставом избирательного объединения
4) решение о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и итоги тайного голосования за это решение (с приложением списка кандидатов по одномандатным округам);
5) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения и о предоставлении определенному органу избирательного объединения права назначения и отзыва уполномоченных представителей в период избирательной кампании;
6) решение о предоставлении определенному органу избирательного объединения права изменения номера одномандатного (многомандатного) избирательного округа кандидата до заверения списка кандидатов избирательной комиссией, организующей выборы, а также права отзыва кандидата;
7) решение о предоставлении определенному органу избирательного объединения иных полномочий, предусмотренных уставом избирательного объединения;
8) дата принятия решения.
В силу положений части 3 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
Из материалов дела усматривается, что решением ТИК <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> назначены выборы депутатов Совета депутатов Ленинского городского округа. Указанное решение официально опубликовано в газете «Видновские вести». <данные изъяты>(12154) от <данные изъяты>
Решением Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О регистрации Дралиной Ю. О. кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа, выдвинутого избирательным объединением <данные изъяты> отделением Политической партии «Коммунистическая партия КОММУНИСТЫ РОССИИ» по одномандатному избирательному округу <данные изъяты>» Дралина Ю.О. была зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатному избирательному округу <данные изъяты>.
Оспариваемым решением ТИК <данные изъяты> от <данные изъяты>г. <данные изъяты> «О регистрации Говрекова Д. Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа, выдвинутого избирательным объединением МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" по одномандатному избирательному округу <данные изъяты>» Говреков Д.Н. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатному избирательному округу <данные изъяты>.
По данному делу об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии от <данные изъяты> административный иск был подан в суд <данные изъяты>, то есть в пределах установленного законом десятидневного срока.
Удовлетворяя требования об оспаривании указанного решения, суд первой инстанции исходил из того, что названным избирательным объединением был нарушен порядок выдвижения кандидатов (тайного голосования по вопросу выдвижения кандидатов списком не было), представленные документы были оформлены с нарушением закона (первый финансовый отчет), а ряд необходимых документов не были представлены (список кандидатов в депутаты, являющийся приложением к протоколу конференции), в связи с чем оспариваемое решение было признано принятым в нарушение подпунктов «б», «в», «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Судебная коллегия признает верным вывод суда о том, что несмотря на указание в постановлении Конференции отчетно-выборной <данные изъяты> отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» на приложение списка кандидатов к данному протоколу (л.д.123), данный список кандидатов к указанному постановлению не приложен, тем самым допущено нарушение положений пункта 14 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", пункта 4 части 2 статьи <данные изъяты> "О муниципальных выборах".
Суд первой инстанции правомерно указал, что представленный уполномоченным представителем в избирательную комиссию список кандидатов в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа <данные изъяты>, выдвинутый избирательным объединением, не является составной частью протокола, носит самостоятельный характер.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку общий список кандидатов представлялся в избирательную комиссию по установленной форме в целях его заверения (в порядке пункта 1.1 статьи 35 названного Федерального закона, части 6 статьи 26 названного <данные изъяты>), а не в качестве приложения к названному выше решению Конференции (в порядке пункта 4 части 2 статьи <данные изъяты>).
Выводы суда о нарушении порядка выдвижения кандидатов региональным отделением ПП КПРФ, также являются правомерными.
В соответствии с пунктом 4 статьи 25 названного Федерального закона решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.
Из буквального содержания выписки из протокола Конференции третьего этапа 48-й отчетно-выборной <данные изъяты> отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» следует, что в повестку дня пятым вопросом включен вопрос о выдвижении избирательным объединением списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа <данные изъяты>. По данному вопросу выступил председатель счетной комиссии конференции, им были оглашены результаты тайного голосования по вопросу о выдвижении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа <данные изъяты> по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Совета депутатов Ленинского городского округа <данные изъяты>, назначенных на <данные изъяты>, с указанием итогов голосования по каждой кандидатуре кандидата, о чем свидетельствуют указание количества голосов «за», «против», «воздержался» напротив фамилии каждого кандидата. Указанное обстоятельство свидетельствует о проведении голосования в отношении каждого из кандидатов, поименованного в списке кандидатов, а не по выдвижению всего списка кандидатов в целом. В отсутствие голосования за весь список кандидатов в целом остается неясным, были ли согласны члены партии с выдвижением списка кандидатов от своего регионального отделения для участия в выборах.
При этом, тайное голосование за список кандидатов в целом позволяет определить волеизъявление участников конференции, членов регионального отделения политической партии, не только по поводу персонального состава списка кандидатов, а также расположения кандидатов в названном списке, но и поводу необходимости выдвижения такого списка кандидатов для участия избирательного объединения в соответствующей избирательной кампании.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что при принятии Конференцией решения о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам были нарушены положения пункта 4 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях», части 3 статьи <данные изъяты>, что свидетельствует о том, что при выдвижении говрекова Д.Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> отделения Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" нарушены требования к порядку выдвижения, установленные Федеральным законом "О политических партиях".
Указанные выше нарушения были допущены непосредственно в ходе проведения Конференции, носят объективный характер и не могли быть восполнены избирательным объединением в порядке, установленном пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» путем внесения редакционных изменений в представленные ранее документы.
Действительно, анализируя содержание постановления четвертого этапа 48-й конференции <данные изъяты> отделения Политической партии КПРФ о результатах персонального включения кандидатов в бюллетень для голосования (таблица л.д.112-113 с указанием количества голосов «за» и «против» в отношении каждого из кандидатов), о результатах тайного голосования по вопросу выдвижения кандидатов списком (таблица л.д.120-121 с указанием количества голосов «за» и «против» в отношении каждого из кандидатов), и содержания бюллетеня для тайного голосования по выдвижению кандидатов, следует прийти к выводу, что фактически имело место персональное голосование за кандидатов, а не за кандидатов списком.
Кроме того, из материалов дела не усматривается и из пояснений участвующих в деле лиц не следует, каким образом могли бы быть проставлены значения итого голосования напротив каждого из кандидатов в таблице на стр.12-13 постановления, если бы голосование было бы в целом за список.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с тем, что при выдвижении Говрекова Д.Н. кандидатом в депутаты не был в полной мере соблюден порядок выдвижения кандидатов, а ряд необходимых для выдвижения кандидата документов не был представлен, в связи с чем имелись основания для отказа в регистрации Говрекова Д.Н. кандидатом в депутаты.
При этом, соглашаясь с выводом суда о том, что первый финансовый отчет был составлен Говрековым Д.Н. с нарушением установленной решением ИК МО формы (лишние графы 4.1 и 4.2, непредставление подтверждающей остаток средств справки банка), судебная коллегия вместе с тем считает неверным вывод суда о том, что при несоблюдении формы можно вести речь о несоблюдении требований закона при оформлении первого финансового отчета, которое может повлечь отмену решения о регистрации кандидата. Данного подхода придерживается высшая судебная инстанция (апелляционное определение от <данные изъяты> АПГ18-8).
Судебная коллегия также не может согласиться с выводом суда в отношении неверного указания в заявлении о согласии баллотироваться места жительства Говрекова Д.Н. – «Ленинский муниципальный район» вместо «<данные изъяты>». Говреков Д.Н. указал свое место жительства в заявлении о согласии баллотироваться (л.д.31) также, как это отражено в его паспорте с указанием именно Ленинского муниципального района (л.д.47).
Вместе с тем суждения в отношении первого финансового отчета и указания в заявлении о согласии баллотироваться места жительства Говрекова Д.Н. не привел к принятию неправильного решения с учетом вышеуказанных нарушений избирательным объединением порядка выдвижения кандидатов, и требований к составу документов для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидатов.
Оспариваемое решение действительно ставит Говрекова Д.Н. в неравное положение перед другими кандидатами, нарушает гарантированный федеральным законодательством о выборах принцип равенства кандидатов перед законом, гарантированный законом принцип участия граждан в выборах на общих и равных основаниях, гарантированное Конституцией РФ равенство граждан перед законом.
В связи с этим администартивный иск был правомерно удовлетворен судом.
Доводы в апелляционной жалобе (относительно итогов тайного голосования, представления в избирательную комиссию списка кандидатов) являются по существу аналогичными тем, что приводились заинтересованным лицом в своих возражениях в суде первой инстанции, получили оценку в решении суда, с которой судебная коллегия соглашается.
Ссылки в апелляционной жалобе на неправомерное выяснение судом обстоятельств, не указанных в первоначальном административном исковом заявлении, подлежат отклонению, поскольку в силу части 3 статьи 62 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Видновского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу кандидата Говрекова Д. Н. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья: Побединская М.А. Дело <данные изъяты>а-40458/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Редченко Е.В.,
судей Соколовой Н.М., Ершова В.В.,
с участием прокурора Корнилова П.С.,
при помощнике судьи Налапкине А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> заявление Видновского городского прокурора об отказе от апелляционного представления на решение Видновского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению кандидата Дралиной Ю. О. к Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> об отмене решения от <данные изъяты> <данные изъяты> «О регистрации Говрекова Д. Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа,…по одномандатному избирательному округу <данные изъяты>»,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
мнение представителя Говрекова Д.Н. – Рыбина А.В.,
представителя ТИК <данные изъяты> – адвоката Смирнова Р.Г.,
представителей Дралиной Ю.О. – Каплан Е.В., Ковалевской А.Ю.,
прокурора Корнилова П.С.,
установила:
решением Видновского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> удовлетворен административный иск кандидата Дралиной Ю. О. к Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> об отмене решения от <данные изъяты> <данные изъяты> «О регистрации Говрекова Д. Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа,…по одномандатному избирательному округу <данные изъяты>".
Не согласившись с решением суда, Видновский городской прокурор подал апелляционное представление.
До начала рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Видновским городским прокурором было подано письменное заявление об отказе от апелляционного представления.
Проверив материалы дела, выслушав мнение явившихся лиц, обсудив заявление об отказе от апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 303 КАС РФ отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения (часть 1). Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции (часть 2). О принятии отказа от апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению (часть 3). Прекращение производства по апелляционным жалобе, представлению в связи с отказом от них не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений, если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами (часть 4).
Как указывалось выше, до начала рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Видновский городской прокурор подал письменное заявление об отказе от апелляционного представления.
В связи с принятием отказа Видновского городского прокурора от апелляционного представления подлежит прекращению апелляционное производство по апелляционному представлению Видновского городского прокурора.
Прекращение апелляционного производства по апелляционному представлению Видновского городского прокурора не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы Говрекова Д.Н. на решение Видновского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>.
Руководствуясь статьей 303 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
принять отказ Видновского городского прокурора от апелляционного представления на решение Видновского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>.
Апелляционное производство по апелляционному представлению Видновского городского прокурора - прекратить.
Председательствующий
Судьи