РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Егорьевск Московской области 27 февраля 2020 года
Егорьевский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Приваловой О.В., при секретаре судебного заседания Аветисян М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Егорьевского городского прокурора Московской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № Управления Федеральной службы исполнения наказания по Московской области и Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Московской области о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
обращаясь в суд, Егорьевский городской прокурор Московской области просит, с учетом уточнений, обязать Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области устранить следующие нарушения, до ДД.ММ.ГГГГ: оборудовать камеры № одноярусными или двухъярусными кроватями установленного образца; оборудовать все камерные помещения решетками, соответствующими требованиям Приказа Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы»; провести косметический ремонт камерных помещений учреждения, с заменой поврежденного санитарно-технического оборудования; провести внутренний ремонт помещений прачечной учреждения с покраской стен, потолков, восстановлением плиточного покрытия; оборудовать помещение прачечной гладильной установкой; приобрести ванны для замачивания постельного белья, оборудовать прачечную приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, а также обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области обеспечить финансирование указанных мероприятий в Федеральном казенном учреждении Следственный изолятор № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области.
Помощник Егорьевского городского прокурора ФИО1 в судебном заседании заявление поддержала и пояснила, что Егорьевской городской прокуратурой проведена проверка исполнения ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Московской области, осуществляющим деятельность по адресу: <адрес> требований действующего уголовно-исполнительного законодательства. По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ начальнику УФСИН России по Московской области внесено представление об устранении нарушений закона в деятельности ФКУ СИЗО№ УФСИН России по Московской области. В ходе надзорных мероприятий установлено, что часть выявленных в ходе проверки нарушений до настоящего времени не устранена. Учреждением допускаются нарушения в содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, а также нарушений в части материально-бытового обеспечения и соблюдения технических требований к обустройству камерных помещений. В нарушение указанных требований в камерах № следственного изолятора используются не отвечающие установленным требованиям двухместные спальные места сплошного заполнения. Окна камерных помещений СИЗО№ оборудованы металлическими решетками, в результате чего недостаточно поступает естественное освещение. Внутренняя отделка помещений пищеблока требует проведения ремонта, имеются дефекты стен, потолка, пола в виде трещин, выбоин, а также частичного отсутствия напольной плитки. Прачечная следственного изолятора гладильной установкой не оборудована, а также не имеет изолированных санитарно-бытовых помещений, не оборудована приточно - вытяжная вентиляция с механическим побуждением. Ванны для замачивания постельного белья находятся в антисанитарном состоянии. Помещения прачечной нуждаются в проведении ремонтных работ. Необходимо покраска стен, потолков, восстановление плиточного покрытия. Значительная часть находящихся в эксплуатации камерных помещений не отвечает санитарно-гигиеническим нормам, требует ремонта. На стенах и потолках имеются протечки атмосферных осадков, наблюдается отслоение штукатурного слоя, краски, поражение грибком и другие дефекты, нарушение целостности пола и повреждения санитарно-технического оборудования, в связи с чем, помощник прокурора просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Московской области ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, мотивируя тем, что неустранение указанных прокурором нарушений связано с недостатком финансирования, предоставила соответствующие возражения.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Московской области ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, поддержал доводы представителя ФИО2 в полном объеме.
Представитель ответчика УФСИН по Московской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, предоставил возражения по иску.
Суд, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц, помощник Егорьевского городского прокурора Московской области ФИО1 против этого не возражала.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, права и свободы граждан являются непосредственно действующими.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст. 51 ФЗ от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» законом возложена обязанность по осуществлению надзора за соблюдением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, определяются Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В силу требований ст. ст. 10, 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении наказаний осужденным обеспечивается законность применения средств их исправления, правовая защита и личная безопасность; гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации. Кроме того, права и обязанности осужденных определяются уголовно-исполнительным законодательством, исходя их порядка и условий отбывания конкретного вида наказания. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказания.
В части 1 статьи 10 УПК РФ провозглашается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и их личную безопасность при исполнении наказаний.
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально- технической базы и социальной сферы; обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В силу ст. ст. 17, 23, 24 закона № 103 - ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право, в частности на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, им создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ).
Приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Положениями п. 42 данных Правил установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и пожарной безопасности.
Согласно п. 40 Правил, подозреваемым и обвиняемым должно быть предоставлено индивидуальное спальное место, с этой целью камеры оборудуются одноярусными или двухъярусными кроватями установленного образца.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено представителями ФКУ СИЗО – № УФСИН России по Московской области, до настоящего времени (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) не исполнены требования прокуратуры, указанные в уточненном исковом заявлении, и действующего законодательства, а именно: не оборудованы камеры № одноярусными или двухъярусными кроватями установленного образца; не оборудованы все камерные помещения решетками, соответствующими требованиям Приказа Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы»; не проведен косметический ремонт камерных помещений учреждения, с заменой поврежденного санитарно-технического оборудования; не проведен внутренний ремонт помещений прачечной учреждения с покраской стен, потолков, восстановлением плиточного покрытия; не оборудовано помещение прачечной гладильной установкой; не приобретены ванны для замачивания постельного белья, не оборудована прачечная приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением.
Ссылки ответчиков на отсутствие денежных средств на соблюдения норм и требований ст. 23, 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ, п. 40, 42 Приказа Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», в части создания подозреваемым и обвиняемым бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены и санитарии, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
Неукоснительное исполнение норм УИК РФ, обеспечение надлежащих условий отбывания наказания в данных учреждениях, охраны здоровья осужденных являются одними из основных задач уголовно-исполнительной системы в целом. Выполнение возложенных законодательством на исправительное учреждение обязанностей, соблюдение прав осужденных не должны ставиться в зависимость от недостатка финансирования ФКУ СИЗО – № УФСИН России по Московской области.
Таким образом, обязанность соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в полном объеме лежит на ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Московской области, наличие самого факта нарушений ФКУ СИЗО№ УФСИН России по Московской области санитарно-эпидемиологического законодательства, который нашел свое подтверждение в судебном заседании фактически не оспаривался ответчиками, свидетельствует о возникновении угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Доказательств, опровергающих данный вывод, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено.
В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса РФ, жизнь, здоровье и другие нематериальные права подлежат защите в судебном порядке.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ, перечень способов защиты гражданских прав не ограничен.
В силу ст. 7 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», территориальные органы уголовно - исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно - исполнительной системы на территориях субъектов Российской Федерации. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными им учреждениями уголовно-исполнительной системы, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.
К доводам представителя УФСИН России по Московской области, выраженных в возражениях от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что со стороны УФСИН России по Московской области были сделаны все мероприятия по обеспечению финансирования ФКУ СИЗО – № УФСИН России по Московской области, суд отвергает, как не нашедшие своего подтверждения в судебном заседании и полностью опровергнутые представителями ответчика ФКУ СИЗО № УФСИН России по Московской области. При этом суд учитывает, что выделенные денежные средства имеют целевой характер и расходуются по назначению. Вместе с тем, ответчиком УФСИН России по Московской области не представлены доказательства того, что были выделены денежные средства именно на устранение указанных прокурором в представлении об устранении нарушений закона и уточненном исковом заявлении нарушений, в связи с чем, суд возлагает на ответчика УФСИН России по Московской области обеспечить финансирование указанных в уточненном исковом заявлении мероприятий.
Учитывая вышеизложенное, исковое заявление Егорьевского городского прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление Егорьевского городского прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № Управления Федеральной службы исполнения наказания по <адрес> и Управлению Федеральной службы исполнения наказания по <адрес> о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ следующие нарушения:
- оборудовать камеры №, 8-13, 15 и 16 одноярусными или двухъярусными кроватями установленного образца;
- оборудовать все камерные помещения решетками, соответствующими требованиям Приказа Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы»;
- провести косметический ремонт камерных помещений учреждения, с заменой поврежденного санитарно-технического оборудования;
- провести внутренний ремонт помещений прачечной учреждения с покраской стен, потолков, восстановлением плиточного покрытия; оборудовать помещение прачечной гладильной установкой; приобрести ванны для замачивания постельного белья, оборудовать прачечную приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> обеспечить финансирование указанных мероприятий в Федеральном казенном учреждении Следственный изолятор № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Егорьевский городской суд в течение месяца.
Судья подпись О.В. Привалова