УИД: 59RS0004-01-2022-006280-38
Дело № 2-396/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2023 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Зуевой М.А.,
с участием представителя истца Кузнецовой О.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску КЕВ к управлению жилищных отношений администрации города Перми о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности,
установил:
КЕВ обратился с иском, в обоснование которогоуказывает, что он ДД.ММ.ГГГГ родился в зоне отселения ЧАЭС в селе <Адрес>. В соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту Закон либо Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1) вся местность, подвергшаяся радиоактивному заражению зонируется на несколько участков в зависимости от радиационной обстановки в них. Нумерация уровень опасности: № 1 – зона отчуждения, № 2 – зона отселения. В соответствии с ч. 6 ст. 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития. Министерствомсоциального развития Пермского края повторноДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение о том, что истец проживал в зоне отселения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о постановке на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях,на участие в госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, категория граждан подвергшихся радиационному воздействию катастрофы на ЧАЭС.Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии на учет гражданв качестве нуждающихся в жилых помещениях и во включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, подвергшихся воздействию радиации, вследствиекатастрофы на Чернобыльской АЭС. Истец полагает, что имеет право на льготы, установленные ч. 7 ст. 17 указанного Закона (обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размере и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз). Истцу выдали уведомление об отказенесмотря на то, что он проживал и выехал из зоны отселения и имеет все подтверждающие документы. ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Всоответствии с пп. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ 21.03.2006№ 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленномнастоящими Правилами, имеют следующие граждане Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Истец полагает, что сотрудники Управления жилищных отношений администрации г. Перми неверно понимают Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», его права ущемлены.
Истец просит признать распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, необоснованным и отменить. Подтвердить право истца на льготы, установленные ст. 6 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Возложить обязанность на ответчика принять решение о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении семьи КЕВ
Определением судьи Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Министерство социального развития Пермского края.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. В предварительном судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам, изложенным исковом заявлении, в письменных пояснениях, при этом пояснила, что ст.ст. 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) говорят о том, что истец может обратиться для постановки на учет по одному из оснований, либо нуждаемость, либо льготная категория. Истец обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося по льготной категории, поскольку имеет соответствующееудостоверение. Истец имеет право состоять на учете по льготной категории без условий, при этом нуждаемость и малоимущность не имеет значение. В отзыве ответчика отражена ст. 22Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, которая рассмотрена неверно. В определении Конституционного суда Российской Федерации от 14.01.2016 № 134-О говорится о том, что рожденные на территории, в данном случае в «зоне отселения» не относятся и не должны быть приравнены к категории граждан, указанных в ст. 22 Закона, они относятся к категориям граждан, указанных в ст. 17 Закона. Отказано по тому основанию, что в ст. 22 указаны граждане, вернувшиеся на эту территорию после 1994 года, а истец не возвращался в эту зону, он там родился. Рожденные и приехавшие, это разные понятия. Ответчик не правильно трактует ст. 22 Закона.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствиепредставителя. Ранее представлен письменныйотзыв из которого следует, что ч. 3 ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 установлено, что к гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после ДД.ММ.ГГГГ в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в ст. 7 настоящего Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящегоЗакона не предоставляются. В связи с указанным КЕВ не имеет права на социальную выплату в виде государственного жилищного сертификата на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств бюджета Российской Федерации. На основании изложенного ответчик полагает,что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствиепредставителя. Ранее представлен письменный отзыв, в котором указано, что названная мера социальной поддержки предоставляется гражданам, выехавшим добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. Само по себе удостоверение не подтверждает право на социальную выплату в виде государственного жилищного сертификата на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств бюджета Российской Федерации. КЕВ нуждающимся в улучшении жилищных условий не признан, следовательно, не имеет права на обеспечение жилой площадью. На основанииудостоверения истец получает льготы, установленные Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ №: ежегодная материальная помощь на оздоровление, оплата дополнительного отпускапродолжительностью 14 дней. Таким образом истец получает льготы, установленные законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Выслушав представителя истца, оценив доводы письменных отзывов, изучив материалы учетного дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, КЕВ родился ДД.ММ.ГГГГ в <Адрес> (л.д. 5).
ДД.ММ.ГГГГ родители КЕВ выехали из села <Адрес>.
В настоящее время КЕВ постоянно проживает и зарегистрирован в городе Перми по адресу: <Адрес>.
КЕВ, проживавшему в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в селе <Адрес> выдано удостоверение, в соответствии с которым он имеет право на меры социальной поддержки на компенсацию и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 4).
Исходя из материалов учетного дела, КЕВ обратился в Управление жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» составом семьи тричеловека (с супругой и дочерью) (л.д. 30-34).
Распоряжением начальника Управления жилищных отношенийадминистрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ КЕВ с составом семьи из трех человек, в том числе КДИ, КЕЕ в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также во включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧернобыльскойАЭС и приравненных к ним лиц отказано, так как представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в виду того, что предоставлено удостоверение о праве на льготы, которое не подтверждает право на социальную выплату в виде государственного жилищного сертификата на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств бюджета Российской Федерации (л.д. 23).
КЕВ направлено соответствующее уведомление (л.д. 24).
Положениями части 3 статьи 52 ЖК РФ обязанность по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена на органы местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Частью 2 названной статьи установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Из указанных положений закона следует, что жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право на получение жилого помещения предусмотрено отдельным законом.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно подпункту «е» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
В силу части 1 статьи 22 названного Закона гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, в том числе, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством РФ, один раз.
Отказывая в постановке на учет КЕВ, ответчик пришел к выводу, что на основании представленных документов КЕВ не имеет права на социальную выплату в виде государственного жилищного сертификата на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств бюджета Российской Федерации.
Суд соглашается с выводами, содержащимися в распоряжении № 998 от 24.08.2022, в связи с тем, что истецне относится к категории граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы, имеющего право на меры социальной защиты, установленные п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно части 2 статьи 22 названного Закона гражданам, переселившимся после 30.06.1986 на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
Гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 01.01.1994 в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 настоящего Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, не предоставляются (часть 3 статьи 22 Закона).
Таким образом, в данной статье регламентированы условия предоставления мер социальной поддержки гражданам, которые переселились в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение через определенный промежуток времени после аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 14.01.2016 № 134-О, от 24.04.2018 № 961-О, Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства ориентируя органы публичной власти на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), не закрепляет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, в том числеподвергшихся воздействию радиации.
Решение этих вопросов относится к компетенции законодательной власти, обладающей достаточной дискрецией в определении соответствующих мер социальной защиты и регламентации условий их предоставления (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997 № 18-П и от 19.06.2002 № 11-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2014 № 2636-0 и № 2671-0 и др.).
Устанавливая в Законе Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» систему мер социальной защиты граждан, пострадавших от данной катастрофы, законодатель предусмотрел их дифференциацию в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу таких граждан, а также с учетом степени риска, обусловленного радиационным воздействием на население в связи с проживанием и работой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы.
В этих целях в статье 13 названного Закона закреплен перечень категорий граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы и в связи с этим имеющих право на меры социальной защиты, а в его статьях 14 - 22 для каждой из таких категорий граждан предусмотрены возмещение вреда и меры социальной поддержки с определением в ряде случаев условий их предоставления.
В частности, закрепляя в статье 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право граждан, переселенных или добровольно выехавших из зоны отселения, на соответствующие меры социальной поддержки, законодатель в статье 22 названного Закона установил условия предоставления таких мер гражданам, которые переселились в эту зону через определенный промежуток времени после аварии на Чернобыльской АЭС.
Так, гражданам, которые переселились на постоянное место жительства в зону отселения после 30.06.1986 и впоследствии добровольно выехали из этой зоны на новое место жительства, указанные меры социальной поддержки предоставляются лишь при условии получения ими права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности периода проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы (часть вторая статьи 22).
Такое правовое регулирование основано на том, что указанные граждане, во-первых, не находились на загрязненных радионуклидами территориях в период максимального воздействия радиации и, во-вторых, переселились на данную территорию добровольно, сознавая наличие и степень риска проживания в зоне отселения. При его установлении федеральный законодатель действовал в пределах дискреционных полномочий, руководствовался необходимостью достижения баланса публичных и частных интересов в сфере социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации, посредством обеспечения адресности социальной поддержки, предоставляемой в связи с риском проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Суд приходит к выводу о том, что по объему прав КЕВ не может относиться к гражданам, указанным в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона № 1244-1 от 15.05.1991, так как истец не проживал и не находился в состоянии внутриутробного развития на территории зоны отчуждения или зоны отселения по состоянию с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, откуда население подлежало обязательному переселению, в период до завершения такого переселения, следовательно, не пострадал в равной мере с гражданами, которые проживали на указанных территориях и подверглись максимальному воздействию радиации и на него распространяются меры поддержки, как на лицо, переселившееся в зону после ДД.ММ.ГГГГ.
КЕВ родился на территории, отнесенной к зоне отселения ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, поэтому в отношении него меры социальной защиты, предусмотренные статьей 17 Закона, применению не подлежат. При этом необходимо учитывать, что лица, родившиеся на указанных территориях, приравниваются по объему прав к лицам, переселившимся туда добровольно, поскольку и те, и другие находятся в одинаковых условиях, на основании которых закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты (время и продолжительность проживания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения).
Само по себе удостоверение не подтверждает право на социальную выплату в виде государственного жилищного сертификата на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств бюджета Российской Федерации. На основании удостоверения истец получает льготы, установленные Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1: ежегодная материальная помощь на оздоровление, оплата дополнительного отпуска продолжительностью 14 дней, что самим истцом не оспаривалось.
Ссылка представителя истца в обоснование своей позиции на особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации С.М. Казанцева к Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 № 135-О не имеет правового значения, поскольку суду следует учитывать при принятии решения постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании положений Конституции РФ, о признании соответствующими либо не соответствующими Конституции РФ нормативных правовых актов (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку меры социальной поддержки в виде улучшения жилищных условий могут быть предоставлены истцу при условии получения права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования КЕВ к управлению жилищных отношений администрации города Перми о признании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий - подпись - И.Б. Чикулаева
Копия верна
Судья И.Б. Чикулаева
Мотивированное решение изготовлено 27.01.2023
Подлинное решение вшито в материалы гражданского дела № 2-396/2023
Ленинского районного суда г. Перми