Решение по делу № 2а-346/2022 от 18.02.2022

2а-346/2022

...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Айкино

18 апреля 2022 года

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Таскаевой М.Н.,

при секретаре Макаровой М.А.,

с участием административного истца Борисова О.А.,

представителя административных ответчиков ФКУ ИК-31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральной службы исполнения наказаний, заинтересованного лица ... А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Борисова О.А. к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», врио начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» Соловьёву В. о признании незаконным решения, взыскании компенсации за нарушение условий содержания,

установил:

Борисов О.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми (далее – ФКУ ИК-31) о признании незаконными действий, запрещающих получение бандеролей посредством EMS услуги, что, по мнению истца, нарушает условия его содержания, взыскании компенсации в порядке ст. 227.1 Кодекса административного производства Российской Федерации в размере 50000 рублей.

В обоснование требований Борисов О.А. сослался на ответ врио начальника ФКУ ИК-31 Соловьева П.В. от 04.02.2022 № ... на его обращение, в котором осужденному Борисову О.А. разъяснялось, что получение осужденными к лишению свободы почтовых отправлений EMS нормативными документами не предусмотрено, в связи с чем почтовые отправления EMS ФКУ ИК-31 не принимаются.

Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказания России, врио начальника ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми Соловьев П.В., заинтересованным лицом - ....

Административным ответчиком ФКУ ИК-31 на исковое заявление поданы возражения, в которых просили в удовлетворении требований Борисова О.А. отказать в полном объеме.

Административный истец Борисов О.А., принимавший участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, исковые требования поддержал, дополнил указанием на несогласие с запретом на получение также посылок. Пояснил, что испытывает необходимость в получении EMS-отправлений, поскольку данный вид услуги является экспресс-доставкой, что позволяет сэкономить время для отправлений с вложениями, состоящими из продуктов питания и срочных документов.

Представитель административных ответчиков и заинтересованного лица требования административного искового заявления не признала по доводам письменных возражений, пояснив, что посылки и бандероли для осужденных получает сотрудник ФКУ ИК-31 в отделении почтовой связи по доверенности. В данном случае нарушение прав Борисова О.А. со стороны ФКУ ИК-31 отсутствует, поскольку ему не запрещено получение почтовых отправлений иными видами связи.

Административный ответчик Соловьев П.В. при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принял.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении иска, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Исходя из положений ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одновременно с требованиями о признании решений, действий (бездействия) незаконными, влекущими нарушение условий содержания в исправительном учреждении, истцом могут быть предъявлены требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации) (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).

В силу ч.11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации бремя доказывания законности оспариваемых решения, действий (бездействия) возложена на административного ответчика.

В силу ст.2Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Являясь гражданами РФ, лица, отбывающие уголовное наказание, обладают правами и свободами человека и гражданина.

Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Осужденные к лишению свободы, достигшие совершеннолетия, отбывают наказание в исправительных учреждениях с различными видами режимов.

Установлено следующее.

Приговором Иркутского областного суда от 19.05.2011, постановленным с участием присяжных заседателей, Борисову О.А. назначено наказание в виде лишения свободы на срок 24 года 10 месяцев с отбыванием наказания в ИК строгого режима (с учетом изменения приговора Усть-Вымским районным судом от 11.12.2013).

В период с 02.12.2021 по настоящее время Борисов О.А. как злостный нарушитель порядка отбывания наказания содержится в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.

В соответствии с ч.1 ст. 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы мужчинам разрешается получение посылок, передач и бандеролей в количестве, установленном статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса. Максимальный вес одной передачи или посылки не должен превышать 20 килограммов, одной бандероли - 5 килограммов.

Порядок получения осужденными посылок, передач и бандеролей определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч.5 ст. 90).

Раздел XVI Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, устанавливает порядок приема и получения осужденными посылок, передач, бандеролей.

Так, в соответствии с п. 93 Правил осужденным разрешается получение установленного ст. 121, 123, 125, 127 и 131 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации числа посылок, передач и бандеролей.

Посылки, передачи и бандероли осужденные могут получать сразу же по прибытии в ИУ. При их поступлении в адрес лиц, не имеющих на то права, а также освобожденных либо умерших, возвращаются отправителям наложенным платежом с указанием причин возврата.

Перечень и вес вложений посылок, передач и бандеролей регистрируются администрацией ИУ в специальном журнале, после чего они выдаются осужденному под роспись.

Пунктом «в» части 3 статьи 123 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено право осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в строгих условиях в исправительных колониях строгого режима, получать две посылки или передачи и две бандероли в течение года.

Согласно карточке учета свиданий, выдачи передач, посылок и бандеролей осужденному Борисову О.А. положена норма посылок (передач) и бандеролей – по 2 в год (л.д....).

Судом установлено, что в декабре 2021 года Борисов О.А. устно обратился к заместителю Сыктывкарского специализированного прокурора, в котором просил разъяснить о возможности получения посылок и бандеролей посредством услуги EMS, зарегистрированном и направленным для рассмотрения по существу в ФКУ ИК-31.

В ответе врио начальника ФКУ ИК-31 от 04.02.2022 № ... осужденному Борисову О.А. разъяснено, что получение осужденными к лишению свободы почтовых отправлений EMS нормативными документами не предусмотрено, в связи с чем почтовые отправления EMS ФКУ ИК-31 не принимаются, с чем не согласился административный истец, обратившись с настоящим иском в суд, полагая, что его право на получение посылок и бандеролей данным видом отправки нарушено.

Понятие почтовых отправлений раскрыто в абзаце 19 статьи 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»: к ним относятся, в частности, адресованные письменная корреспонденция, посылки. В свою очередь, согласно абзацу 20 статьи 2 названного закона бандероль является письменной корреспонденцией.

Плата за оказание услуг почтовой связи (за почтовые отправления) в силу п. 23 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 взимается с отправителя при приеме почтовых отправлений в соответствии с тарифами, действующими на дату приема.

В соответствии с п.п. «б» п.3 Правил услуги почтовой связи подразделяются на универсальные услуги почтовой связи и иные услуги, в том числе услуги по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) почтовых отправлений, пересылаемых в сроки, в порядке и с логотипом, определенными актами Всемирного почтового союза, которые осуществляются оператором почтовой связи, уполномоченным в установленном порядке на оказание этих услуг (далее - услуги EMS (Express Mail Service).

В соответствии с подпунктом 1.2 статьи 14 Всемирной почтовой конвенции Всемирного почтового союза, принятой на Конгрессе в Женеве в 2008 г., Express Mail Service (EMS) является срочной почтовой службой для пересылки документов и грузов.

Согласно пункту 3.6 Генеральных условий оказания услуг Блока посылочного бизнеса и экспресс-доставки, являющихся приложением № 2 к приказу ФГУП «Почта России» от 21.12.2018 № 439-п, отправление EMS - внутреннее и международное регистрируемое почтовое отправление (обыкновенное, с объявленной ценностью), вес которого не должен превышать 31,5 кг. Отправления EMS принимаются курьером или в отделении почтовой связи и доставляются курьером по адресу, указанному на адресном ярлыке, в России и стране назначения, либо вручаются в отделении почтовой связи.

Услуги EMS - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) почтовых отправлений, пересылаемых в сроки, в порядке и с логотипом, определенными актами внутренней почтовой связи, которые осуществляются оператором почтовой связи, уполномоченным в установленном порядке на оказание этих услуг.

Приказом ФГУП «Почта России» от 07.03.2019 № 98-п утвержден Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (РПО), согласно пунктам 6.3.1.1 и 6.3.1.2 которого отправления EMS относятся к почтовым экспресс-отправлениям, принимаемым на условиях единичного, партионного и непартионного приема. Прием отправлений EMS осуществляется, в том числе в отделении почтовой связи по месту стационарного нахождения отправителя.

Порядок вручения РПО регламентируется Правилами оказания услуг почтовой связи № 234, в соответствии с которыми почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи (п.32).

Вручение регистрируемого почтового отправления (РПО) производится при предъявлении адресатом (уполномоченным представителем) документа, удостоверяющего личность, или с использованием определенного Предприятием иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи. Адресат (уполномоченный представитель) обращается в объект почтовой связи за получением почтового отправления, предъявив извещение, оформленное объектом почтовой связи или самостоятельно распечатанное на сайте Предприятия (п.10.1 Порядка). РПО вручается уполномоченному представителю адресата в порядке, регламентированном Инструкцией о предоставлении услуг по доверенности в отделениях почтовой связи (п.10.1.1 Порядка).

В силу п.10.3.2. Порядка доставке почтальоном по адресу, указанному на почтовом отправлении, подлежат, в том числе отправления EMS категорий «обыкновенная», «с объявленной ценностью» только в случае, если максимальный вес РПО не превышает 2,5 кг.

Таким образом, почтовые EMS - отправления являются видом почтовой услуги, посредством которой возможна отправка бандеролей и посылок, оплачиваемой отправителем, максимальный вес отправления не может превышать 31,5 кг по России, получение возможно уполномоченным лицом адресата в отделении почтовой связи АО «Почта России».

Из пояснений представителя административных ответчиков следует, что получение посылок и бандеролей, поступающих на имя осужденных, осуществляется представителем ФКУ ИК-31 в отделении почтовой связи по доверенности.

Анализ приведенных правовых актов позволяет суду прийти к выводу о возможности получения осужденным бандеролей и посылок посредством EMS услуги, поскольку действующее уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации не содержит императивного запрета на получениеосужденнымлицом почтовых EMS-отправлений, либо ограничений к тому, ограничивая лишь вес и количество разрешенных к получению почтовых отправлений в зависимости от вида режима, получение EMS – отправлений осуществляется в аналогичном получению универсальных услуг связи порядке путем предъявления представителем исправительного учреждения доверенностей в отделении почты.

Судом учитывается, что риск неполучения осужденным EMS – отправления ввиду превышения весового норматива либо запрещенных вложений, лежит на отправителе, оплатившем данный вид услуги, а также самом адресате (осужденном), каких-либо дополнительных обязательств на администрацию исправительного учреждения при получении EMS – отправления законодательство не налагает.

В этой связи позиция администрации ФКУ ИК-31, выраженная в ответе врио начальника ФКУ ИК-31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми Соловьёва П.В. от 04.02.2022 № ..., направлена на воспрепятствование реализации административным истцом своего права на получение EMS – отправлений, ограничивает последнего в возможности получения почтовых отправлений данным видом почтовой связи и в более сжатые сроки, тем самым создает угрозу нарушения права административного истца на получение посылок и бандеролей посредством не запрещенной законом для осужденных почтовой услуги.

На отсутствие в уголовно-исполнительном законодательстве и ведомственных нормативных актах ограничений в получении осужденными посылок и бандеролей, доставленных службой почтового сервиса EMS, также указано в письме Федеральной Службы исполнения наказаний от 10.11.2021 № ..., имеющемся в материалах дела.

Каких-либо доказательств в обоснование законности принятого врио начальника ФКУ ИК-31 Соловьевым В.П. решения, выраженного в письме от 04.02.2022 № ..., административными ответчиками не представлено.

Превышение должностным лицом полномочий либо использование их вопреки законной цели, а также правам и законным интересам административного истца, является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

Учитывая изложенное, ответ врио начальника ФКУ ИК-31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми Соловьёва П.В. от 04.02.2022 № ... признается судом незаконным.

Согласно части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при удовлетворении административного иска о признании незаконным решения органа, должностного лица, способ восстановления нарушенных прав административного истца определяется судом, принявшим соответствующий судебный акт.

Руководствуясь данной нормой закона, суд, приняв во внимание, что принятие решения о возможности получения осужденным почтовых отправлений заявленным истцом способом, а также издание соответствующих распоряжений о получении уполномоченным сотрудником в отделении почтовой связи EMS – отправлений относится к компетенции административного ответчика ФКУ ИК-31, приходит к выводу о возложении на ФКУ ИК-31 обязанности, в целях устранения угрозы нарушения прав административного истца, повторно рассмотреть обращение Борисова О.А.

Между тем, суд не усматривает оснований для взыскания с административного ответчика в пользу истца компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

В силу ч.5 и подп. «в» п.1 ч.7 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия с приведением в мотивировочной части решения суда мотивов, по которым присуждается компенсация или по которым отказано в ее присуждении.

Соответственно, суд в зависимости от характера и продолжительности установленного нарушения условий содержания в исправительном учреждении, а также обстоятельств, при которых такое нарушение было допущено и его последствий, может прийти к выводам, как о наличии оснований для присуждения компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, так и об отсутствии оснований для ее присуждения.

Из пояснений Борисова О.А. следует, что бандероли и посылки с использованием EMS сервиса ему не направлялись, следовательно, в данном случае отсутствуют какие-либо негативные, фактически наступившие для истца последствия, в том числе в виде отказа в выдаче поступившего EMS – отправления.

Вопреки доводам административного истца о том, что универсальными видами почтовой связи возможно отправить бандероли весом только 2,5 кг, в то время как ему положено получение бандеролей весом 5 кг, что осуществимо лишь посредством EMS – отправлений, которое ему запрещено, Приложением № 1 Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 предусмотрена отправка бандеролей весом от 100 гр до 5 кг.

Таким образом, Борисов О.А. не лишен возможности получения бандеролей весом 5 кг, равно как и посылок, посредством универсальной услуги.

Учитывая изложенное, основания для присуждения Борисову О.А. компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175-180, 227, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Борисова О.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение врио начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» Коми Соловьёва В. от 4 февраля 2022 года № ... в части разъяснения о невозможности получения почтовых EMS - отправлений.

Обязать ФКУ ИК-31 повторно рассмотреть обращение Борисова О.А. о возможности получения почтовых EMS-отправлений в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Исковые требования Борисова О.А. к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», врио начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» Соловьёву В. о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, выразившихся в необоснованном отказе в получении почтовых EMS-отправлений, в размере 50000 рублей оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий М.Н.Таскаева

...

2а-346/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Борисов Олег Анатольевич
Ответчики
начальник ФКУ ИК-31 УФСИН России по РК, Соловьев П.В.
ФСИН России
ФКУ ИК-31
Другие
УФСИН России по РК
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Таскаева М.Н.
Дело на странице суда
uwsud.komi.sudrf.ru
18.02.2022Регистрация административного искового заявления
18.02.2022Передача материалов судье
21.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
21.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2022Судебное заседание
24.03.2022Судебное заседание
18.04.2022Судебное заседание
29.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее