Судья Петрова Е.А.
Дело № 33-4378-2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда
всоставе председательствующего Титовца А.А.,
судей Заривчацкой Т.А., Лобанова В.В.,
при секретаре Анохиной Ю.А.
рассмотрела 20 апреля 2016 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Поповой Т.Б. на решение Березниковского городского суда Пермского края от 14 января 2016 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении исковых требований Поповой Т.Б. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонное) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, включении периодов работы в ПО «Сода» аппаратчиком центрифугирования в отделении поваренной соли цехов №1/12 и 4/12 с 24.05.1986 по 06.02.1989, аппаратчиком выпаривания в отделении выпаривания натрия хлористого (технического) цеха № 1/12 с 07.02.1989 по 31.08.1990 в специальный стаж по Списку № 1, назначении пенсии с 15.07.2015.
Заслушав доклад судьи Лобанова В.В., объяснения представителей истца Головатюка В.В., ответчика Зимнина В.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
17 ноября 2015 года истец Попова Т.Б. обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонное), просит суд:
- признать за истцом право на досрочное назначение трудовой пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»,
- обязать ответчика включить в специальный стаж по Списку № 1 периоды работы в ПО «Сода»:
аппаратчиком центрифугирования в отделении поваренной соли цехов №№1/12 и 4/12 с 24.05.1986 по 06.02.1989,
аппаратчиком выпаривания в отделении выпаривания натрия хлористого (технического) цеха №1/12 с 07.02.1989 по 31.08.1990,
- обязать ответчика назначить истцу пенсию с 15 июля 2015 года.
В обоснование исковых требований указано, что 15 июля 2015 года Попова Т.Б. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии как лицу, работавшему на работах с вредными условиями труда.
31 июля 2015 года Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ответчика отказала в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с недостаточностью специального стажа, при этом Комиссия не включила в специальный стаж указанные в исковом заявлении периоды работы. Истец считает отказ во включении названных периодов в специальный стаж необоснованным, полагает, что имеет право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме, считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец не явился. Поскольку о времени и месте судебного заседания истец был извещен заблаговременно и надлежаще, об отложении дела не просил, об уважительных причинах неявки не сообщил, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не нашла оснований к отмене решения.
Правоотношения, возникшие между истцом и ответчиком в связи с назначением пенсии, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», которым установлено, что:
- право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8),
- страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет; в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам (пункт 1 части 1 статьи 30),
- периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30),
- периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) – часть 4 статьи 30.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются:
Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Список № 1 от 26.01.1991),
Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 (далее по тексту - Список № 1 от 22.08.1956).
В разделе VIII «Химическое производство» Списка № 1 от 22.08.1956 указаны рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день при производстве минеральных солей, либо на работах, обеспечивающих его выполнение.
В разделе VIII «Химическое производство» Списка № 1 от 26.01.1991 также указаны рабочие и инженерно-технические работники, занятые полный рабочий день в цехах, производствах (на правах цехов) и отдельных установках при производстве минеральных солей.
В приложении к Разъяснению «О порядке применения на территории РСФСР Списков № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 № 10, и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 года Постановлением Совета Министров РСФСР от 2октября 1991 года № 517» от 8 января 1992 года №1, утвержденному приказом Министерства труда и занятости населения РСФСР № 3 и приказом Министерства социальной защиты населения РСФСР № 235 от 8 января 1992 года, предусмотрен Перечень наименований производств, входящих в состав объединенных производств, предусмотренных, в том числе разделом VШ «Химическое производство» Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, согласно которому наименование объединенных химических производств, предусмотренных в Списках на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Кабинетом Министров СССР от 26.01.1991 №10, «минеральные соли» соответствует наименованию производств, входящих в состав объединенных производств и предусмотренных Списками, утверждёнными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, «минеральных солей (п. 6), производство сернистого натрия (п. 6), нитрита натрия (п. 6), бикарбонатов (п. 6), кальцинированной соды (п. 6), хлоратов (п. 6), перхлоратов, гипохлоритов (п. 1), гипофосфитов (п. 2)».
Как следует из материалов дела и установлено судом, Попова Т.Б. работала в ПО «Сода»:
- с 24 мая 1986 года в цехе № 4/12 в должности аппаратчика центрифугирования отделения поваренной соли (технической),
- с 1 июля 1987 года – в должности аппаратчика центрифугирования отделения поваренной соли (технической) цеха № 1, производства 12,
с 7 февраля 1989 года по 31 августа 1990 года - в должности аппаратчика выпаривания отделения натрия хлористого (технического) цеха №12 производства 12,
что подтверждается архивной справкой, копией трудовой книжки.
Как следует из технического регламента БС-40-79 производства натрия хлористого технического, сырьём для получения поваренной соли является натриевый рассол, поступающий из цеха кальцинированной соды № 1, где он предварительно очищается от солей кальция и магния.
Согласно штатным расписаниям по производству № 12 (площадка №1) ПО «Сода» за 1986-1988 г.г., условия труда аппаратчика центрифугирования в отделении поваренной сопи (технической) работодателем определены как нормальные, за 1989-1990 г.г. - условия труда аппаратчика выпаривания натрия хлористого (технического) в отделении натрия хлористого (технического) работодателем определены как нормальные.
Согласно архивной справке от 30.11.2006, выданной ОАО «БСЗ», Березниковский содовый завод приказом МХП СССР № 197 от 13.03.1980 переименован в Березниковское производственное объединение «Сода», постановлением № 301а от 26.02.1993 администрации г.Березники БПО «Сода» зарегистрировано как Акционерное общество открытого типа «Сода», постановлением №5п-602 от 30.05.1996 администрации г. Березники АООТ «Сода» зарегистрировано как ОАО «Сода» на основании акционирования предприятия. В связи с решением Арбитражного суда Пермской области от 30.07.2001 по делу № А50-13056/2000-Б о признании ОАО «Сода» несостоятельным (банкротом) все подразделения и службы, входившие в состав ОАО «Сода», ликвидированы.
15 июля 2015 года Попова Т.Б. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по Списку №1.
Решением ответчика от 30 июля 2015 года Поповой Т.Б. отказано в досрочном назначении пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Как следует из протокола заседания Комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 30 июля 2015 года, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Поповой Т.Б., не засчитан период её работы с 24.05.1986 по 14.01.1995, так как не подтверждается занятость в осуществлении технологического процесса получения химического продукта, предусмотренного разделом VIII «Химическое производство» в соответствии со Списками №№ 1 и 2 производств, либо на работах, обеспечивающих его выполнение.
Установив приведённые выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд пришёл к обоснованным выводам, что:
- исковые требования истца удовлетворению не подлежат,
- решение по определению перечня рабочих мест и должностей, работники которых имеют право на льготное пенсионное обеспечение, предоставлено работодателю, который подтверждает характер работы и доводит до сведения работников, работодателем факт льготной работы истца не подтвержден,
- исходя из разъяснений, изложенных в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «Опрактике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», показания допрошенной в судебном заседании свидетеля Н. не могут быть приняты судом в качестве допустимого доказательства, подтверждающего характер работы истца,
- поскольку истцом не представлено доказательств выполнения в спорные периоды работы во вредных условиях труда, ответчик обоснованно отказал истцу во включении данных периодов в специальный стаж для назначения досрочной пенсии,
- периоды работы истца в ПО «Сода» аппаратчиком центрифугирования в отделении поваренной соли цехов № 1/12 и 4/12 с 24.05.1986 по 06.02.1989, аппаратчиком выпаривания в отделении выпаривания натрия хлористого (технического) цеха №1/12 с 07.02.1989 по 31.08.1990 не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Доводами апелляционной жалобы указанные выводы не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы истца, что:
- суду следовало принять во внимание, что лица, работавшие на спорном производстве натрия хлористого, выходили на пенсию по Списку №1, в частности свидетелю Н. работодатель подтвердил специальный стаж до 1984 года, К. работала 23.07.1966 по 23.06.1993 аппаратчиком выпаривания на том же самом производстве, вышла досрочно на пенсию, работодатель подтвердил данный период как льготный,
- согласно техническим регламентам производство натрия хлористого входило в состав производства металлического натрия, поэтому в поясняющей справке К. указана работа в производстве металлического натрия,
- утверждения ответчика, что производство поваренной соли технической имело основную направленность на изготовление товаров народного потребления, не подтверждено доказательствами,
- Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, на которое ссылается суд, принято позднее спорного периода работы истца, на прошлые правоотношения не распространяется, -
отклоняются судебной коллегией как необоснованные, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, имеющимся в деле доказательствам и нормам материального и процессуального права.
По мнению судебной коллегии, в материалах дела отсутствуют доказательства работы истца в спорные периоды на работах с вредными условиями труда, эти обстоятельства не подтверждены работодателем, свидетельскими показаниями нельзя подтверждать характер работы истца, других доказательств работы с вредными условиями труда истцом не представлено. Ссылки на условия досрочного пенсионного обеспечения других работников не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку истцом указан другой период работы Н. (до 1984 года), указано, что работодатель подтвердил её специальный стаж.
Представитель ответчика пояснил в суде апелляционной инстанции, что в пенсионное дело К. внесены исправления, периоды работы, аналогичные периодам работы истца, исключены из специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.
Ссылка в решение суда на Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 указывает на то, что и после 1991 года обязанность по определению перечня рабочих мест, наименования профессий и должностей работников, которым необходимо установить льготное пенсионное обеспечение, была возложена на работодателя. Указанная ссылка на норму права не влияет на обоснованность выводов суда первой инстанции о том, что отсутствуют доказательства работы истца в спорные периоды на работах с вредными условиями труда.
Судебная коллегия полагает, что:
- отсутствуют основания для удовлетворения требований истца включить оспариваемые периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии,
- поскольку страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию, у Поповой Т.Б. отсутствует необходимый специальный стаж 7 лет 6 месяцев на работах с вредными условиями труда, то это является основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований о возложении обязанности на ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию со дня обращения с заявлением к ответчику 15 июля 2015 года.
Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Березниковского городского суда Пермского края от 14января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Поповой Т.Б. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи Пермского краевого суда