Дело № 12-247 З/2017
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ, Коломенский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Коломенского городского суда Московской области Зуйкиной И.М., при секретаре судебного заседания Кургиной П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Голованова Ильи Владимировича на постановление Межмуниципального отдела Государственного земельного надзора по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Межмуниципальным отделом Государственного земельного надзора по Воскресенскому, Коломенскому, Луховицкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в отношении Голованова И.В., директора муниципального казенного учреждения «Специализированная похоронная служба Коломенского муниципального района» составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление № о привлечении к административной ответственности в отношении Голованова И.В. и назначено наказание в виде административного штрафа в сумме <данные изъяты>. Голованов И.В. полагает, что не выяснены все обстоятельства имеющие значение для дела. Порядок привлечения должностного лица к административной ответственности был нарушен.
Представитель Государственного земельного надзора по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> не согласилась с жалобой, в обоснование своих возражений пояснила, что, организацию похоронного дела осуществляют органы местного самоуправления в соответствии со ст. 8 ФЗ «О захоронениях». В полномочия специализированной службы входит только оказание услуг по погребение, ст. 2115/207-ОЗ от 17.07.2007 г., остальное осуществляется уполномоченными органами или должностным лицом. На основании положения «Об организации похоронного дела в Коломенском районе» №, полномочия были переданы в специальную службу. Администрация не должна была передавать данные функции: ведение учета захоронений, проведение инвентаризаций кладбищ, выдача разрешений на захоронения. Инвентаризация проводилась в ДД.ММ.ГГГГ незаконные захоронения были выявлены, забор стоит не по границам, решение о закрытии кладбища не принималось. Документы по инвентаризации не были предоставлены. До момента составления протокола документы не были предоставлены. ФИО5 был предоставлен длительный срок для сбора документов, однако документы не предоставили. В соответствии с законодательством, прежде чем предоставить земельный участок под размещение кладбища Администрация обязана закрепить за собой право собственности на земельный участок. Сведения о праве собственности отсутствовали.
Выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы административного дела, доводы жалобы, что жалоба Голованова И.В. не подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что в ходе административного обследования объекта земельных отношений – земельного участка с кадастровым номером №, было выявлено, что на земельном участке расположено кладбище «Федосьинское», а также установлено несоответствие размещения забора, что образует по сведениям ЕГРН незаконно занятый земельный участок, площадью <данные изъяты> на котором расположена часть забора и места захоронений.
При проведении административного обследования выявлено, что при входе на кладбище, в соответствии с п. 20 постановления Правительства Московской области «Об утверждении порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области» от 30.12.2014 года № 1178/52, установлена вывеска с указанием наименования кладбища (Кладбище «Федосьинское»), управляющего органа «Муниципальное казенное учреждение «Специализированная похоронная служба Коломенского муниципального района» Московской области), адресов и телефонов управляющих и контролирующих органов, правил захоронения и посещения кладбища, режима работы.
По результатам проверки постановлением Межмуниципального отдела Государственного земельного надзора по Воскресенскому, Коломенскому, Луховицкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № директор муниципального казенного учреждения «Специализированная похоронная служба Коломенского муниципального района» Голованов И.В. привлечен к административной ответственности по <данные изъяты> и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>
В соответствии с п.п. 17 п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, вопрос о содержании на территории муниципального района межпоселковых мест захоронения, организация ритуальных услуг.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 №8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагаются обязанность по осуществлению погребения умерших.
Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органом местного самоуправления.
Земельные участки, на которых расположены кладбища, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с п.п. 1 ст. 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 № 8-ФЗ Администрацией Коломенского муниципального района, создана специализированная служба по вопросам похоронного дела - Муниципальное казенное учреждение «Специализированная похоронная служба Коломенского муниципального района», №, дата государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, наименование регистрирующего органа: Межрайонная инспекция ФНС № 7 по Московской области; адрес (место нахождения) иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности: <адрес>, которому в соответствии с действующим законодательством, передан в пользование на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Жилой дом. Участок находится примерно в <данные изъяты> от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, кадастровый №, категория земель: <данные изъяты>
В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области» от 17.07.2007 №115/2007-03 учет всех кладбищ, расположенных на территории муниципального образования Московской области, ведет уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела в установленном им порядке.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 11 Закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области» от 17.07.2007 №115/2007-ОЗ уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела ведет учет всех захоронений, произведенных на территории кладбищ, находящихся в ведении органа местного самоуправления, а также производит их инвентаризацию не реже одного раза в три года.
В соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 11 Закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области» от 17.07.2007 №115/2007-ОЗ не допускается устройство захоронений с нарушением установленной планировки кладбища, в том числе между местами захоронений, на обочинах дорог и в границах санитарно-защитной зоны.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 18 Закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области» от 17.07.2007 г. №115/2007-03 каждое захоронение, произведенное на территории кладбища, находящегося в ведении органа местного самоуправления, регистрируется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела в книге регистрации захоронений. Запись о регистрации захоронения вносится в удостоверение о захоронении.
В соответствии с п. 38 Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 г. № 1178/52, не допускается предоставлять места для захоронений на общественных кладбищах, земельные участки которых не оформлены в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с постановлением Администрации Коломенского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, положением об организации похоронного дела в Коломенском муниципальном районе, утвержденным постановлением администрации Коломенского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, частично функции уполномоченного органа местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на территории Коломенского муниципального района возложены на МКУ «СПС Коломенского муниципального района».
В соответствии <данные изъяты> положения об организации похоронного дела в Коломенском муниципальном районе, утвержденным постановлением администрации Коломенского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, МКУ «СПС Коломенского муниципального района», наделена, в том числе следующими полномочиями:
- ведение учета всех кладбищ, расположенных на территории Коломенского муниципального района;
- организация мероприятий, обеспечивающих проведение не реже одного раза в три года инвентаризации захоронений на муниципальных кладбищах;
- ведение учета всех захоронении, произведенных на территории кладбищ, находящихся в ведении администрации Коломенского муниципального района, регистрация захоронений;
- выдача удостоверений о захоронении;
- регистрация ранее неизвестных мест захоронений, а в необходимых случаях организация перезахоронения останков.
Выше указанные полномочия, также закреплены в <данные изъяты> устава МКУ «СПС Коломенского муниципального района», утвержденного постановлением администрации Коломенского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №. Кроме того, согласно уставу МКУ «СПС Коломенского муниципального района», данная организация:
- осуществляет подготовку предложений по приостановлению или прекращению деятельности на месте погребения при нарушении санитарных и экологических требований, а также по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека (п. ДД.ММ.ГГГГ Устава);
- разрабатывает предложения по строительству новых, расширению, закрытию или переносу действующих кладбищ (п. ДД.ММ.ГГГГ Устава);
В соответствии с <данные изъяты> устава управление в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и уставом, осуществляется директором на принципе единоначалия.
В соответствии с <данные изъяты> Устава директор учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с объяснениями заместителя руководителя администрации Коломенского муниципального района Московской области Глущенко С.Л. от ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ проведена инвентаризация выше указанного кладбища, также с ДД.ММ.ГГГГ разрешения на захоронения выдает МКУ «СПС Коломенского муниципального района».
В соответствии с заявлением должностного лица директора МКУ «СПС Коломенского муниципального района» Голованова И.В. от ДД.ММ.ГГГГ разрешения на захоронения и регистрация захоронений осуществляется по заявлениям граждан, после проведения инвентаризации мест захоронений кладбища было выявлено, что произведены захоронения за пределами границ кладбища, следовательно, заявитель знал о наличии захоронений за пределами кладбища, на землях не разграниченной государственной собственности. Данное обстоятельство заявителем в судебном заседании не оспаривалось.
При этом, как должностное лицо, директор МКУ «СПС Коломенского муниципального района» Голованов И.В., в течении длительного времени, не предпринял все зависящие от него меры по контролю за недопущением самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Согласно ст. 25 Земельного Кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III (Собственность на землю) и IV (Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками) Земельного Кодекса РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости на ДД.ММ.ГГГГ самовольно занятый земельный участок площадью <данные изъяты> находится на землях не разграниченной государственной собственности, не сформирован, не прошел государственный кадастровый учет, не оформлен в муниципальную собственность не передан МКУ «СПС Коломенского муниципального района» в пользование, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В ходе административного обследования ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> по адресу: <адрес> (место совершения административного правонарушения), было установлено, что самовольно заняв территорию земельного участка площадью <данные изъяты> находящегося на землях не разграниченной госсобственности, в отсутствие предусмотренным законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, должностное лицо Голованов И.В. совершил административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрен статьёй <данные изъяты>
В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ административным правонарушением признается самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При таких обстоятельствах, поскольку судом установлено, что заявитель как должностное лицо не предпринимал мер по предотвращению захоронений на земельном участке площадью <данные изъяты> находящимся на землях не разграниченной государственной собственности, суд приходит к выводу, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности по <данные изъяты>, а также, что оснований для удовлетворения жалобы Голованова И.В. на постановление Межмуниципального отдела Государственного земельного надзора по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.
Суд не усматривает нарушения норм законодательства при привлечении Голованова И.В. к административной ответственности.
При назначении наказания учитывался характер совершенного правонарушения, сведения о нарушителе, степень его вины. Применено минимальное наказание в виде штрафа в сумме <данные изъяты> для должностных лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении Межмуниципального отдела Государственного земельного надзора по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в отношении Голованова Ильи Владимировича от ДД.ММ.ГГГГ № по <данные изъяты> оставить без изменения, жалобу Голованова Ильи Владимировича без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение 10 дней.
Судья
Коломенского городского суда
Московской области подпись И.М. Зуйкина
<данные изъяты>
<данные изъяты>