Решение по делу № 2-3539/2021 от 01.02.2021

копия

24RS0041-01-2021-000891-68

Дело № 2-3539/2020

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2021 года                              г. Красноярск

Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе

председательствующего судьи Басинской Е.В.

при секретаре Тарских Я.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Пасечник Василию Алексеевичу о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с иском к Пасечник В.А., в котором просит признать незаконной деятельность ответчика, связанную с эксплуатацией земельного участка с кадастровым номером У и негативным влиянием на берег водного объекта и русла руч.Нанжуль, возложить на ответчика обязанность прекратить лично-бытовую и хозяйственную деятельность на земельном участке с кадастровым номером У до восстановления берега водного объекта и русла руч.Нанжуль, возложить обязанности восстановить берег и русло руч.Нанжуль в первоначальный вид, очистить берег руч.Нанжуль от навалов камней, гравия и грунта, обломков бетона, досок, в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Требования мотивирует тем, что Пасечник В.А. владеет земельным участком н основании договора аренды, согласно которого обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом участке и прилегающей территории. При обследовании земельного участка выявлен факт изменения правого берега руч.Нанжуль навалами крупных камней, гравия и грунта, обломков бетона, досок. Пасечник В.А. привлечен к административной ответственности постановлением министерства от 17.11.2020г. №10-11/ЭВ от ст.7.6 КоАП РФ «Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий». С момента вынесения постановления ответчиком не предпринято каких-либо мер, направленных на заключение договора водопользования, не осуществлены работы по восстановлению водного объекта.

Представитель Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще и своевременно.

Ответчик Пасечник В.А. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Согласно ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося ответчика, в порядке заочного производства.

Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В силу ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы потребления подлежат сбору, транспортировке, хранению условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

Согласно пп..1,2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно части 1 статьи 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Таким образом, обязанность по осуществлению мероприятий, связанных с охраной земельных участков, возлагается на граждан, имеющих право собственности на такие земельные участки и (или) осуществляющих право пользования такими участками.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя. Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность). Положение о министерстве утверждено постановлением Правительства Красноярского края от 28.11.2017 № 715-п (далее - Положение).

Согласно пункту 2.1 Положения министерство осуществляет обеспечение создания условий, направленных на охрану, оздоровление и улучшение состояния окружающей среды, сохранение биологического разнообразия, природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное и рекреационное значение, удовлетворение потребности края в природных ресурсах.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения министерство осуществляет обеспечение рационального природопользования, в том числе восстановление возобновляемых природных ресурсов, полного и многократного использования отходов производства и потребления.

Пункт 2.5 Положения предусматривает, что министерство осуществляет обеспечение соблюдения законодательства в областях охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обеспечения радиационной безопасности, водного законодательства, законодательства об экологической экспертизе, законодательства об особо охраняемых природных территориях, законодательства о недрах, в областях охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами.

Таким образом, министерство вправе обращаться в судебные органы с исковыми требованиями относительно возложения, в том числе на граждан обязанности исполнения обязательных требований природоохранного законодательства.

В силу ч.1, 2 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ч.4 указанной статьи ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: 1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров; 2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; 3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормами.

В судебном заседании установлено, что 16 октября 2020 года Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края, в ходе проведения планового (рейдового) осмотра водоохранной зоны Х в Х в районе на земельных участках с кадастровыми номерами: У установлено следующее. Участок расположен по обе стороны от русла Х. На левом берегу реки видимых изменений не обнаружено. На правом берегу с задней стороны автосервиса, других строений и между строениями навалы крупных камней, гравия и грунта, обломков бетона, досок, более 15 навалов. Камни и грунт по склону берега ссыпаются непосредственно в русло Х, русло извилистое, сужено насыпанными камнями и грунтом, на некоторых участках до 0,5 метра. Длина измененного участка берега около 115 метров. Кроме того, на берегу имеется навал автомобильных покрышек (8 шт.).

Как следует из выписки из ЕГРПН от 05.10.2020г. правообладателем земельного участка с кадастровым номером У является Пасечник В.А. на правах аренды.

Согласно договора аренды У от 24.04.2019г., заключенного между администрацией Емельяновского района Красноярского края (Арендодатель) и Пасечник В.А. (Арендатор), Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду сроком на 4 лет земельный участок расположенный по адресу: Х, квартал Центральная промзона, участок У, с кадастровым номером У, общей площадь. 2900,00 кв.м., из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для строительства складских помещений для хранения строительных материалов. В соответствии с п.4.4 договора Арендатор обязан: не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Факт наличия свалки на земельном участке, правообладателем которого является ответчик, на момент проверки, а также в период рассмотрения дела судом ответчиком не оспаривался.

Кроме этого, в судебном заседании не установлены лица, деятельность которых была бы связана с причинами возникновения указанной свалки.

Сведений о лицах, фактически осуществляющих какую-либо деятельность на указанном участке, и являющихся собственниками образующихся при этом отходов, ответчик не представил.

Учитывая вышеизложенное, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При рассмотрении вопроса о предоставлении ответчику срока для устранения недостатков по очистке лесосеки, судом принимаются во внимание обстоятельства и в время года, влияющие на устранение указанных в иске недостатков, в связи с чем суд считает необходимым предоставить ответчику реальный срок для устранения заявленных истцом недостатков.

Срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для восстановления земельного участка в первоначальное состояние суд находит разумным, обоснованным и достаточным для исполнения судебного акта.

Согласно ст. 103 ГПК РФ устанавливающей, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, суд находит необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину, в размере, установленном ст. 333.19 НК РФ в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края удовлетворить.

Признать незаконной деятельность Пасечник Василия Алексеевича, связанную с эксплуатацией земельного участка с кадастровым номером У и негативным влиянием на берег водного объекта и русла руч.Нанжуль.

Возложить на Пасечник Василия Алексеевича обязанности восстановить в пределах земельного участка с кадастровым номером У берег и русло руч.Нанжуль в первоначальный вид, очистить берег руч.Нанжуль от навалов камней, гравия и грунта, обломков бетона, досок, в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Запретить Пасечник Василию Алексеевичу лично-бытовую и хозяйственную деятельность на земельном участке с кадастровым номером У до восстановления берега водного объекта и русла руч.Нанжуль.

Взыскать с Пасечник Василия Алексеевича в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                 Е.В. Басинская

Мотивированное решение изготовлено 08.07.2021г..

Подлинник находится в материалах гражданского дела №2-3539/2021

2-3539/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство экологии и регионального природопользования Красноярского края
Ответчики
Пасечник Василий Алексеевич
Суд
Октябрьский районный суд г. Красноярск
Судья
Басинская Е.В.
Дело на странице суда
oktyabr.krk.sudrf.ru
01.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2021Передача материалов судье
01.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.05.2021Предварительное судебное заседание
16.06.2021Судебное заседание
08.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
14.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее