Дело № 2-415/2018 Председательствующий судья – Бузинская В.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-1297/2019
г. Брянск 02 апреля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего |
Зубковой Т.И., |
судей областного суда |
Сокова А.В., Ильюхиной О.Г., |
при секретаре |
Раковской И.А., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителей ответчиков начальника отделения (территориального, г. Брянск) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ Семененко Н.В., ФГКУ «Западрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации Беркутовой И.В. на решение Дубровского районного суда Брянской области от 21.12.2018 года по гражданскому делу по иску Овсянникова Дмитрия Николаевича к войсковой части 41495, отделению (территориальное - г. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ об оспаривании и отмене решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, признании права на обеспечение жильем и понуждении обеспечить жильем путем предоставления субсидии на приобретение жилого помещения на состав семьи 3 человека.
Заслушав доклад судьи Ильюхиной О.Г., пояснения представителя истца Овсянникова Д.Н. – Михальченко С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Овсянников Д.Н. обратился в суд с иском к войсковой части 41495, отделению (территориальное - г. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ об оспаривании и отмене решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, признании права на обеспечение жильем и понуждении обеспечить жильем путем предоставления субсидии на приобретение жилого помещения на состав семьи 3 человека, ссылаясь, что до ДД.ММ.ГГГГ по контракту проходил военную службу в войсковой части 41495 п. Сеща Дубровского района Брянской области. На время военной службы ему на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного 201 КЭЧ г. Клина Московской области на состав семьи из трех человек (он, жена - Овсянникова Е.Ю. и сын- ФИО8), была предоставлена служебная <адрес>. Решением территориального отделения г. Брянска ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ он был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи 3 человека, включая его, жену и сына. Впоследствии он изъявил желание вместо предоставления жилого помещения получить субсидию для приобретения (строительства) жилого помещения. Приказом командующего военно-транспортной авиации № от ДД.ММ.ГГГГ Овсянников Д.Н. уволен с военной службы по окончании срока контракта с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений, после чего приказом командира войсковой части 41495 исключен из списков личного состава части по указанным выше основаниям. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ ему предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения по нормативу общей площади жилого помещения 42 кв.м, т.е. с учетом состава семьи 2 человека. Из разъяснения, полученного в территориальном отделении г. Брянска ФГКУ «Западрегионжилье» в августе 2018 года, следовало, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ его жена Овсянникова Е.Ю. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с ее обеспечением жилой площадью в 2003 году в составе семьи отца (военнослужащего ФИО9), которая впоследствии в июне 2003 года была отчуждена ею.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Овсянников Д.Н. просил суд признать незаконным решение ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, отменить его, признать за ним право на обеспечение жилым помещением на состав семьи из трех человек и обязать ответчиков обеспечить его с женой и сыном жильем путем предоставления единовременной денежной субсидии на приобретение жилья на состав семьи из 3 человек.
Определением судьи Дубровского районного суда Брянской области от 15.11.2018 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Овсянникова Е.Ю.
Решением Дубровского районного суда Брянской области от 21.12.2018 года исковые требования Овсянникова Д.Н. удовлетворены. Судом постановлено: признать незаконным и отменить решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях Овсянниковой Е.Ю. - супруги майора Овсянникова Д.Н.; признать за Овсянниковым Д.Н. право на обеспечение жилым помещением путем предоставления денежной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) на состав семьи 3 человека, включая его самого, супругу Овсянникову Е.Ю., 1979 года рождения и сына ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, территориальное отделение - г. Брянск ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации предоставить майору запаса Овсянникову Д.Н. и совместно проживающим с ним членам семьи: супруге Овсянниковой Е.Ю. и сыну ФИО8 субсидию для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) с учетом норматива общей площади жилого помещения 54 кв.м с зачетом ранее предоставленной Овсянникову Д.Н. субсидии на указанные выше цели в размере 4 133 001 руб. 60 коп.
В апелляционной жалобе начальник отделения (территориального - г. Брянск) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ Семененко Н.В. просит решение Дубровского районного суда Брянской области от 21.12.2018 года отменить, как незаконное. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции дано неправильное толкование статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Ссылается, что в случае, если военнослужащий и/или член его семьи распорядился полученным ранее от военного ведомства жилым помещением и не может в установленном порядке сдать его или приходящуюся на него часть жилья, он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ. Полагает, что Овсянникова Е.Ю., будучи членом семьи военнослужащего (отца), добровольно реализовавшая свое право на получение жилья от Министерства обороны РФ посредством участия в программе «государственные жилищные сертификаты» и распорядившаяся приобретенным в собственность жильем по своему усмотрению, не имеет права на повторное обеспечение жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ Беркутова И.В. просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на доводы аналогичные доводам начальника отделения (территориального - г. Брянск) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ Семененко Н.В.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Овсянникова Д.Н. – Михальченко С.А. просил решение Дубровского районного суда Брянской области от 21.12.2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Дело рассмотрено порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителей ответчиков ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, войсковой части 41495, истца Овсянникова Д.Н., третьего лица Овсянниковой Е.Ю., извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, а также представителя отделения (территориальное - г. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, просившего о рассмотрении дела без его участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отменить обжалуемое решение по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, в связи с неправильным применением норм материального права.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Овсянников Д.Н. до ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в должности бортового инженера (корабля) авиационного отряда авиационной эскадрильи войсковой части 41495.
На период прохождения военной службы Овсянникову Д.Н. совместно с членами семьи – супругой и сыном было предоставлено для временного проживания служебное жилое помещение по адресу: <адрес>.
Приказом командующего военно-транспортной авиации № от ДД.ММ.ГГГГ Овсянников Д.Н. уволен с военной службы по окончании срока контракта с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений, затем приказом командира войсковой части 41495 исключен из списков личного состава части по тем же основаниям.
Решением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № майор Овсянников Д.Н. с женой Овсянниковой Е.Ю. и несовершеннолетним сыном ФИО8 приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Впоследствии Овсянников Д.Н. изъявил желание на получение субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения на состав семьи 3 человека.
Решением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ жена истца Овсянникова Д.Н. - Овсянникова Е.Ю. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Основанием для снятия Овсянниковой Е.Ю. с учета явилось то обстоятельство, что ранее она в составе семьи своего отца ФИО9 была обеспечена жилой площадью путем получения государственного жилищного сертификата ДД.ММ.ГГГГ, посредством которого было приобретено жилое помещение общей площадью 42,2 кв.м, в т.ч. 1/3 доля на которое принадлежала Овсянниковой Е.Ю.ДД.ММ.ГГГГ Овсянникова Е.Ю. произвела отчуждение указанной выше доли в жилом помещении.
Разрешая исковые требования и удовлетворяя их, суд, руководствуясь положениями статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон № 76-ФЗ) пришел к выводу о том, что действующее законодательство не содержит запрета для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета военнослужащих и членов их семей, которые ранее были обеспечены жилыми помещениями, как члены семьи другого военнослужащего. Также суд указал, что с момента отчуждения Овсянниковой Е.Ю. принадлежавшей ей доли в жилом помещении, приобретенном путем получения государственного жилищного сертификата в составе семьи отца ФИО9, прошло более пяти лет.
Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
В силу абзаца первого пункта 1 статьи 15 Закона № 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Закона № 76-ФЗ обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов; право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз; документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов, предоставляется военнослужащим, отвечающим требованиям п. 14 ст. 15 Закона № 76-ФЗ один раз.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Законом № 76-ФЗ, и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий (член семьи военнослужащего) распорядился полученным ранее от военного ведомства жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не вправе требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Закона № 76-ФЗ.
Согласно постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 утвержденных им правил.
Следовательно, изъявив желание участвовать в подпрограмме и улучшить жилищные условия с использованием жилищного сертификата, гражданин соглашается со всеми ее условиями.
При покупке жилья с использованием государственного жилищного сертификата гражданин получает субсидию в размере, пропорциональном средней рыночной стоимости жилья в субъекте Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, супруга истца - Овсянникова Е.Ю. в совершеннолетнем возрасте в составе семьи своего отца была включена в договор приватизации жилого помещения, что явилось основанием для снятия ее с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации в составе семьи мужа Овянникова Д.Н.
Поскольку Овсянникова Е.Ю., находясь в браке с истцом Овсянниковым Д.Н., добровольно дала согласие на участие в программе обеспечения жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации в составе семьи военнослужащего – своего отца посредством обеспечения государственным жилищным сертификатом с последующей покупкой на полученные денежные средства жилого помещения в Московской области, в отношении которого в ДД.ММ.ГГГГ году произвела отчуждение, права на повторное обеспечение жильем Министерством обороны Российской Федерации она не имеет.
Данные выводы подтверждаются правовой позицией, содержащейся в определении Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 № 1050-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гуменюка Василия Васильевича на нарушение его конституционных прав абзацем первым пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которой оспариваемая норма не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя, который распорядился жилым помещением, предоставленным ему как военнослужащему за счет муниципального жилищного фонда, относящегося к публичной собственности, и не лишен возможности реализовать свое право на жилище в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о законности решения ответчика о снятии Овсянниковой Е.Ю. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, правомерности отказа в предоставлении ей жилого помещения и отсутствии у нее права на получение за счет военного ведомства жилого помещения по избранному месту жительства.
В связи с чем решение суда первой инстанции об оспаривании решения, признании права на обеспечение жилым помещением, понуждении к совершению действий подлежит отмене в полном объеме с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Овсянникова Д.Н. к войсковой части 41495, отделению (территориальное - г. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ об оспаривании и отмене решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, признании за ним права на обеспечение жильем и понуждении обеспечить жильем путем предоставления субсидии на приобретение жилого помещения на состав семьи 3 человека.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дубровского районного суда Брянской области от 21.12.2018 года по гражданскому делу по иску Овсянникова Дмитрия Николаевича к войсковой части 41495, отделению (территориальное - г. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ об оспаривании и отмене решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, признании за ним права на обеспечение жильем и понуждении обеспечить жильем путем предоставления субсидии на приобретение жилого помещения на состав семьи 3 человека отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Овсянникова Дмитрия Николаевича к войсковой части 41495, отделению (территориальное - г. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ об оспаривании и отмене решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, признании за ним права на обеспечение жильем и понуждении обеспечить жильем путем предоставления субсидии на приобретение жилого помещения на состав семьи 3 человека отказать.
Председательствующий: |
Т.И. Зубкова |
Судьи областного суда: |
А.В. Соков О.Г. Ильюхина |