Решение по делу № 2а-2823/2021 от 10.02.2021

Дело а-2823/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

1 марта 2021 года <адрес>

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи ФИО2,

рассмотрев в упрощенном порядке административное дело а-2823/2021 по административному исковому заявлению Мэрии <адрес> к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском к административному ответчику, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов <адрес> по реализации особо важных исполнительных производств УФССП России по <адрес>-оол Ш.О. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в отношении Мэрии <адрес>. Данное постановление вынесено в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ об исполнении судебного решения о предоставлении малолетнему ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в дошкольном образовательном учреждении. Мэрия <адрес> не допускала виновных действий, требования исполнительного документа не исполнены в связи с отсутствием реальной возможности исполнения в срок ввиду отсутствия свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях. Согласно справке Департамента по образованию Мэрии <адрес> по состоянию на апрель 2020 года сеть муниципальных образовательных учреждений <адрес> включает 34 дошкольных учреждений (детских садов), которые переполнены, работают с большими трудностями. Согласно нормативам в ДОУ <адрес> рассчитано на 5320 детей, фактически детские сады посещают 7939 детей, сверхнормативная численность – 2619 воспитанников, доля переполненности составляет в среднем по городу 47,22 %. Для исполнения Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах реализации государственной политики в сфере образования и науки» по обеспечению доступности дошкольного образования детей от 3 до 7 лет необходимо строительство не менее 27 садов с плановой мощностью 280 мест. За последние 4 года в целях надлежащей организации предоставления общедоступного дошкольного образования Мэрией <адрес> проведены и проводятся следующие мероприятия: в январе введен в эксплуатацию детский сад на 160 мест в микрорайоне левобережных дачных обществ, в марте 2017 года введен в эксплуатацию детский сад на 280 мест в микрорайоне «Южный», с февраля 2020 года открыта новостройка – детский сад «Солнышко» на 280 мест в микрорайоне «Свороток». Также ведется строительство 9 пристроек для детей ясельных групп. Согласно справке Департамента финансов Мэрии <адрес> на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов бюджетные ассигнования на строительство детских садов в <адрес> не предусмотрены. Обеспечение финансирования на указанные цели осуществляется Министерством образования и науки Республики Тыва и Министерством строительства Республики Тыва. Планируется строительство 6 детских садов на 280 мест в 5 микрорайонах города. Согласно нормативам в ДОУ <адрес> мест рассчитано на 5320 детей, фактически детские сады посещают 9081 человек, сверхнормативная численность – 3761 воспитанников, доля переполненности составляет в среднем по городу – 70,69 %. Просили освободить Мэрию <адрес> от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Изучив материалы дела, исполнительное производство, суд приходит к следующему:

Согласно статьям 12, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов и обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В силу ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно ч. 11 и ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Как видно из материалов дела, судебным приставом-исполнителем МОСП <адрес> по РОВИП УФССП России по <адрес>-оол Ш.О. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника Мэрии <адрес> в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного на основании исполнительного листа № ФС 020374769 от ДД.ММ.ГГГГ с предметом исполнения: обязать Мэрию <адрес>, Департамент по образованию Мэрии <адрес> в первоочередном порядке предоставить место в МДОУ <адрес> ребенку ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В постановлении о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель указывает, что должник не исполнил требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, доказательств подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, должником не представлено. Должником не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. Также указывает, что исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника организации 50000 рублей. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника организации.

Вместе с тем, согласно части 6 названной статьи должник вправе в порядке, установленном названным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

На основании части 7 этой же статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин. Следует исходить из принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождения от уплаты этого сбора в полном объеме.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений п. 7 ст. 112 Закона "Об исполнительном производстве" об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной власти или бюджетного учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Общие основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 ГК РФ, в силу пункта 1 которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволил суду сделать вывод о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда было невозможно, вины должника в неисполнении решения суда не имеется.

Вместе с тем, учитывая, что исполнение решения суда занимает значительное время ввиду отсутствия мест в дошкольных образовательных учреждениях <адрес>, суд полагает возможным удовлетворить административный иск, освободив Мэрию <адрес> от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227, 228 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Мэрии <адрес> к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Мэрию <адрес> от уплаты исполнительского сбора на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов <адрес> по реализации особо важных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение 15 дней со дня получения копии настоящего решения.

Судья: ФИО2

2а-2823/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Мэрия г.Кызыла
Ответчики
Управление ФССП России по Республике Тыва
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Судья
Хомушку Алдынай Биче-ооловна
Дело на странице суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
10.02.2021Регистрация административного искового заявления
10.02.2021Передача материалов судье
12.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2021Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
01.03.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
01.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее