Дело № 5-1/2022
24MS0071-01-2021-002996-94
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
27 января 2022 года г. Красноярск
Судья Свердловского районного суда г. Красноярска Бацунин Е.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ в отношении Акционерного общества «Зеленый город» ИНН №, ОГРН №, ОКПО №, дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ года, юридический адрес: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 126,
УСТАНОВИЛ:
Согласно постановления о возбуждении дела об административном правонарушении № от 05 августа 2021 года Акционерное общество «Зеленый город» (далее – АО «Зеленый город») совершило уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Нарушение выявлено 01.04.2021 года в ходе обследования территории расположенной по адресу: <адрес>. В ходе обследования установлено, что по указанному адресу во дворе, ограниченном забором, на бетонной эстакаде установлено семь 20-тонных металлических контейнеров (акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований № № от 01.04.2021). Рядом с контейнерами, непосредственно на земле находятся шестнадцать 200-литровых металлических бочек с содержимым – черная маслянистая жидкость, похожая на отработанное автомобильное масло. Рядом с бочками на почве, перемешанной с щебнем, обнаружены черные маслянистые пятна. Возле металлических бочек находится еврокуб со срезанной верхней стенкой, наполовину содержащий черную маслянистую жидкость. Содержимое еврокуба не защищено от попадания осадков. Справа от бетонной эстакады находятся закрытые металлические бочки объемом 200 литров в количестве 103 штуки. На металлических бочках наклейки с надписью: «ООО - Экопромхит» «Центр утилизации химических источников тока и батарей на их основе» - отработанные химические источники тока литиевые тионилхлоридные отработанные ФККО - 48220101532». Рядом с металлическими бочками расположены деревянные ящики с аналогичной наклейкой в количестве 405 штук. Металлические бочки и деревянные ящики, содержащие отходы ФККО - 48220101532 накрыты полимерным тентом, установлены непосредственно на снег, под снегом - щебень. Твердое водонепроницаемое покрытие отсутствует. Правее металлических бочек и деревянных ящиков, укрытых полимерным тентом, находится металлический гараж (открыт), приблизительные размеры которого составляют: 2м*6м*2м. В гараже обнаружены картонные коробки с эмблемами: «Lithium metal batteries», в коробках - твердые отходы, похожие на отработанные элементы питания. Гараж полностью заполнен, коробки лежат на щебне, являющимся полом гаража, твердое покрытие отсутствует. За металлическим гаражом находится еврокуб с жидкостью черного цвета. Также два еврокуба с похожим содержимым находятся рядом с бетонной эстакадой, располагаются правее ее. Щебень вокруг в нефтепродуктах. На бетонной эстакаде установлены семь металлических 20-тонных контейнеров, вывезенный АО «Зеленый город» с площадки размещения токсичных отходов. Содержимое металлического контейнера №1 - картонные коробки, содержащие твердые отходы по надписи: «UN 3090 lithium metal batteries». Металлический контейнер №2 содержит фанерные ящики с отходами, на ящиках надпись: «Отработанные блоки батарей серии «Т». Металлический контейнер № 3 с фанерными ящиками, содержащими отходы твердые. Надпись на ящиках: «Изделия водоактивируемые отработанные забракованные», а также ящики с надписью: «Батарея 10ER 333120N 702-500-467ru ЗАО «Опытный завод «Нефтехим». Металлический 1 контейнер № 4 (ворота контейнера открываются на офисное здание) с отходами твердыми в фанерных ящиках с надписью: «Отработанные блоки батарей серии «Т». Нарушена упаковка одного из фанерных ящиков, в нем металлические округлые пластины, частично собранные в цилиндры, частично рассыпавшиеся, со следами коррозии. Металлический контейнер № 5 с пластиковыми контейнерами в виде бочонков, герметично закрытые. На бочонках наклейка: «UN 3090 lithium metal batteries, 9». Объем бочонков около 60л, целостность одного из них нарушена, содержимое - твердые отходы, похожие на отработанные элементы питания. Металлический контейнер № 6 содержит отходы твердые, упакованные в фанерные ящики с наклейкой «Изделия - тип «А» Отработанные, забракованные», а также упаковки из пенопласта. Целостность одной из них нарушена, в ней предметы, похожие на элементы питания с вытекшим содержимым желто-зеленого цвета. Металлический контейнер № 7 с твердыми отходами в фанерных ящиках с надписью: «Изделия 58Т6-08-16». Целостность некоторых ящиков нарушена, видны металлические пластины округлой формы, частично собранные в цилиндры, частично рассыпавшиеся со следами коррозии. В металлическом контейнере размерами: 1,50м*1,0м*1,0м, расположенном у забора слева от бетонной эстакады обнаружены лампы ртутные люминесцентные, утратившие потребительские свойства (ФККО 77110101521), разбитые. Контейнер закрывается металлической крышкой от попадания осадков внутрь, установлен на земле. Металлические контейнеры 20-тонные № 1,2, 3, 4, 6, 7, установленные на бетонной эстакаде, полностью заполнены твердыми отходами. Контейнер № 5 – заполнен приблизительно наполовину. Специалистом ЦЛАТИ по Енисейскому региону осуществлен отбор образцов твердых отходов из каждого из семи металлических 20-тонных контейнеров, также один образец отобран из деревянного ящика, расположенного под полимерным тентом. Отобрана одна проба жидкого отхода (черная маслянистая жидкость) из еврокуба, расположенного слева на углу бетонной эстакады и не имеющего верхней стенки, не защищенного от попадания осадков внутрь. По приблизительным подсчетам объем хранящихся по адресу: <адрес>, твердых отходов составляет 307 м3, (исходя из внутреннего объема одного 20-тонного контейнера - 33м3.) 33 х 6,5 =214,5 м3, гараж 6,0*2,0*2,0=24м3, 103 металлические бочки объемом 200 литров: 20,6 м3; деревянные ящики размером: 2.0м*0,2м*0,3м=0,12м3 х 405 м3=48,6 м3. Сумма = 307.7м3.). Итого: 307,7 м3. Массу установить не представляется возможным ввиду отсутствия переводного коэффициента.
В соответствии с представленным ЦЛАТИ по Енисейскому региону заключением по результатам проведения лабораторных испытаний № от 06.04.2021 (протоколам испытаний №№ от 06.04.2021) установлено наличие острого токсического действия на тест-образцы Chlorella vulgaris Beijer Cerijdaphnia affinis водной вытяжки из отхода. Класс опасности отходов установлен в соответствии с Приказом Минприроды России от 04.12.2014 года № 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I-IV классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» п.п. 12, 13, 14, 17 являются отходами II класса опасности. Содержание нефтепродуктов в отходе № 9 (проба № 12г-О) составило 97,24%.
В соответствии со справкой КГБУ «ЦРМПиООС» к протоколу № результатов измерений (исследований) почвы от 21.04.2021 года по результатам испытаний проб почвы, отобранной 01.04.2021 года, место отбора: <адрес>, установлено превышение в пробах 31П-32П по отношению к фоновым пробам (ЗЗП, 34П): 31П органическое вещество превышение в 7,33 %, нефтепродукты 20,77 %; 32П органическое вещество превышение в 3,85 %, нефтепродукты 19,33 %.
Согласно справки КГБУ «ЦРМПиООС» к протоколу № результатов измерений (исследований) отходов № от 13.04.2021 года в результате проведенных испытаний пробы отхода, установлено отсутствие острого токсического действия на тест-объектах Chlorella vulgaris beijer и Ceriodaphnis. В соответствии с приказом Минприроды России от 04.12.2014 года №536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к 1-5 классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» по кратности разведения водной вытяжки из отхода, проба отхода 21О относится к 5 классу опасности.
В судебном заседании представитель АО «Зеленый город» Абрагам Е.В., Марченко И.В. (по доверенности) вину в совершении административного правонарушения не признали, поддержали пояснения, изложенные в ходатайстве и письменных пояснениях по делу.
Помощник Красноярского природоохранного прокурора Баранова Т.Ю. в судебном заседании подтвердила обстоятельства, изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении.
Судья, заслушав участников процесса, исследовав и огласив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (пункт 1 статьи 34 названного закона).
Согласно ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч.1, 2 ст.34 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 2 ст.8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Судом установлено, что АО «Зеленый город» нарушило требования природоохранного законодательства, что повлекло порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Факт совершения правонарушения подтверждается:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении № от 05.082021 года;
- актом проверки от 13.04.2021 года;
- справкой по итогам участия в проверке соблюдения требований природоохранного законодательства АО «Зеленый город» от 29.03.2021 года;
- справкой (дополнение) по итогам участия в проверке соблюдения требований природоохранного законодательства АО «Зеленый город» от 09.04.2021 года;
- протоколом № результатом измерений (исследований) почвы, данных отложений от 21.04.2021 года;
- актом № отбора почв;
- справкой к протоколу № результатов измерений (исследование) почвы от 21.03.2021 года.
Данные доказательства суд оценивает как допустимые и достаточные для установления вины АО «Зеленый город» в совершении административного правонарушения.
Действия АО «Зеленый город» судья квалифицирует по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, то есть нарушение требований природоохранного законодательства, что повлекло порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не имеется.
Доводы представителя АО «Зеленый город» о том, что по координатам, которые указаны в акте отбора почв невозможно было произвести отбор почвы, поскольку Точка № расположена на асфальтовом покрытии, демонтаж асфальтового покрытия не производился, а глубина взятия проб составила 0-20 см. Точка № расположена на территории <адрес>, земельный участок находится в частной собственности, отношения к АО «Зеленый город» не имеет, судом отклоняется в силу следующего.
Так, допрошенный в судебном заседании 22.12.2021 года главный специалист государственный судебный инспектор отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и регионального природопользования Красноярского края» ФИО5 пояснил, что отбор проб проводился при нем, пробы брались на земельным участке АО «Зеленый город», а также за пределами земельного участка для возможности сравнения полученных результатов. При отборе проб 01.04.2021 года производилась съемка географических координат, которую осуществлял ФИО6 В месте отбора проб льда не было. Фоновая проба бралась для того, чтобы определить имеется загрязнение или нет при наличии сравнения.
Допрошенный в судебном заседании 22.12.2021 года аэрохимик КГКУ «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края» Министерства экологии и регионального природопользования Красноярского края» ФИО6 пояснил, что 01.04.2021 года производились отборы проб на территории земельного участка, расположенного АО «Зеленый город». Также были взяты пробы вне земельного участка юридического лицо, с целью проведения сравнительного анализа. Пробы были взяты из почвы на земельном участке АО «Зеленый город». Несоответствие координат возможно из-за погрешности GPS-навигатора. Методика по определению расстояние между отбираемой и фоновой точками отсутствует. Отбор проб производится методом конверта, согласно которому производится отбор проб почв в 5 точках на глубину от 5-20 см.
Кроме того, из представленного в материалы дела сертификата проверки на прибор GPSMAP 60Cx, заводской номер № усматривается, что прибор, которым были определены точки координат отбора проб имеет допустимую погрешность длин базисных линий, а значит и определение точек координат.
Таким образом, учитывая показания специалистов, допрошенных в судебном заседании, а также сертификат проверки на прибор GPSMAP 60Cx, заводской номер №, представленное в материалы дела заключение специалиста в области кадастровой деятельности в части не соответствия точек координат при отборе проб почвенного покрова, не принимается судьей.
Довод представителя АО «Зеленый город» о том, что природоохранным прокурором не было принято во внимание, что юридическое лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства судом не принимается.
Доводы, изложенные в письменных пояснениях относительно того, что акт осмотра на месте прокурором не составлялся, не принимаются судьей, поскольку как усматривается из материалов дела, осмотр участка производился в рамках прокурорской проверки, по результатам которой был составлен акт проверки, который соответствует, в том, числе положениям приказа Генерального прокурора РФ N 78 от 19 февраля 2015 года "Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях", и тот факт, что в ходе проведения проверки прокуратурой не был составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, не свидетельствует, о нарушении порядка проведения прокурорской проверки. Как усматривается из материалов дела, мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренная статьей 27.8 КоАП РФ, в рамках производства по настоящему делу не применялась. Как следует из материалов дела, 01.04.2021 года проведена проверка, по результатам которой составлен акт проверки с указанием выявленных нарушений. Оснований для признания данного доказательства недопустимым, не имеется.
Кроме того, судьей учтено, что осмотр земельного участка АО «Зеленый город» проводился прокуратурой в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", с привлечением специалистов контрольно-надзорных органов Дело об административном правонарушении в отношении АО «Зеленый город» возбуждено в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ, посредством вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.08.2021 года заместителем прокурора Красноярского природоохранного прокурора. Наличие события административного правонарушения подтверждается указанным постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Оснований для применения названных положений не имеется, так как действия юридического лица причинили непосредственный вред почве, как объекту охраны окружающей среды, привели к ухудшению ее качестве, нарушили химический и физический состав почвенного слоя и создали угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде в результате загрязнения, что привело к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почвы, включая нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в почве.
При определении вида и размера наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, данные о юридическом лице, которое ранее не привлекалось к административной ответственности, и приходит к выводу о том, что в настоящем случае цели административного наказания возможно достичь путем назначения минимального наказания предусмотренного санкцией ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, а именно штрафа в размере 60 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 и 29.10 КоАП РФ судья,
П О С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «Зеленый город» ИНН №, ОГРН №, ОКПО №, дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 126 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей (взыскатель УФК по Красноярскому краю (Прокуратура Красноярского края л/сч 04191250670): ИНН 2466029055; КПП 246601001; ЕКС № 40102810245370000011, номер казначейского счета 03100643000000011900, наименование банка получателя платежа: Отделение Красноярск Банка России//УФК по Красноярскому краю г.Красноярск, БИК 010407105, КБК 11601081019000140, ОКТМО 04701000.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г.Красноярска в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.Г. Бацунин