Решение по делу № 2-208/2022 от 08.02.2022

Дело № 2-208/2022

24RS0055-01-2022-000150-13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 апреля 2022 года                                                                                               г. Уяр

Уярский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Сержановой Е.Г.,

при секретаре Ивановой Е.А.

с участием помощника Иланского транспортного прокурора Подоляка Е.А., истца Селихова А.В.

представителя ответчика Артюховой Н.А. (на основании доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иланской транспортной прокуратуры в интересах Селихова Александра Владимировича к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Уярской дистанции пути – структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» о признании приказа незаконным, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

            Иланская транспортная прокуратура в интересах Селихова А.В. обратилась к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Уярской дистанции пути – структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» с исковыми требованиями признании приказа незаконным, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

В иске и в судебном заседании лично прокурор, свои требования мотивировал следующим. Иланской транспортной прокуратурой по результатам рассмотрения обращения Селихова А.В. выявлены нарушения трудового законодательства при отстранении его от работы в Уярской дистанции пути - структурном подразделении Красноярской дирекции инфраструктуры структурном подразделении Центральной дирекции инфраструктуры - филиале ОАО «Российские железные дороги».

Ввиду отказа от вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 (отказ от вакцинации от ДД.ММ.ГГГГ) приказом от ДД.ММ.ГГГГ Селихов А.В. отстранен от работы без начисления заработной платы с 13.11. 2021 года.

Согласно статьи 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Работодатель отстраняет от работы работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы. В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется.

Такие случаи предусмотрены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157- ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», в соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 5 которого отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Таким образом, в отношении работодателей установлена обязанность при отсутствии профилактических прививок отказать в приеме на работу или отстранить от работы по правилам статьи 76 ТК Российской Федерации (абзац 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней») тех работников, для которых вакцинация является обязательной в силу Постановления Правительства РФ от. 5.07.1999 № 825.

Вместе с тем работа на предприятиях железнодорожного, водного и воздушного транспорта, в том числе работа по текущему содержанию железнодорожного пути на данный момент не отнесена к предусмотренным вышеуказанным Перечнем работам, выполнение которых связано с высоким диском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н (ред. от 03.02.2021) «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» в число профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.

Национальный календарь прививок устанавливает сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок и предусматривает возможность отказа от проведения профилактических прививок.

В силу пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23.07.2021 № 43 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации: работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах: образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания; транспортных услуг (транспорт общего пользования, такси); многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг; клиентских подразделениях финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи; торговли, общественного питания, гостиничных и иных услуг; салонах красоты, косметических, СПА-салонах, массажных салонах, соляриях, банях, саунах, физкультурно-оздоровительных комплексах, фитнес - клубах, бассейнах, аквапарках; сфере бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных объектов; жилищно-коммунального хозяйства и энергетики; детских игровых комнатах, детских развлекательных центрах, детских лагерях дневного и круглосуточного пребывания, иных местах проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах; театрах, кинотеатрах, концертных залах, спортивных объектах.

Данное постановление устанавливает обязательность вакцинации для определенных категорий граждан, работа которых связана с оказанием услуг неограниченному кругу лиц, в целях предотвращения массового распространения коронавирусной инфекции.

Под работой в сфере транспортных услуг следует понимать выполнение трудовых функций по непосредственному оказанию услуг населению, т.е. контакт с неограниченным кругом лиц.

Согласно положениям пункта 2.1 Должностной инструкции монтера пути 4 разряда от ДД.ММ.ГГГГ монтер пути обязан выполнять работы средней сложности по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути.

Работа монтера пути заключается в текущем содержании и ремонте верхнего строения железнодорожного пути, то есть трудовые функции в общественном транспорте он не выполняет, таким образом, положения Постановления Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю на трудовую деятельность монтера пути Селихова А.В. не распространяются, обязательная вакцинация не требуется.

По результатам рассмотрения заявления Селихова А.В. в рамках полномочий, предусмотренных статьями 22, 23, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Иланской транспортной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ принесен протест в адрес руководства Уярской дистанции пути об отмене приказа об отстранении от работы как незаконных, которые оставлены без удовлетворения.

Таким образом, в случае принятия судебного решения о признании указанного приказа незаконными, подлежит взысканию с ОАО «РЖД» в лице Уярской дистанции пути в пользу Селихова А.В. средний заработок за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 84 712,8 рублей.

В соответствии с заявлением Селихова А.В. незаконными действиями Уярской дистанции пути в связи с незаконным отстранением от работы, ему причинен моральный вред в размере 10 000 рублей.

Просили признать незаконными приказ и.о. начальника Уярской дистанции пути - структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отстранении от работы» в части отстранении от работы монтера пути Селихова А.В. Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в лице Уярской дистанции пути структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «Российские железные дороги» в пользу Селихова А.В. средний заработок за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 84 712,8 рублей. Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в лице Уярской дистанции пути - структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «Российские железные дороги» в пользу Селихова Александра Владимировича в счет компенсации морального вреда сумму в размере 10 000 рублей.

            В судебном заседании истец Селихов А.В. исковое заявление поддержал в полном объеме. Пояснил, что противопоказаний против вакцинации он не имеет, не вакцинировался в связи со своим нежеланием. Кроме того пояснил, что его работа не связана с необходимостью взаимодействовать с населением.

            Представитель ответчика Артюхова Н.А. (на основании доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, предоставив возражения, из которых следует, что основанием для отстранения от работы истца послужило предписание начальника Красноярского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, главного государственного санитарного врача по Красноярской железной дороге У. -П от ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 2 предписания начальнику Уярской дистанции пути предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ отстранить от работы или перевести на дистанционный режим работы лиц, не прошедших вакцинацию и не переболевших новой коронавирусной инфекцией в течение последних 6 месяцев. Согласно приложению к предписанию подлежал вакцинации в том числе Селихов А.В. До этого ДД.ММ.ГГГГ работодатель вручил Селихову А.В. требование о необходимости пройти вакцинацию до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Селихов А.В. написал отказ от вакцинации. Поскольку истец не предоставил сертификат о вакцинации или справки о наличии медицинских противопоказания, в связи с невозможностью перевести работника на дистанционный режим работы, работодатель вынужден был издать приказ об отстранении от работы. Таким образом, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Кроме того, указала, что с ДД.ММ.ГГГГ Селихов А.В. допущен к работе, при этом ему произведена оплата среднего заработка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

            Представитель третьего лица - Центральной дирекции инфраструктуры – филиал ОАО «РЖД», в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

            Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

            В соответствии с ч. 2 ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя и других работников; незамедлительно (сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.

            Перечень оснований для отстранения работника от работы приведен в ст. 76 ТК РФ.

            Согласно подпункту 8 части 1 статьи 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

            В силу части 2 статьи 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, Если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

            В соответствии с частью 3 статьи 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

            Положениями абзаца 2 статьи 234 ТК РФ установлено, что работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.

            По делу установлено, что истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает <данные изъяты> Эксплуатационного участка Уярской дистанции пути структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «Российские железные дороги».

            Согласно трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных соглашений к нему от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, истцу установлена нормальная продолжительность рабочего времени (не более 40 часов в неделю) 5-ти дневная рабочая неделя с двумя выходными днями.

            За выполнение обязанностей работнику устанавливается тарифная ставка в размере 98,36 рублей в час, а также надбавки и иные выплаты.

            В соответствии с должностной инструкцией, монтер пути 4 разряда относится к категории рабочих. Выполняет работы средней сложности по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути.

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» граждане имеют право отказаться от профилактических прививок.

На основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона № 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет за собой, в том числе, отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Во исполнение статьи 8 Федерального закона № 157-ФЗ приказом Минздрава РФ от 21.03.14г. № 125н утвержден Национальный календарь профилактических прививок, определяющий состав профилактических прививок для каждой из категорий граждан.

Приложением № 2 к вышеуказанному Приказу предусмотрен Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. В данный Календарь включена профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, а также предусмотрены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в числе которых в том числе значатся работники организаций транспорта.

Главным государственным санитарным врачом по Красноярскому краю принято постановление от 23.07.2021г. № 43 «О проведении прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», которым определен перечень категорий (групп) граждан, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в который, в том числе, включены работники сферы транспортных услуг.

            Согласно Уставу ОАО «РЖД», утвержденному постановлением Правительства РФ от 27.10.2021г. № 1838, главными целями деятельности ОАО «РЖД» являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках.

            Постановлением Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту РФ от 20.07.2021г. № 5 «О проведении кампании по иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) среди работников железнодорожной отрасли» генеральному директору ОАО «РЖД» предписано обеспечить проведение профилактических    прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) работникам ОАО «РЖД», включая работников социальной сферы и частных учреждений здравоохранения.

            ДД.ММ.ГГГГ истцу было вручено требование начальника филиала ОАО «РЖД» центральной дирекции инфраструктуры Красноярской дирекции инфраструктуры Уярской дистанции пути от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что в соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача о Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо поставить профилактическую прививку, в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить профилактическую прививку вторым компонентом вакцины.

            ДД.ММ.ГГГГ Селиховым А.В. предоставлен отказ от вакцинации в соответствии с требованием от ДД.ММ.ГГГГ, о наличии противопоказаний для вакцинации не указал.

            Согласно имеющейся справки Селихов А.В. ДД.ММ.ГГГГ ознакомлен с постановлением главного санитарного врача от ДД.ММ.ГГГГ и главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых он должен пройти вакцинацию от новой коронавирусной инфекции. В случае не прохождения вакцинации он будет отстранен от работы без сохранения заработной платы.

            Согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, благополучия человека красноярского территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту Уярской дистанции пути – структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» предписано обеспечить иммунизацию работающих лиц против новой коронавирусной инфекции первым компонентом вакцины, отстранить от работы или перевести на дистанционный режим работы лиц, не прошедших вакцинацию и не переболевших новой коронавирусной инфекцией в течение последних 6 месяцев в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приложению, а именно списка лиц, подлежащих вакцинации под указан Селихов А.В.

            Приказом и.о. начальника филиала ОАО «РЖД» центральной дирекции инфраструктуры Красноярской дирекции инфраструктуры Уярской дистанции пути от ДД.ММ.ГГГГ , в том числе Селихов А.В. отстранен от работы с ДД.ММ.ГГГГ без сохранения заработной платы на основании предписания начальника Красноярского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту У. -П от ДД.ММ.ГГГГ.

            На данный приказ Иланским транспортным прокурором был подан протест. Согласно ответа начальника филиала ОАО «РЖД» центральной дирекции инфраструктуры Красноярской дирекции инфраструктуры Уярской дистанции пути на протест, оснований для отмены приказа и.о. начальника филиала ОАО «РЖД» центральной дирекции инфраструктуры Красноярской дирекции инфраструктуры Уярской дистанции пути от ДД.ММ.ГГГГ , в том числе в отношении Селихова А.В., не имеется.

            До рассмотрения настоящего дела по существу, приказом начальника филиала ОАО «РЖД» центральной дирекции инфраструктуры Красноярской дирекции инфраструктуры Уярской дистанции пути от ДД.ММ.ГГГГ Селихов А.В. с ДД.ММ.ГГГГ допущен к работе, при этом ему произведена оплата среднего заработка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

            Заявляя требования о признании отстранения от работы незаконным, истец настаивает, что отсутствуют правовые основания, предусмотренные законодательством для оспариваемого отстранения.

            Оценивая доводы истца, суд приходит к следующему.

            В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N. 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

            Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (аз. 2 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"

            Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 825 (далее - Перечень).

            Действительно, работа выполняемая истцом, в данный перечень не входит.

            Между тем, постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715, дополнен коронавирусной инфекцией (2019-nCo V).

            Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

            В силу ст. 11 данного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

            Статьей 35 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

            В соответствии с требованиями ст. 10 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

            Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

            Из приведенных законоположений следует, что обязательной вакцинации подлежат не только граждане, выполняющие работы, предусмотренные перечнем работ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , но и категории граждан, включенные в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

            Согласно пункту 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608, Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа.

            В соответствии с пунктом 5.2. Положения Министерство здравоохранения Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты, в том числе, перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок; календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок, категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, перечень инфекционных болезней, при угрозе возникновения которых гражданам проводятся профилактические прививки по эпидемическим показаниям.

            Соответственно, определение перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, а также категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации, относится к компетенции Минздрава России.

            Прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 № 125н (действующий на дату возникновения спорных правоотношений, далее Календарь профилактических прививок).

            Согласно редакции, действующей на период возникновения спорных правоотношений, Календаря профилактических прививок, к приоритету 2-го уровня вакцинирования относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций транспорта и энергетики.

            Кроме того, приказом Минздрава России от 06.12.2021 № 1122Н утвержден новый Национальный календарь профилактических прививок, календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядок проведения профилактических прививок, в соответствии которым, к приоритету 2-го уровня вакцинирования также относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе, работники организаций транспорта и энергетики.

            Соответственно, для лиц, работающих по отдельным профессиям и должностям в организациях транспорта, вакцинация против новой коронавирусной инфекции является обязательной, при наличии эпидемических показаний.

            Постановлением Правительства Красноярского края от 16.03.2020 N 152-п "О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в Красноярском крае новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" с 16.03.2020 введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края.

            Действительно, согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

            Между тем, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отнесена к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим контрольно-надзорные функции "Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию в сферах осуществления государственного контроля (надзора), и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции, участвующих в реализации механизма "регуляторной гильотины", видов федерального государственного контроля (надзора), осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, на которые должен быть распространен механизм "регуляторной гильотины", утвержденным Правительством Российской Федерации 4 июля 2019 года.

            Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, подразумевает деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

            В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).

            Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Федерального закона (пункт 3).

            Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.

            Согласно пунктам 4.1, 4.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

            Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает в себя, в том числе, проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

            Постановлением главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23.07.2021 N 43 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции с охватом не менее 80% от общей численности следующим категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере транспортных услуг (транспорт общего пользования, такси) - к ДД.ММ.ГГГГ.

            Также в соответствии с п.п. 4.2. 4.4. указанного Постановления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и руководителям организаций всех форм собственности, осуществляющим деятельность на территории Красноярского края предписано обеспечить иммунизацию работающих лиц против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом не менее 80% от общей численности работников, отстранить от работы или перевести на дистанционный режим работы лиц, не прошедших вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) к установленному в настоящем Постановлении сроку.

            Согласно представленным ответчиком сведениям, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ количество вакцинированных работников филиала ОАО «РЖД» центральной дирекции инфраструктуры Красноярской дирекции инфраструктуры Уярской дистанции пути составляло 68,4% от общего количества работников.

            Основным видом деятельности ОАО «РЖД» является деятельность железнодорожного транспорта.

            В силу изложенного, ОАО «РЖД» относится к числу организаций, осуществляющих деятельность в сфере транспорта и для сотрудников, осуществляющих работы на территории Красноярского края вакцинация от новой коронавирусной инфекции является обязательной.

            Главный государственный санитарный врач по железнодорожному транспорту в своем постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ отметил, что эпидемиологическая ситуация по инфекции COVID-19 среди работников железнодорожной отрасли расценивается как неблагополучная и постановил генеральному директору ОАО «РЖД» обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) работникам ОАО «РЖД», дочерних и зависимых обществ, включая работников социальной сферы и частных учреждений здравоохранения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ завершить проведение кампании по иммунизации против новой коронавирусной инфекции подлежащего контингента.

            В предписании ДД.ММ.ГГГГ «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, благополучия человека красноярского территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту Уярской дистанции пути – структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» предписано обеспечить иммунизацию работающих лиц против новой коронавирусной инфекции первым компонентом вакцины, отстранить от работы или перевести на дистанционный режим работы лиц, не прошедших вакцинацию и не переболевших новой коронавирусной инфекцией в течение последних 6 месяцев в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

            В пункте 6 Письма Минтруда России от 23.07.2021 N 14-4/10/П-5532 даны Разъяснения Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных. При этом рекомендовано в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения сотрудником вакцинации к установленному сроку работодателю, необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).

            Несмотря на разъяснительный характер указанного письма, действия работодателя по отстранению от работы истца по эпидемическим показаниям и отказом его от вакцинирования данным разъяснениям не противоречат и соответствуют требованиям законодательства.

            Таким образом, поскольку Календарь профилактических прививок, утвержденный Минздравом России в пределах его компетенции, в части определения перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, требует обязательного проведения работниками профилактических прививок, а наличие эпидемических показаний для вакцинации лиц, работающих в сфере транспорта, в свою очередь, подтверждается Постановлением главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23.07.2021 N 43 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", суд соглашается с доводами представителя ответчика, что отсутствие профилактических прививок у сотрудников филиала ОАО «РЖД» центральной дирекции инфраструктуры Красноярской дирекции инфраструктуры Уярской дистанции пути влечет обязанность работодателя по их отстранению от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, п. 2 ст. 5, ст. 10 Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".

            В соответствии со ст. 88 ТК РФ, работодатель не вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением данных, свидетельствующих о возможности выполнения работником трудовых функций. Между тем, истребование у работника вышеуказанных медицинских документов в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав работника.

            Учитывая, что документы, подтверждающие факт самостоятельной вакцинации, либо наличия противопоказаний, либо наличия сведений о перенесенной болезни COVID-19 истцом работодателю не предоставлены, суд приходит к выводу, что ответчик на законных основаниях, приказом от ДД.ММ.ГГГГ отстранил Селихова А.В. от работы.

            Нарушений ответчиком порядка отстранения от работы суд не усматривает.

            В соответствии с положениями ст. 312.9 ТК РФ в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть временно переведен по инициативе работодателя на дистанционную работу на период наличия указанных обстоятельств (случаев). Временный перевод работника на дистанционную работу по инициативе работодателя также может быть осуществлен в случае принятия соответствующего решения органом государственной власти и (или) органом местного самоуправления.

            С учетом занимаемом истцом должности, характера работы, довод представителя ответчика о невозможности организации истцу дистанционной работы по исполнению им должностных обязанностей в полном объеме в соответствии с условиями трудовых отношений нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

            При этом сам истец в судебном заседании указывал, что каких-либо противопоказаний против вакцинации он не имеет, отказ от вакцинации связан лишь с его позицией по данному вопросу.

            Доводы истца Селихова А.В. о его дискриминации в спорных правоотношениях, как и иные доводы о незаконности оспариваемого приказа основаны на неверном толковании норм материального права. Какой – либо дискриминации истца при вынесении работодателем приказа об отстранении от работы, суд не усматривает.

            Суд также находит убедительными доводы представителя ответчика о допуске истца с ДД.ММ.ГГГГ к работе, в связи устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы.

            Так, решение о снятии ограничений принимают главы субъектов РФ на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей субъектов РФ (п. 5 Методических рекомендации МР 3.1.0178-20).

            Указом Губернатора Красноярского края от 01.03.2022 N 49-уг "О внесении изменений в Указ Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 N 71-уг "О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края", в Указ Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 N 71-уг "О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края" внесены изменения, касающиеся снятия дополнительных ограничений и требований в Красноярском крае, в связи с улучшением эпидемиологической обстановки.

            Обобщая вышеизложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований прокурора в интересах Селихова А.В. о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ об отстранении его от работы.

            Требования о взыскании взысканию с ОАО «РЖД» в лице Уярской дистанции пути в пользу Селихова А.В. средний заработок за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 84 712,8 рублей, а также морального вреда в размере 10 000 рублей, удовлетворению также не подлежат, поскольку являются производными от основного требования, в отношении которого суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении.

            Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Иланской транспортной прокуратуры в интересах Селихова Александра Владимировича к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Уярской дистанции пути – структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» о признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об отстранении от работы» в части отстранения от работы монтера пути Селихова А.В. незаконным, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано через Уярский районный суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.

Председательствующий:                        Е.Г. Сержанова

Мотивированное решение изготовлено 18.04.2022 года

2-208/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Селихов Александр Владимирович
Иланская транспортная прокуратура
Ответчики
ОАО "РЖД"
Другие
Центральная Дирекция инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД"
Суд
Уярский районный суд Красноярского края
Судья
Сержанова Евгения Григорьевна
Дело на странице суда
uyar.krk.sudrf.ru
08.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2022Передача материалов судье
11.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.03.2022Предварительное судебное заседание
23.03.2022Предварительное судебное заседание
13.04.2022Судебное заседание
18.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2022Дело оформлено
30.09.2022Дело передано в архив
13.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее