Дело № 2-6883/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Лушковой С.В.
при секретаре Белых А.Н.,
истца Осипова Л.М.,
представителей ответчика Чершкуте Я.В., Скрынник О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 10 сентября 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Осипова Л.М. к Прокуратуре Республики Коми о признании незаконным и отмене приказа от 08.05.2018г. №39-к «О лишении премии», исключении из приказа ссылки на невыполнение требования приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.10.2004г. № 29, признании незаконным и отмене заключения по результатам служебной проверки, возложении обязанности исключить из личного дела документы о лишении премии по оспариваемому приказу,
УСТАНОВИЛ:
Осипов Л.М. обратился в Сыктывкарский городской суд с исковым заявлением к Прокуратуре Республики Коми о признании незаконным и отмене приказа от 08.05.2018г. №39-к «О лишении премии», исключением из приказа ссылки на невыполнение требования приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.10.2004г. № 29, признании незаконным и отмене заключения по результатам служебной проверки, возложении обязанности исключить из личного дела документы о лишении премии по оспариваемому приказу. Требование мотивированно отсутствием основания для депремирования ввиду не ознакомления с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.10.2004г. № 29, не доведением обязанности по ведению приема граждан в форменном обмундировании.
В судебном заседании истец Осипов Л.М. на исковых требованиях настаивает. Пояснил, что поскольку не был ознакомлен с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.10.2004г. № 29, вел прием в одежде делового стиля в соответствии с п. 3.2 ПВТР, нормативных актов об отнесении приема граждан к официальному представительству прокуратуры не имеется.
Представители ответчика с исковыми требованиями не согласны по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Выслушав объяснения сторон, заслушав показания свидетеля ... Т.Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 утверждена и введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.
Согласно п. 7.4 Инструкции в прокуратурах субъектов Российской Федерации и нижестоящих прокуратурах прием граждан проводится в течение всего рабочего дня сотрудником, отвечающим за организацию работы с обращениями граждан, а также руководителями органов прокуратуры и по их поручению другими работниками согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте.
Приказом прокурора Республики Коми от 09.11.2016 № 234 «Об организации работы по рассмотрению обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Республики Коми» установлено, что прием посетителей руководителями структурных подразделений должен осуществляться в соответствии с графиком (п.15.1).
Осипов Л.М. приказом прокурора Республики Коми № ... от ** ** **. назначен на должность ...
В соответствии с графиком, утвержденным распоряжением прокурора Республики Коми от 27.10.2017 № 11 б/25р, Осипов Д.М. 05.04.2018г. с 14.00 до 18.00 осуществлял прием граждан.
Обжалуемым приказом прокурора Республики Коми от 08.05.2018г. №39-к «О лишении премии» за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившихся в осуществлении личного приема граждан без форменного обмундирования, в отношении ... Осипова Л.М. приказано ограничиться ранее наложенным взысканием, предупредив о дисциплинарной ответственности в случае ненадлежащего исполнения служебных обязанностей. Премию по итогам службы за 2 квартал 2018 года не выплачивать.
Основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности послужили результаты служебной проверки, утвержденной И.о. прокурора Республики Коми 27.04.2018г.
Как следует из заключения, 10.04.2018 г. в прокуратуру республики поступило обращение ... С.П. о проведении 05.04.2018 г. личного приема сотрудниками прокуратуры без форменного обмундирования.
В ходе проведения служебной проверки установлено, что Осипов Л.М. 05.04.2018 г. осуществлял личный прием гражданина ... С.П. без форменного обмундирования.
В своих объяснениях от 07.05.2018г. Осипов Л.М. пояснил, что вел прием ... С.П. без формы, вину признает и раскаивается. В дальнейшем допускать нарушения не будет.
По доводам истца, о необходимости ношения форменной одежды во время приема граждан узнал в ходе проверки по обращению ... С.П., ранее подобное требование до него доведено не было, с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.10.2004г. № 29 не ознакомлен.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (ч. 1 ст. 4 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором Российской Федерации (ст.18).
В силу ч. 1 ст. 10 Закона в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Частью 2 статьи 41.3 Федерального закона установлено, что в случае участия прокурорского работника в рассмотрении уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел в суде, а также в других случаях официального представительства органов прокуратуры ношение форменного обмундирования или военной формы одежды обязательно.
Приказом Генпрокуратуры РФ от 27.10.2004 N 29 "Об обеспечении исполнения требований федерального законодательства об обязательном ношении форменного обмундирования" предписано всем прокурорским работникам, имеющим классные чины, представительство органов прокуратуры при рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел в судах, а также в других случаях официального представительства, в том числе в органах представительной и исполнительной власти, на приеме граждан, на встречах с населением, во время телевизионных и иных публичных выступлений перед массовой аудиторией, осуществлять в форменном обмундировании (п.1). Несоблюдение указанного требования считать грубым нарушением служебных обязанностей, по каждому факту проводить служебную проверку (п.2).
Стороной ответчика представлена в материалы дела копия указанного приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 29, поступившего в прокуратуру республики 10.11.2004 г., в соответствии с имеющейся резолюцией и.о. прокурора республики ... Н.А. его содержание доведено до всех работников прокуратуры республики.
Ввиду истечения срока хранения приказ с листом ознакомления сотрудников был уничтожен на основании Акта от 11.03.2011 № 1 «О выделении к уничтожению документов, дел, производств, не подлежащих хранению.
Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и организаций прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания ( ч. 1 ст. 41.7 Закона).
Пунктом 2.7 Положения о порядке премирования, выплаты материальной помощи и единовременных поощрений прокурорским работникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденного приказом Генпрокуратуры России от 16.01.2013 № 28, установлено, что при определении размера премии прокурорскому работнику основаниями для снижения ее размера (лишения премии полностью) является ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, некачественное их выполнение при отсутствии уважительных причин.
Из условий трудового договора от 01.02.2002 № 159, заключенного между Осиповым Л.М. и прокуратурой республики, следует, что работник должен добросовестно исполнять свои должностные обязанности, исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности должностных лиц, отданных в переделах их должностных полномочий, за исключением незаконных.
В соответствии со ст. ст. 55 – 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом не оспорены факты ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, изложенные в приказе прокурора Республики Коми от 08.05.2018г. №39-к «О лишении премии».
Вина Осипова Л.М. в совершении дисциплинарного проступка установлена служебной проверкой, отвечающей требованиям Приказа Генпрокуратуры России от 28.04.2016 N 255 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации".
Выводы служебной проверки основаны на исследованных и собранных доказательствах. Порядок проведения служебной проверки в отношении Осипова Л.М. не нарушен.
Проведя анализ установленных по делу обстоятельств в соответствии с правилами, установленными ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу о том, что факт совершения Осиповым Л.М. проступка, являющегося основанием для депремирования истца, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований Осипова Л.М. о признании незаконным и отмене приказа от 08.05.2018г. №39-к «О лишении премии», исключении из приказа ссылки на невыполнение требования приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.10.2004г. № 29, признании незаконным и отмене заключения по результатам служебной проверки.
Поскольку в удовлетворении указанных выше требований отказано, не подлежит удовлетворению производное требование об обязании ответчика исключить из личного дела и уничтожить документы о лишении премии по оспариваемому приказу.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того обстоятельства, что личный прием граждан входит в число должностных обязанностей Осипова Л.М. и, следовательно, должен осуществляться в строгом соответствии с требованиями Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации. При этом личный прием относится к случаю официального представительства, в связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 41.3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" должен осуществляться в форменном обмундировании.
Свидетель ... Т.Н. суду показала, что осуществляла личный прием граждан 09.04.2018 г., приняла жалобу ... С.П. на сотрудников прокуратуры, осуществлявшим прием граждан 05.04.2018г. без форменного обмундирования. Ношение формы обязательно в силу действующего законодательства, кроме того, в январе 2018 г. в ходе проведенной коллегии прокурор республики в своем выступлении отдельно уделил внимание необходимости ношения форменного обмундирования во время приема граждан.
Вопреки доводам истца, в соответствии с приведенными выше положениями Федерального закона о прокуратуре выполнение распоряжений, поручений и указаний Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора республики является прямой обязанностью истца, замещающего должность начальника управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры республики.
В силу своего должностного положения Осипов Л.М. обязан соблюдать требования законов, организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации и требовать их исполнения от подчиненных работников.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Осипова Л.М. к Прокуратуре Республики Коми о признании незаконным и отмене приказа от 08.05.2018г. №39-к «О лишении премии», исключением из приказа ссылки на невыполнение требования приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.10.2004г. № 29, признании незаконным и отмене заключения по результатам служебной проверки, возложении обязанности исключить из личного дела документы о лишении премии по оспариваемому приказу, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Коми с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья С.В.Лушкова