УИД 60RS0001-01-2023-002490-15
Дело № 2-2649/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 апреля 2023 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Семёновой Т.А.,
при секретаре Мызниковой М.И.,
с участием третьих лиц МСМ и МЛА, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ИЮС к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации, к территориальному отделу «Псковский» филиал «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л :
ИЮС обратилась в суд с иском к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ, к территориальному отделу «Псковский» филиал «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска указано, что истец проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> на основании ордера и в соответствии с Законом о приватизации имеет право на приватизацию указанного жилого помещения.
Желая реализовать свое право, истец обратилась в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова по вопросу приватизации занимаемого жилья, но ей было отказано, поскольку жилое помещение не является муниципальной собственностью.
Родители истца – МЛА и МСМ от участия в приватизации отказались.
В связи с изложенным, истец просит суд признать за ней право собственности на квартиру <адрес> в порядке приватизации.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МЛА и МСМ
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Третьи лица МЛА и МСМ исковые требования поддержали, от участия в приватизации отказались.
Представитель ответчика-ФГАУ Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры («комплекса) Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика - территориального отдела «Псковский» филиал «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, направил в суд возражения, в которых указал, что согласно приказу Департамента военного имущества Министерства обороны РФ № 1976 от 22.06.2022 жилое помещение по адресу: <адрес> закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» и из специализированного фонда не исключено. Спорное жилое помещение относилось и относится государственному специализированному жилищному фонду. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Из материалов дела судом установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено МСМ на основании распоряжения главы Администрации города Пскова от 03.03.2003 на состав семьи четыре человека, включая супругу МЛА, дочь МЮС и мать ВЕН, что подтверждается копией ордера на жилое помещение № (л.д. 13).
Согласно выписке из лицевого счета, в настоящее время в указанном жилом помещении проживают и зарегистрированы истец ИЮС и ее родители МСМ и МЛА (л.д. 12)
Решив реализовать свое право на приватизацию, ИЮС подала соответствующее заявление в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова, третьи лица МСМ и МЛА от участия в приватизации отказались, о чем подали заявления (л.д. 15,16).
На указанное обращение был получен ответ, что жилое помещение по адресу: <адрес> не является муниципальной собственностью и не числиться в реестре муниципального имущества города Пскова (л.д. 17).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 03.03.2023, правообладателем квартиры по адресу: <адрес> является Российская Федерация, с 2022 года жилое помещение находится в оперативном управлении ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ (л.д. 18-20).
Из представленных суду доказательств следует, что истец ИЮС ранее в приватизации жилого помещения не участвовали, что подтверждается справкой Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова (л.д. 17).
Судом так же установлено, что истец проживает в квартире <адрес> на условиях социального найма, указанное жилье находится в собственности Российской Федерации и поэтому у нее возникло право на приватизацию занимаемого жилого помещения.
Третьи лица МСМ и МПА от участия в приватизации жилого помещения отказались. Правовые последствия отказа от участия в приватизации им разъяснены и понятны.
Доводы представителя ответчика о том, что спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» и из специализированного фонда не исключено и не может быть передано в порядке приватизации, не основаны на законе.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная или муниципальная) приватизации не подлежат.
Таким образом, по смыслу статьей 2 и 4 указанного закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.
Между тем ст. 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации жилищного фонда) определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно разъяснениям, изложенным в пп. 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 указанного закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ст. 8 Закона о приватизации жилищного фонда решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Принимая во внимание, что истец пользуется жилым помещением на условиях социального найма, оснований для отказа в приватизации жилого не имеется.
Документов, подтверждающих отнесение спорного жилья к специализированному, суду не представлено.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░ (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░ 2023 ░░░░.