Решение по делу № 12-427/2024 от 26.04.2024

№ 12-427/2024

РЕШЕНИЕ

1 июля 2024 года

город Архангельск

Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Глинская Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО «Вирс» Ш.С.Н. на постановление старшего государственного инспектора труда отдела охраны труда Межрегиональной территориальной Государственной инспекции труда в Архангельской области и НАО от 19 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора труда отдела охраны труда Межрегиональной территориальной Государственной инспекции труда в Архангельской области и НАО общество с ограниченной ответственностью «Вирс» (далее – ООО «Вирс») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3. ст.5.27.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель ООО «Вирс» подал в суд жалобу, в которой просит об отмене постановления или смягчении наказания.

В судебном заседании защитник Дунаев В.А. поддержал жалобу по изложенным в ней обстоятельствам.

Выслушав защитника, исследовав доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

На основании части 1 статьи 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 214 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;

- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

В соответствии со статьей 220 Трудового кодекса РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Приказом Минздрава России от 28 января 2021 года № 29н утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (далее Порядок).

Пунктом 1 приложения к Порядку установлено, что порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливает правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии с пунктом 3 Порядка обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - периодические осмотры) проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой организационно-правовой формы, имеющие право на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (далее - медицинские организации) (пункт 4 приложения 1 к Порядку).

На основании пунктов 4, 10, 13 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 года № 2464, обучение по охране труда осуществляется в ходе проведения инструктажей по охране труда. Вводный инструктаж по охране труда проводится до начала выполнения трудовых функций для вновь принятых работников и иных лиц, участвующих в производственной деятельности организации (работники, командированные в организацию (подразделение организации), лица, проходящие производственную практику). Первичный инструктаж по охране труда проводится для всех работников организации до начала самостоятельной работы.

Согласно пункта 19 Инструкции по организации движения поездов и маневровой работы на железнодорожном транспорте Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтранса России от 23.06.2022 № 250 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» маневровая работа производится составителем поездов, составителем поездов и помощниками составителей поездов, главным кондуктором грузовых поездов, главным кондуктором грузовых поездов и кондуктором грузовых поездов. Количество работников, производящих маневры с одним локомотивом (поездом), устанавливается владельцем инфраструктуры (владельцем железнодорожных путей необщего пользования).

Согласно материалам дела, в ходе расследования несчастного случая, произошедшего с С.А.А. 20 июня 2023 года, должностным лицом государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе в отношении ООО «Вирс» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и вынесено обжалуемое постановление.

Из обжалуемого постановления и иных материалов следует, что в вину ООО «Вирс» вменяется нарушение, выразившееся в допуске работника к работе по выполнению маневровых работ без прохождения обязательного медицинского осмотра и психиатрического освидетельствования, а также без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда и безопасных методов выполнения работ, в связи с чем вменяется в вину нарушение статей 22, 60, 76, 214, 219 и 220 ТК РФ, приказа Минтруда России от 18.10.2022 № 673н «Об утверждении профессионального стандарта «Составитель поездов, кондуктор грузовых поездов», пункта 19 Порядка организации маневровой работы, утвержденного в качестве Приложения № 10 к Инструкции по организации движения поездов и маневровой работы на железнодорожном транспорте Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтранса России от 23.06.2022 № 250 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», приказа Минздрава России от 20.05.2022 № 342н «Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование», приказа Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».

Согласно приказа о приеме на работу от 01.10.2021 года на работу в ООО «Вирс» принят С.А.А. <данные изъяты>.

В то же время, С.А.А. был допущен к выполнению маневровых работ без обучения и проверки знаний требований охраны труда, осуществлял выполнение должностных обязанностей без прохождения им предварительного медицинского и психиатрического освидетельствования примерно пару раз в месяц, что следует также и из его пояснений.

Выявленные нарушения законодательства послужили основанием для привлечения ООО «Вирс» к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Материалами не подтверждается, что С. выполнял все должностные обязанности составителя поездов (или кондуктора) и являлся, соответственно, работником железнодорожного транспорта, соответственно, не имеется подтверждения, что он официально занимал указанную должность составителя поезда согласно трудовому договору или штатному расписанию. Однако это не является препятствием для привлечения к ответственности в части выявленного разового привлечения работника к обязанностям, связанным с маневровыми работами.

Факт привлечения работника С.А.А. 20 июня 2023 года к работе по перемещению вагонов не оспаривается подателем жалобы и подтверждается материалами, в том числе заключением государственного инспектора труда, предписанием от 22.09.2023, медицинским заключением, должностной инструкцией С.А.А., его объяснениями и объяснениями Л.А.В., актами о несчастном случае на производстве, приговором Исакогорского районного суда города Архангельска от 01.02.2024, иными материалами, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

ООО «Вирс» имело возможность для недопущения факта допуска работника к исполнению трудовой обязанности без прохождения обязательных медицинского осмотра, психиатрического освидетельствования, и своевременной проверки знаний, но им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Следовательно, в данной ситуации должностное лицо инспекции обоснованно исходило из необходимости прохождения им предварительного медицинского и психиатрического освидетельствования, а также обучения и проверки знаний требований охраны труда.

Уголовно-правовая оценка действий (бездействия) <данные изъяты> Л., являвшегося непосредственным руководителем пострадавшего, содержится в указанном приговоре суда, вступившем в законную силу. По настоящему делу Л. не является лицом, привлекаемым к ответственности, в связи с чем его поведение само по себе не является предметом рассмотрения.

Вина ООО «Вирс» в рассматриваемом случае выразилась в том, что общество, обладая всеми организационно-распорядительными функциями и административно-хозяйственными полномочиями, надлежащим образом не организовало деятельность своих подчиненных и не обеспечило соблюдение ими трудового законодательства.

Доводы подателя жалобы о том, что ООО «Вирс» не относится к железнодорожному транспорту, не является железнодорожной организацией, а пострадавший не являлся составителем вагонов, отклоняются судом, поскольку являются способом защиты и основаны на ошибочном толковании норм права.

Выполняя определенные действия с железнодорожными вагонами и привлекая для этого своих работников, работодатель обязан соблюдать указанные требования. Юридическое лицо не было лишено возможности привлекать для этого специализированные организации, но не воспользовалось этой возможностью.

При этом с учетом вменяемого в вину состава административного правонарушения подлежат исключению выводы о совершения правонарушения в той части, что С. был допущен к работе, не обусловленной трудовым договором (вследствие чего должностным лицом указано о вменении в вину нарушения статей 60 ТК РФ).

Нарушение данных норм права не относится к диспозиции части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

В случае если вменяется в вину допуск или привлечение работника к работе, не обусловленной трудовым договором, то, поскольку иное не предусмотрено КоАП РФ, данные действия подлежат квалификации по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ. Однако одновременное вменение в вину двух составов не было предусмотрено протоколом. Оснований для применения статьи 4.4 КоАП РФ в данном случае не имеется. В связи с этим такое изменение постановления (с переквалификацией части деяния) будет ухудшать положение лица, что недопустимо.

Исключение указанных выводов не является основанием для снижения размера штрафа, поскольку наказание уже назначено в минимальном размере.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, и сроки давности привлечения к административной ответственности, исчисляемые с выявления нарушения, должностным лицом соблюдены.

Допущенное правонарушение не является малозначительным, поскольку объектом его посягательства является гарантия трудовых прав и свобод граждан, благоприятные и безопасные условия труда, права и интересы работников.

С учетом формального характера совершенного правонарушения, его существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных последствий, а в пренебрежительном отношении ООО «Вирс» к исполнению возложенных на него обязанностей.

Законных оснований для замены назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение также не имеется, поскольку допущенное нарушение влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью (ст. 3.4 КоАП РФ).

Основания для применения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в рамках настоящего дела отсутствуют.

Частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В результате проверки юридического лица выявлены иные нарушения трудового законодательства, за которые должностное и юридическое лицо привлечены к ответственности.

Указанные постановления вынесены на основании различных обстоятельств и доказательств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, что подтверждается, в частности, буквальным содержанием названных постановлений должностного лица инспекции.

Факт того, что обстоятельства, послужившие основанием для вынесения должностным лицом инспекции в отношении общества иных постановлений, выявлены в рамках одной проверки и подведомственны одному и тому же лицу, в данном случае не свидетельствует о наличии оснований для применения положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с соблюдением общих правил назначения наказания, отвечает принципу справедливости и направлено на предупреждение совершения новых правонарушений.

Существенных нарушений процессуальных требований, являющихся основанием для отмены постановления, не выявлено.

Исключительных оснований для снижения наказания ниже низшего предела (по части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ) не выявлено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора труда отдела охраны труда Межрегиональной территориальной Государственной инспекции труда в Архангельской области и НАО от 19 апреля 2024 года изменить, исключив выводы о совершении ООО «Вирс» нарушения статьи 60 ТК РФ.

В остальной части обжалуемое постановление оставить без изменения, а жалобу законного представителя Ш.С.Н. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья      Е.В.Глинская

12-427/2024

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Вирс"
Другие
Дунаев Владимир Анатольевич
Генеральный директор ООО "ВИРС" Шмонов С.Н.
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Глинская Е.В.
Статьи

5.27.01

Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
26.04.2024Материалы переданы в производство судье
27.04.2024Истребованы материалы
14.05.2024Поступили истребованные материалы
01.07.2024Судебное заседание
02.07.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
05.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2024Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
19.07.2024Вступило в законную силу
24.07.2024Дело оформлено
24.07.2024Дело передано в архив
01.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее