Дело №2-184/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2022 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Ващенко С.С.,
при секретаре судебного заседания Тубальцевой А.А.,
истцов: Горшковой Л.Н., Горшковой Т.Р.,
их представителя Томашевской Е.А., действующей на основании ордера,
представителя ответчика - Давыдова Д.М.,
представителя третьего лица - Гагариной А.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Алушта гражданское дело по иску Горшковой Луизы Николаевны, Горшковой Татьяны Романовны к Администрации города Алушты Республики Крым, третье лицо: ООО «Карасанский», о предоставлении благоустроенного жилого помещения в связи с признанием дома аварийным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, ФИО3, обратились в суд с исковым заявлением к Администрации <адрес>, в котором просят обязать ответчика предоставить истцам благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, взамен жилья, признанного аварийным и демонтированного, а именно <адрес> жилом <адрес> лит. Ю, санаторий «Карасан», пгт. Партенит, <адрес>.
Свой иск мотивируют тем, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных жилых домов аварийными подлежащими сносу» был произведён демонтаж жилого помещения, в котором проживали и были зарегистрированы истцы, а именно <адрес> жилом <адрес> лит. Ю, общей площадью №,№ кв.м. В июне № года истцы обратились в Администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении им благоустроенного жилья взамен жилья, признанного аварийным, на что получен ответ об отказе по причине того, что по мнению ответчика обязанность по улучшению жилищных условий граждан должна быть возложена на собственника земельного участка, на котором были расположены жилые дома, в данном случае, ЦИК «Санаторий «Карасан», с чем истцы не согласны.
В судебном заседании истцы и их представитель доводы искового заявления поддержали, просят его удовлетворить.
Представитель ответчика, а также третьего лица просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав мнение сторон, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу п.1 ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Согласно ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст.86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Судом установлено, что ООО «Карасанский» с ДД.ММ.ГГГГ является владельцем целостного имущественного комплекса Санаторий «Карасан», расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Партенит, <адрес>, в том числе жилого <адрес> лит.Ю.
Из представленных материалов следует, что в декабре 2016 года на встрече граждан, проживающих и зарегистрированных на территории ЦИК «Карасан» с представителями Алуштинского городского совета, Администрации <адрес>, в том числе и истцов и представителями собственника – ООО «Карасанский» было обсуждено предложение ООО «Карасанский» о социальной инициативе по улучшению жилищных условий граждан, зарегистрированных и проживающих в жилых помещениях, входящих в целостного имущественного комплекса «санаторий «Карасанский», путем приобретения ООО «Карасанский» квартир в собственность граждан.
В сентябре 2017 года от ООО «Карасанский» истцам поступило предложение по улучшению жилищных условий, а именно в связи с признанием жилого дома, в котором проживали и были зарегистрированы истцы, аварийным и непригодным для проживания, истцам предложены варианты жилых помещений с целью переселения и перерегистрации истцов.
В ноябре 2017 года истцам потупил проект договора, предметом которого являлось предоставление истцам денежной компенсации в размере № рублей на приобретении ими в частную собственность жилья и перерегистрации по ному месту жительства, взамен используемого истцами <адрес> жилом <адрес>, лит.Ю, общей площадью 20,2 кв.м.
Как установлено судом, вышеуказанная сделка произведена не была.
Решением Алуштинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ истцам по настоящему делу отказано в удовлетворении исковых требований к ООО «Карасанский» о понуждении заключить договор о предоставлении денежной компенсации.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Из представленных материалов следует, что в августе 2018 года в соответствии с постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» был произведён демонтаж жилого помещения, в котором были зарегистрированы истцы, а именно <адрес> жилом <адрес> лит.Ю., общей площадью №,№ кв.м.
Судом также установлено, что в июне 2021 года истцы обратились в Администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении им благоустроенного жилья взамен жилья признанного аварийным, на что получен ответ об отказе, поскольку, по мнению Администрации <адрес>, данная обязанность должна быть возложена на собственника земельного участка, на котором были расположены аварийные дома, в данном случае ЦИК «Санаторий «Карасан».
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст.1).
В п.3 ст.2 вышеуказанного Федерального закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст.32, 86, ч.2 и ч.3 ст.88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п.3 ст.2, ст.16 Закона если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом, в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что собственниками жилого помещения, признанного аварийным с последующим его демонтажом истцы не являлись, спорные помещения входят в целостный имущественный комплекс ООО «Карасанский», доказательств того, что спорное жилое помещение, расположенное в <адрес> лит.Ю., включено в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на Администрацию <адрес> обязанности предоставить истцам благоустроенное жилье взамен признанного аварийным и непригодным для проживания.
Таким образом, рассмотрев заявленные исковые требования истцов в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ в пределах предмета и основания иска, право определять которые согласно ч.1 ст.39 ГПК РФ предоставлено только истцу, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, -
РЕШИЛ:
Исковые требования Горшковой Луизы Николаевны, Горшковой Татьяны Романовны к Администрации города Алушты Республики Крым, третье лицо: ООО «Карасанский» о предоставлении благоустроенного жилого помещения в связи с признанием дома аварийным – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд Республики Крым.
Судья Алуштинского
городского суда С.С. Ващенко