Решение по делу № 2-287/2022 (2-5207/2021;) от 18.03.2021

2-287/2022 (2-5207/2021;)

78RS0005-01-2021-002297-94

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербург 02 февраля 2022 года                  

Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Степановой М.М.

при помощнике судьи Кузнецовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буториной Светланы Михайловны к Администрация Калининского района Санкт-Петербурга, ГУЖА Калининского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма, обязании заключить договор социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратились в суд с административным иском к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма, обязании заключить договор социального найма в отношении квартиры <адрес>.

В обоснование административного иска указано, что с 1998 года истец постоянно проживает по указанному адресу вместе с дочерью Б. В спорном жилом помещении, предоставленном истцу на основании ордера, истец с дочерью зарегистрированы с 10.07.2003 года. Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 19.03.2019 года в иске Администрация Калининского района Санкт-Петербурга было отказано. 27.08.2020 года истец обратилась в Администрация Калининского района Санкт-Петербурга с заявление о заключении договора социального найма, на что 25.09.2020 года получила отказ. Полагает, что ее права оспариваемым решением нарушены (л.д.7-9).

Определением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 19.07.2021 года суд перешел к рассмотрению данного дела по правилам гражданского судопроизводства.

Истец в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме

Представитель истца – адвокат Крестовников А.А., действующий на основании ордера и доверенности, в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - Администрации Калининского района Санкт-Петербурга, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, против удовлетворения искового требования возражала, ранее представила отзыв на иск (л.д.52).

Представитель ответчика - СПб ГКУ «Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга», будучи извещенным о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, ходатайств об отложении слушания дела в суд не поступало, ранее представила отзыв на иск (л.д.101).

Третье лицо Буторина И.В, будучи извещенной о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, ходатайств об отложении слушания дела в суд не поступало.

С учетом изложенного, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального Кодекса РФ.

Исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № 2-310/2019, выслушав объяснения явившихся участников процесса, оценив представленные доказательства с учетом требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 5 ФЗ Российской Федерации «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года №189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Учитывая, что спорные правоотношения возникли до введения в действие Жилищного кодекса РФ, то могут подлежать применению нормы Жилищного кодекса РСФСР.

В силу ст. 7 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.10.1999 года №1131 «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность», распоряжением Президента РФ от 18.03.1992г. № 114-рп «об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности», постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 30.06.2003г. № 395 были утверждены перечни объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящихся в ведении Квартирно-эксплуатационных частей районов 875 квартирно-эксплуатационного отдела Главного КЭУ МО РФ, передаваемые в государственную собственность. В данный перечень включен дом <адрес>.

Согласно п. 8 Распоряжения Президента РФ № 114-рп, объекты федеральной собственности, не исключенные из соответствующих перечней, считаются переданными в собственность субъекта РФ с момента принятия постановления Правительства РФ или по истечении трехмесячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято.

Утвержденный постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 30.06.2003г. № 395 и согласованный перечень объектов жилищно-коммунального хозяйства, передаваемых из федеральной собственности в государственную собственность Санкт-Петербурга, куда включен жилой дом по указанному выше адресу, был согласован начальником Главного КЭУ МО РФ и зарегистрирован в ФАУГИ 23.01.2004г., и из указанного Перечня какие-либо объекты в установленном порядке исключены не были.

Таким образом, дом <адрес> был передан в собственность Санкт-Петербурга в соответствии с п. 8 Распоряжения Президента РФ № 114-рп, то есть по истечении трех месяцев с момента регистрации Перечня в ФАУГИ РФ, что является основанием как для возникновения права собственности Санкт-Петербурга на указанный объект недвижимости, так и возникновения обязанности по передаче указанного в нем имущества.

Распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга от 30.09.2005г. «о передаче имущества в государственную собственность Санкт-Петербурга» передаче в собственность Санкт-Петербурга подлежал и дом <адрес> В соответствии с распоряжением районы жилищным агентствам предписано принять в установленном порядке вышеуказанные дома для технического обслуживания и ремонта.

Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга № 2-3368/2002 от 06.12.2002 года на начальника Военного Артиллерийского Университета Санкт-Петербурга возложена обязанность ходатайствовать перед паспортно-визовой службой 21 отделения милиции Калининского РУВД Санкт-Петербурга о постоянной регистрации Буториной Светланы Михайловны и Б. по месту их жительства по адресу: <адрес> (л.д.130-131).

Согласно книге ордеров, представленной в материалы гражданского дела № 2-310/2019, 18.12.1998 года Буториной С.М. выдан ордер на квартиру <адрес> как бывшей жене военнослужащего на семью из двух человек (л.д.127-129).

10.07.2003 года Буторина С.М. и ее дочь Б. встали на регистрационный учет по указанному адресу (л.д.51).

Согласно ч. 1 ст. 47 ЖК РСФСР, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В силу ст. 53 ЖК РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения.

К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, в силу которой к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга № 2-310/2019 от 19.03.2019 года исковые требования Администрации Калининского района Санкт-Петербурга к Буториной Светлане Михайловне, Б. о выселении - оставлены без удовлетворения, решение вступило в законную силу 17.10.2019 года (л.д.20-22, 23-31).

Согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом, отсутствие решения уполномоченного органа об исключении того или иного помещения из специализированного жилищного фонда, а также - разночтения в учетных данных относительно точной площади и номера жилого помещения, не препятствуют осуществлению гражданином прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами соответствующих документов.

Истец зарегистрирована по указанному адресу с 10.07.2003 года по настоящее время, имеет ордер на спорное жилое помещение, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договору социального найма не состоит, однако иного жилого помещения в собственности не имеет.

В соответствии со статьей 105 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцу спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.

Аналогичной нормы, касающейся служебных помещений, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не содержат.

Исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

В связи с этим, с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона должен быть заключен договор социального найма.

Судом установлено, что спорная квартира была предоставлена истцу до ее передачи из федеральной в муниципальную собственность.

Руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит выводу о том, что истец была вселена в спорное жилое помещение в установленном законом порядке, и с ней, проживающей в помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима с помещения общежития на помещение, предоставляемое по договору социального найма, в силу закона должен быть заключен договор социального найма.

Истец просит заключить договор социального найма только с ней, без включения в договор социального найма ее дочери Б., которая, согласно пояснений истца, имеет свою семью, фактически проживает по иному адресу, в отношении нее зарегистрировано право собственности на иное помещение на основании договора участия в долевом строительстве.

27.08.2020 года истец обратилась с заявлением о заключении с ней договора социального найма в Администрацию Калининского района Санкт-Петербурга, на что 25.09.2020 года получила отказ, который просит признать незаконным (л.д.32-33).

В соответствии с Положением об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098, администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.

В силу п. 3.12.6 Положения, к полномочиям администрации района Санкт-Петербурга относится предоставление в установленном порядке жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма.

Администрация района Санкт-Петербурга, действующая в соответствии с Положением, не наделена полномочиями по заключению договоров социального найма жилого помещения.

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.04.2019 № 202 «Об изменении целей и предмета деятельности Санкт-Петербургских казенных учреждений — районных жилищных агентств», изменены цели деятельности Санкт-Петербургских государственных казенных учреждений — районных жилищных агентств, и установлено, что целями деятельности учреждений являются: материально-техническое обеспечение деятельности администрации соответствующего района Санкт-Петербурга в сферах законности, правопорядка, безопасности, благоустройства и обращения с отходами, городского хозяйства и энергетики, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, социальной политики, имущественных отношений; осуществление от имени Санкт-Петербурга прав и обязанностей наймодателя жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, в том числе по заключению (изменению, расторжению) от имени Санкт-Петербурга, в том числе договоров социального найма жилых помещений жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга» действует в соответствии с Уставом, утвержденным распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 16.09.2019 №2254-рз.

В соответствии с п. 1.4 Устава, Жилищное агентство Калининского района является юридическим лицом, имеет круглую печать, лицевые счета, открываемые в финансовом органе Санкт-Петербурга.

В силу п. 2.2.2 Устава, предметом деятельности Жилищного агентства Калининского района является заключение от имени Санкт-Петербурга, в том числе договоров социального найма жилых помещений жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга.

Согласно п. 2.3.8 Устава, Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности: заключение, изменение, расторжение от имени Санкт-Петербурга, в том числен договоров социального найма жилых помещений жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга.

С учетом изложенного, принимая во внимание положения ст. 52, ст. 57 ЖК РФ, оснований для признания решения Администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 25.09.2020 года об отказе в заключении с истцом договора социального найма не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                

РЕШИЛ:

Обязать ГУЖА Калининского района Санкт-Петербурга заключить с Буториной Светланой Михайловной договор социального найма жилого помещения – <адрес>.

В удовлетворении остальной части иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья М.М.Степанова

Мотивированное решение изготовлено 03.02.2022

2-287/2022 (2-5207/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Буторина Светлана Михайловна
Ответчики
ГУЖА Калининского района Санкт-Петербурга
Администрация Калининского района Санкт-Петербурга
Другие
Крестовников Алексей Александрович
Буторина Ирина Викторовна
Суд
Калининский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Степанова М.М.
Дело на сайте суда
kln.spb.sudrf.ru
18.03.2021Регистрация административного искового заявления
18.03.2021Передача материалов судье
19.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
07.05.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2021Подготовка дела (собеседование)
09.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2021Судебное заседание
02.09.2021Судебное заседание
18.10.2021Судебное заседание
20.12.2021Судебное заседание
26.01.2022Судебное заседание
03.02.2022Судебное заседание
03.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее