2-199/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2018 года г. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Жарниковой О.В.,
при секретаре Тарнуевой А.Г.,
с участием прокурора Кяхтинского района РБ Перелыгина П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску Прокурора Кяхтинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «<данные изъяты>» о понуждении к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кяхтинского района Республики Бурятия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации МО СП «<данные изъяты>».
Прокурор указал, что в соответствии со ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Статья 24 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Истец отмечает, что порядок утверждения перечня информации о деятельности органов местного самоуправления и Перечень информации о деятельности администрации МО «<данные изъяты>» в сети Интернет утвержден постановлением МО СП «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанным муниципальным правовым актом вкладке «Городские и сельские поселения» сайта органа местного самоуправления МО «<данные изъяты>» (http://admkht.ru) в сети Интернет присвоен статус официального источника информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения «<данные изъяты>».
Проведенной проверкой установлено, что муниципальным образованием сельское поселение «<данные изъяты>» не принято должных мер для исполнения требований действующего законодательства, в связи с чем прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МО СП «<данные изъяты>» внесено представление об устранении нарушений законодательства. По результатам рассмотрения представления требования законодательства исполнены не в полном объеме.
Прокурор указал, что размещенная в ДД.ММ.ГГГГ на сайте информация не соответствует постановлению МО СП «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №: так, отсутствуют сведения об основных мероприятиях, проводимых МО СП «<данные изъяты>», в том числе сведения об официальных визитах, рабочих поездках главы и работников администрации МО СП «<данные изъяты>».
Кроме того, вкладка «Информация о деятельности органов местного самоуправления» содержит устаревшую редакцию устава МО СП «<данные изъяты>», находящиеся в ней вкладки «Реквизиты», «Руководство», «Структура», «Полномочия», «Перечень информационных систем, банков данных, реестров, регистров» являются пустыми. Вкладка «Информация о нормотворческой деятельности» не содержит тексты решений и постановлений, принятых в ДД.ММ.ГГГГ; размещено только два постановления за ДД.ММ.ГГГГ (№), решения за ДД.ММ.ГГГГ не размещены. Вкладка «ДД.ММ.ГГГГ» содержит тексты 4 постановлений, что не соответствует фактически принятым муниципальным правовым актам.
Кроме того, размещенные правовые акты не содержат сведения о внесенных в них изменениях. Вкладки «Административные регламенты», «Проекты муниципальных правовых актов», «Порядок обжалования муниципальных правовых актов» являются пустыми. Сведения о перечне информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении администрации МО СП «<данные изъяты>» отсутствуют. Вкладка «Информация о закупках товаров, работ, услуг для муниципальных нужд» отсутствует. Вкладка «Информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве» является пустой. Вкладка «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» не содержит информацию, предусмотренную постановлением МО СП «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №: сведения о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами и законами Республики Бурятия. В указанной вкладке размещено только два постановления, принятых в ДД.ММ.ГГГГ году. Вкладка «Результаты проверок» должна содержать сведения о проведенных проверках должностными лицами МО СП «<данные изъяты>» (например, в рамках муниципального контроля) и результаты проверок деятельности указанных лиц (например, контрольно-счетной палаты). Размещен только акт проверки годового отчета об исполнении бюджета за ДД.ММ.ГГГГ Вкладка «Официальные выступления, заявления» не содержит тексты официальных выступлений и заявлений руководителя и заместителей руководителя МО СП «<данные изъяты>».
При этом, вкладка «Статистическая информация» не содержит данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям МО СП «<данные изъяты>». Нет сведений об использовании администрацией, ее структурными подразделениями и подведомственными учреждениями выделяемых бюджетных средств, отсутствуют сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в местный бюджет. Вкладка «Кадровое обеспечение» не содержит информацию об ответственном лице, его контактном номере телефона, о порядке поступления граждан на муниципальную службу, о вакантных должностях, либо их отсутствии, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей, условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей. Все имеющиеся во вкладке ссылки являются пустыми. Вкладка «О работе с обращениями граждан» не содержит порядок рассмотрения обращений; нормативные правовые акты по вопросам работы с обращениями граждан; сведения о лице, к полномочиям которого отнесена организация приема заявителем и обеспечения рассмотрения обращений, порядок и время приема заявителей, обзоры обращений, обобщенная информация о результатах рассмотрения обращений и принятых мерах, вкладка является пустой.
В соответствии с постановлением МО СП «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ администрация поселения размещает информацию также в дополнительных информационных разделах: «Новости» (еженедельно), «Противодействие коррупции» (не реже 1 раза в год) и «ТОС» (не реже 1 раза в квартал). Раздел «Информация о ТОСах» отсутствует. Раздел «Противодействие коррупции» должен содержать сведения о деятельности комиссии, нормативно-правовые акты и сведения о доходах муниципальных служащих, однако в разделе размещены только сведения о доходах главы администрации за ДД.ММ.ГГГГ
Истец отмечает, что указанные нарушения являются недопустимыми, создают препятствия для анализа правоохранительными органами и институтами общественности имущественного положения муниципальных служащих, затрудняя реализацию мер по противодействию коррупции, препятствуют достижению основополагающих идей и смысла антикоррупционного законодательства, основанного на публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления.
Кроме того, не размещение указанной информации нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, заинтересованных в получении достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, снижает качество административно-управленческих процессов, что может способствовать коррупционным проявлениям.
На основании изложенного, прокурор Кяхтинского района просит обязать администрацию МО СП «<данные изъяты>» принять меры к устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции путем размещения на официальном сайте администрации МО «<данные изъяты>» во вкладке «Городские и сельские поселения района» информации за ДД.ММ.ГГГГ о деятельности органов местного самоуправления в соответствии с перечнем информации о деятельности администрации МО СП «<данные изъяты>» обязательной для размещения в сети Интернет, утвержденным постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Кяхтинского района РБ Перелыгин П.А., подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО СП «<данные изъяты>» Швецова К.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, не возражала против удовлетворения заявленных требований, подав соответствующее заявление.
Выслушав истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».
Общий перечень информации, которую органы местного самоуправления обязаны разместить в сети Интернет на официальном сайте, указан в ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В соответствии с п.3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.2 Закона Республики Бурятия от 16.03.2009 г. № 701-IV «О противодействии коррупции в Республике Бурятия» одной из задач противодействия коррупции является противодействие условиям, способствующим проявлению коррупции.
Организация доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии со ст.9 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлены требования к содержанию информации об органах местного самоуправления, размещенной в сети Интернет.
Из ч.7, 8 ст. 14 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» при утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, администрацией МО СП «<данные изъяты>» информация, подлежащая размещению в сети Интернет в полном объеме на официальном сайте не размещена, что подтверждается справкой о результатах проверки исполнения администрацией МО СП «<данные изъяты>» требований законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ а также сведениями, предоставленными непосредственно с официального сайта ответчика.
По итогам прокурорской проверки, для устранения выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в адрес главы МО СП «<данные изъяты>» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ, между тем, требования законодательства исполнены ответчиком не в полном объеме.
С учетом изложенного суд считает, что со стороны ответчика допущены нарушения требований законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. Данный факт ответчиком по существу не оспаривается.
Соответственно суд считает установленным в судебном заседании факт, что со стороны ответчика не выполнены требования Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Кроме того, суд считает подтверждённым факт, что со стороны администрации МО «<данные изъяты>» допущены нарушения требований законодательства, выразившееся в неисполнении требований федерального законодательства о размещении информации о деятельности органов местного самоуправления, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на информацию, закрепленного Конституцией РФ.
При этом суд учитывает, что открытость органов местного самоуправления является важным условием формирования гражданского общества, прозрачность способствует усилению общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления, что минимизирует коррупционные проявления.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора Кяхтинского района подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Кяхтинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «<данные изъяты>» о понуждении к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления удовлетворить.
Обязать администрацию МО СП «<данные изъяты>» принять меры к устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции путем размещения на официальном сайте администрации МО «<данные изъяты>» во вкладке «Городские и сельские поселения района» информации за ДД.ММ.ГГГГ о деятельности органов местного самоуправления в соответствии с перечнем информации о деятельности администрации МО СП «<данные изъяты>» обязательной для размещения в сети Интернет, утвержденным постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Жарникова О.В.